В предыдущей публикации Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua рассказала о планировочных решениях Вены, Парижа и Лондона.
Сегодня, мы более подробно расскажем методах приемах, которые, используют российские архитекторы и градостроители, при решении аналогичных задач в Москве.
Манежная площадь
Классическая Манежная площадь, сейчас, практически исчезла с лица города. Демонстрации, собравшие несколько сотен тысяч человек, и стали основной причиной ограничить возможность сбора людей. Сделано это было, в итоге, за счет нагромождения лестниц и парапетов при реконструкции Манежной площади в связи с возведением подземного торгового центра.
Триумфальная и Болотная площади
Примерно, то же самое повторилось и двумя известными «протестными» московскими площадями. Регулярно проводившиеся на Триумфальной площади Эдуардом Лимоновым и движением «Стратегией-31» митинги за соблюдение конституционной свободы собраний закончились многолетними «строительно-археологическими» работами.
Под предлогом вялотекущих археологических раскопок площадь вышла из-под протестного употребления, а вскоре и вовсе была трансформирована в маленький буржуазный рай с кафе и городскими качелями, где толпе уже не развернуться.
Необходимость перестройки Болотной площади городские власти начали обосновывать, сразу, после митингов 2011-2012 года.
Кремль и прилегающие районы
Еще один способ защититься от толпы – это непрямое усложнение прохода к защищаемым частям города. В принципе, Московский Кремль, сам по себе является крепостью за высоким забором. А во многих зданиях древних китайгородских кварталов между Варваркой и Ильинкой находятся службы администрации президента России.
В какой-то момент, было принято решение отгородить эту историческую территорию от праздношатающихся горожан высоким забором. И сейчас, доступ внутрь кварталов остался, вроде бы, открытым, но очень немногие люди желают проходить сквозь узкие проходные калитки.
Лубянка
На улице Малая Лубянка, где, почти каждое здание, так или иначе, связано с ФСБ, люди испытывают сильнейший психологический дискомфорт.
Возле въезда на площадь всегда находятся сотрудники полиции, среди мрачных фасадов домов нет ни одной витрины. Повсюду расположены камеры наблюдения и затонированные будки охраны. Это, возможно, одна из наименее популярных улиц центра Москвы, и совсем не случайно.
Вообще, Москва, с точки зрения обеспечения городской безопасности, является случаем в мировом масштабе крайне необычным. С одной стороны, городу почти не грозят никакие природные риски, но с другой, являясь столицей ядерной державы, к тому же претендовавшей на мировое лидерство добрую половину ХХ века, Москва реализовала очень своеобразную систему управления рисками.
Судя по всему, основными для столицы считаются возможное начало боевых действий, ракетно-бомбовый удар по городу или техногенная катастрофа, ведь в городе еще достаточно потенциально опасных предприятий.
От подобных ситуаций город постарались защитить. Как известно, в Москве в ХХ веке возводилось большое число бомбоубежищ, часть - внутри домов, часть - внутриквартального назначения. Метрополитен также должен функционировать как огромный объект гражданской обороны: с туалетами и душами, бюветами с водой, отгороженный от города десятками метров земли и могучими герметичными затворами и вентиляционными системами. Система оповещения эволюционировала, за прошедшие годы, от сирен и громкоговорителей до радиоточек и сотрудничества с мобильными операторами.
Понятие «оборонительной архитектуры», или «защитного урбанизма» (defensive urbanism), значительно преобразилось за последние десятилетия. Если раньше речь шла о военных сооружениях и способах противостоять врагу, то теперь фокус внимания переместился на простое ограничение доступа «нежелательных» людей к некоторым городским объектам.
Усилия чиновников направляются на то, чтобы сделать облик города, как можно более гладким и «прилизанным». В наше время, в городах создаются условия вытеснения бездомных и нищих людей: например, устанавливаются лавочки с поручнями посередине сиденья, чтобы никто не мог на них поспать. Конечно, все это не звучит угрожающе, но все те же неприглядные действия по подготовке города к борьбе с его жителями продолжаются и сейчас.