Как стало известно Национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua, портал Domik.ua проанализировал этот вопрос и считает, что принципиальное условие подготовки договора купли-продажи недвижимости — это согласие продавца предъявить покупателю оригиналы необходимых документов.
Если участники сделки готовят договор, не обращаясь в агентство недвижимости, документы продавца вынужден проверять покупатель. В принципе, покупатель, вполне, может самостоятельно проверить документы продавца, чтобы нотариус зарегистрировал сделку купли-продажи квартиры.
При продаже квартиры через агентство недвижимости продавец обязан выплатить гонорар его специалистам. В Украине в начале 2018 года размер гонорара риэлторов зафиксирован в диапазоне 2-6% от суммы договора купли-продажи. Продавцы стремятся сократить размер обязательных выплат при совершении договора и предлагают покупателям заключить сделку, не обращаясь к риэлторам.
По правилам Гражданского кодекса Украины (ГКУ), сделки отчуждения недвижимости подлежат обязательной нотариальной регистрации.
Какие документы должен предъявить продавец для регистрации сделки купли-продажи
Пакет документов продавца удостоверяет его личность и правовую возможность совершить сделку. Набор документов для заключения сделки купли-продажи недвижимости установило Министерство юстиции Украины в приказе №296/5 от 22.02.2012 «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины».
Для регистрации договора продавец недвижимости предъявляет нотариусу такие документы:
1. Паспорт:
- для совершеннолетних граждан владельцев продаваемой квартиры —возрастом, старше 18 лет и для несовершеннолетних, возрастом старше 14-ти лет;
- для несовершеннолетнего гражданина — малолетнего ребенка возрастом до 14-ти лет — свидетельство о рождении.
2. Идентификационный налоговый код для владельца или совладельцев квартиры всех возрастных категорий.
3. Разрешение на отчуждение из государственного органа опеки — если владелец или совладелец недвижимости — малолетний, несовершеннолетний или нетрудоспособный гражданин.
4. Документ о праве собственности на квартиру — бумажную копию электронного извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимость о записи на право владения недвижимостью.
5. Технический паспорт объекта недвижимости.
6. Оригиналы свидетельства о браке, о расторжении брака, о смерти супруги/супруга.
7. Нотариально заверенное разрешение одного из супругов на отчуждение объекта, если жилье было куплено супругами во время брака.
8. Извлечения из Государственного реестра запретов на отчуждение имущества и Государственного реестра ипотек, которые берет нотариус в мент подписания основного договора. Эти документы подтверждают отсутствие отягощений квартиры. При регистрации договора купли-продажи они позволяют нотариусу зарегистрировать сделку.
9. Отчет о оценке рыночной стоимости квартиры.
10. Справка о составе семьи владельца отчуждаемой квартиры. Эту справку по запросу владельца выдает нотариус. Справка представляет собой бумажную копию электронной выписки из Единого государственного демографического реестра Украины.
(Окончание следует)