Программа, курируемая Алексеем Петровым, Ириной Мирошниковой и Борисом Филоненко, представляет два пространства - павильон в Арсенале и инсталляцию в Садах, - подчеркивающих необычные конструкции, которые в результате российского вторжения стали символом чувства безопасности для украинского общества.
"Павильон Украины привлекает внимание не только к будущему, но и к условиям прошлого и настоящего, предоставляющим безопасность, необходимую для строительства будущего. Название украинского павильона - ответ на общую тему всей выставки этого года ("Лаборатория будущего"), потому что будущее невообразимо без Украины. Мы живем с концепцией "жизни после победы" и каждый день трудимся для ее создания. Украина стала новым, мощным участником повседневной жизни, трансформирующим видение будущего в Европе и во всем мире", - отметили кураторы.
Как стало известно ProfiDOM.com.ua, инсталляция в Арсенале преобразовала обычно высокий зал в темное пространство с низким потолком, окутывающее посетителей безопасностью закрытого неба и толстых стен. Конструкция демонстрирует то, что команда Арсенала называет "новым комфортом", где клаустрофобные, безоконные или даже заброшенные пространства становятся важными местами для взращивания планов о выживании и надежд на будущее.
"Больше года жизни в полномасштабной войне полностью изменили наше восприятие пространства. Все объекты вокруг нас машинально воспринимаются потенциальной угрозой или защитой. Во время войны, когда мы находимся под открытым небом, мы всегда смотрим вверх и стараемся найти ландшафт, который защитит нас. Больше года наш сон прерывается каждые четыре часа, и тогда у нас два выхода: или собрать необходимые вещи и уйти в бомбоубежище, или остаться дома, прижавшись к внутренней стене коридора согласно правилу "двух стен". Без дневного света, между крепкими стенами и под сплошным потолком мы учим детей, разговариваем, поем, радуемся, объединяемся и думаем о будущем", - прокомментировал Петров.
По информации ProfiDOM.com.ua, в Садах земляные инсталляции под открытым небом тоже фокусируются на трансформации восприятия ранее незамеченных элементов природной и рукотворной среды. Инсталляция основана на Змеевых валах, сети укреплений X века в Киеве, которые время превратило в обычные холмы. Хотя современные обитатели Киева почти забыли о них, в первые дни полномасштабного российского вторжения эти холмы сыграли свою роль, замедлив продвижение вражеской армии к столице.
Укрепления стали современной защитой городов, как и века назад. А воссозданные на выставке, они сразу стали популярными у посетителей, предлагая естественное "укрытие", в котором можно перекусить, пообщаться и отдохнуть.