Фотограф Евгений Никифоров три года путешествовал по Украине и фиксировал на камеру исчезающее монументальное искусство. В итоге, на свет появилась книга, в которую вошли порядка 200 мозаичных панно, и некоторые из них уже невозможно увидеть вживую.
Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua воспроизводит некоторые панно из каждого раздела книги и краткие описание к ним
Люди
Изображение человека играло центральную роль в советской визуальной культуре, и монументальное искусство не было исключением. Власть сделала это направление одним из главных инструментов пропаганды и транслировало через него идеал советского гражданина — такого, каким должен быть настоящий советский человек с точки зрения морального и физического развития.
Валерий Ламах, «К Солнцу». 1971 г, Дворец культуры, Каменское. Рельеф, цемент, керамическая мозаика.
Обычно, изображали пару — мужчину и женщину или мать и дитя. Лица их были либо с гиперболизированными чертами, либо оставались андрогинными. Большинству из них придавали славянскую внешность. Разнообразие наций, населяющих СССР, демонстрировалось лишь тогда, когда этого требовал сюжет — например, если это была мозаика на тему «Дружба народов».
Неизвестный художник, конец 1960-х. Жилое здание, Кривой Рог. Керамическая мозаика
Труд и индустриализация
Еще одним частым сюжетом становится труд. В основном, это связано с тем, что многие заводы и фабрики располагали собственными средствами на декорирование зданий. Они запрашивали у художников масштабные панно, которыми украшались внешние и внутренние стены промышленных помещений, а также жилые дома рабочих. Фигуры рабочих наделяли атлетическим телосложением и выраженной мускулатурой. Нередко, из-за статичности поз и драпировок одежды они приобретали сходство с героями античных панно.
Т. Бережный, «Земля виноделов и рыбаков». 1971 год, универмаг в городе Очаков. Керамическая мозаика
Валентин Ковалев. Крытый рынок Черемушки, Одесса. Керамическая мозаика
История и идеология
Советская историография была подчинена жесткому канону и не оставляла художникам пространства для маневра. Когда речь шла об истории СССР, им надлежало показать три изображения: Ленина, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну 1917-22 годов. Вождь коммунизма стоял в окружении моряков, солдат и крестьян, но среди идеологически «заряженных» панно попадаются и другие персонажи — например, советские космонавты или национальные герои и классики, такие как Тарас Шевченко и Леся Украинка.
Сергей Светлорусов. Ленин и наука. Институт низких температур, Харьков. Керамическая мозаика
Неизвестный художник. ДК им. В.Н. Сосюры. Лисичанск, цветная смальта
Спорт и досуг
В СССР возводили много архитектуры, связанной со спортом, а атлеты были столь же популярными персонажами в искусстве, сколь и рабочие. Мозаики на спортивных объектах маркировали вид спорта, на котором специализируется то или иное здание. В отличие от рабочих, панно со спортсменами нередко придавали смелые стилизации. Были популярны аллегории: пловцов изображали как рыб, бегунов — как птиц.
Неизвестный художник. Спортивный комплекс Киевского государственного университета экономики. Керамическая мозаика
Валерий Ламах, Иван Литовченко, Эрнест Котков. «Речные виды спорта», 1959-1961. Речной вокзал, Киев. Сграффито
Наука и космос
В 1950–80-е годы становится престижной работа в сфере науки, в частности в НИИ. Новой технической элитой и новыми романтическими героями становятся инженеры. Научную сферу прославляют в том числе через искусство, и в это вовлечены даже авторы с «несоциалистической» идеологией — такие, как братья Стругацкие и Андрей Тарковский. На фасадах НИИ появляются многочисленные мозаики, и здесь они приобретают фантастический или даже театрализованный характер.
Александр Дубовик, 1980. Дворец детского технического творчества, Киев. Цветная смальта
Галина Зубченко, Григорий Пришедько. «Победа». 1970-1971. Национальный институт рака, Киев. Смальта, керамическая плитка, шлаковое стекло, цветное стекло
Фольклор и национальные мотивы
Советское монументальное искусство было с одной стороны интернациональным, а с другой — использовало для своих нужд народные мотивы, в том числе, и украинские. На зданиях часто изображали людей в традиционных костюмах и с народными музыкальными инструментами, особенно эта тенденция была развита в небольших населенных пунктах.
Степан Кириченко. «Украинская песня», 1967. ДК в деревне Шевченково, Киевская область. Цветная смальта
Иван Вихренко, Артем Присяжнюк. «Цвети, Буковня!», 1983. Жилой дом, Черновцы. Цветная смальта
Малые архитектурные формы
С наступлением эпохи модернизма, мозаики становятся универсальным видом архитектурного декора — ими украшают любые поверхности. За сложностью мозаичных мотивов скрадывается простота и безыскусность форм и материалов: особенно хорошо это заметно на примере старых автобусных остановок. Их часто декорируют мозаиками с изображением флоры, фауны и национальными мотивами.
Николай Мазур, «Пространственный ансамбль». Парк культуры и отдыха им. М. Чекмана, Хмельницкий. Цветная смальта
Неизвестный художник, автобусная остановка в селе Тихое. Ровненская область. Цветная смальта
Мозаичные ансамбли
Иллюзия неисчерпаемости ресурсов вдохновляла градостроителей на сверхмасштабные проекты, а художников — на столь же грандиозное оформление зданий. В этом ряду, особенно, заметны работы супругов Владимира Мельниченко и Ады Рыбачук в киевском Дворце детства и юношества: панно в интерьерах здания призваны полностью погружать в фантастический мир сказок.
Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук. «Волшебная скрипка», 1963-1968. Дворец детства и юношества, Киев. Цветная смальта
Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук. «О, песнь моя». 1963-1968. Дворец детства и юношества, Киев. Цветная смальта