Правильная подготовка основания для брусчатки – это первый и самый важный этап в процессе укладки тротуарной плитки. От качества очнования зависит надежность и долговечность покрытия.
В первую очередь, прежде, чем начать укладку плитки, необходимо определиться с нагрузками, которые будут приходиться на тротуарную плитку. От этого зависит какой тип основания («пирога») необходим для укладки плитки.
Как и в любом строительстве – в первую очередь необходимо разметить участок, где будет укладываться брусчатка. На этом участке удаляется весь растительный покров и снимается слой грунта на необходимую глубину, которая зависит от того какие нагрузки будут приходиться на тротуарную плитку. Все корни деревьев и крупные органические элементы должны быть удалены. Иначе – они перегниют и уменьшившись в объеме приведут к проседанию грунта и появлении ям. Также, следует быть внимательными с нормаи и ходами животных, которые можно не заметить – ведь, это ни что иное, как пустоты, которые также приведут к проседанию грунта.
Следует помнить, что независимо от того, какие нагрузки будут приходиться на будущее покрытие – перед созданием основания нужно тщательно уплотнить дно подготовленного котлована.
В целом, устройство «пирога» основания для укладки брусчатки состоит из нескольких этапов:
- Разметка участка.
- Снятие грунта необходимой глубины.
- Уплотнение дна котлована.
- Насыпка слоев пирога и их тщательное уплотнение.
- Насыпка выравнивающего слоя.
В зависимости от того, какие нагрузки будут приходиться на дорожное покрытие, типы и толщина основания значительно отличаются друг от друга. Следует учитывать, что для всех слоев основания используется щебень, поскольку он имеет прекрасные дренирующие свойства, что крайне важно для дорожного покрытия – не дает застаиваться воде и проседать уложенной тротуарной плитке.
Основание для участков, по которым будет осуществляться только движение пешеходов – состоит из двух основных слоев – несущего и выравнивающих слоев. Несущий слой представляет собой тщательно уплотненный слой щебня фракцией 0-40 мм. Его толщина должна составлять не менее 12 см.
При движении по брусчатке легковых автомобилей – основа также состоит из несущего и выравнивающих слоев. Но, толщина несущего слоя должна быть не менее 20 см.
А вот, устройство пирога основания, для участков с интенсивным движением транспорта и движением грузового транспорта уже значительно отличается. Тут, необходимо создание особого «пирога», поскольку и нагрузки будут значительные. На предварительно уплотненное дно котлована укладывается георешетка, которая засыпается слоем щебня фракцией 40-70мм, который в обязательном порядке тщательно уплотняется.
Этот слой после уплотнения должен иметь толщину не менее 26 см. Поверх несущего слоя укладывается и уплотняется так называемый, «расклинивающий» слой (не менее 14 см) из щебня фракцией 0-40 мм. И уже на него укладывается выравнивающий слой для монтажа плитки.
Такие, кажущиеся сложности, на самом деле обеспечивают качество и долговечность покрытия из тротуарной плитки. Ведь, если нарушить технологию монтажа основания, возможны тяжелые последствия, например:
- проседание грунта под плиткой,
- вспучивание плитки,
- образование «волн» на покрытии,
- неравномерное проседание отдельных камней,
- образование ям,
- застой воды на участках, вымощенных плиткой.
Все это приводит не только к ужасному внешнему виду, но и ускорению разрушения брусчатки. Но, что бы быть уверенным в том что все этапы монтажа тротуарной плитки будут выполнены должным образом, с соблюдением всех правил – следует обратиться к профессионалам с многолетним опытом. После подготовки основания, непосредственно на выравнивающий слой укладывается тротуарная плитка. И об особенностях укладки плитки, мы расскажем в следующей статье.