Журналисты ProfiDom.com.ua решили выяснить у отечественного производителя «Завода спецтехники «Техкомплект», как, когда и почему появились первые самосвалы, а также, что может предложить лидер украинского машиностроения в этом сегменте.
Итак, в далеком 1850 году коренной баварец Лоренц Мейллер, основал мастерскую по изготовлению инструментов. Кроме того, имея определенными технические и инженерные знания, Лоренц начинает производить мостовые пролеты для небольших городков Германии.
Далее, в 1890 году он вместе с братом Францем, осваивает выпуск прессов, от небольших до самых мощных для того времени аппаратов, используемых в типографском деле. В конце столетия, Франц становится автором изобретения – винтового домкрата, который был способен поднимать тяжелые строительные конструкции и даже целые здания.
На этом братья не остановились и через некоторое время приступили к производству барабанов и других механизмов, используемых в стационарных механических бетоносмесителях. И вот однажды, наблюдая за процессом ручной разгрузки телег, доставляющих компоненты строительной смеси в бетономешалки, братья задумались над идеей создания опрокидывающегося кузова.
И, наконец, в 1904 году изобретательные братья сконструировали и запустили в производство саморазгружающиеся кузова. Поначалу, они имели ручной привод от лебедки и устанавливались на шасси грузовиков от компании Даймлер. Со временем, ручной привод был заменен на механический и конструкция самосвалов постоянно совершенствовалась.
Эволюция самосвала: от примитивного ручного управления до дистанционного
Первыми самосвальными кузовами было, довольно, трудно управлять – представьте, как «приятно» ручным приводом поднять груз в одну-две тонны. Первые самосвальные кузова устанавливались на базовые грузовые шасси Даймлер. Со временем, ручной привод затем был заменен на механический и конструкция самосвалов постоянно совершенствовалась.
На территории бывшего Советского Союза первые самосвалы начали производить в 1935 году на Ярославском автозаводе. Эта модель могла перевозить 3,5 тонны и могли передвигаться со скоростью до 40 км/ч. Кузов был деревянный, обшитый металлическим листом объемом 5 кубометров.
Первые такие машины были довольно примитивными: по сути, это был, даже, не совсем самосвал, а простой грузовик с бортами, на дне кузова которого укладывался жесткий деревянный лист, а затем поверх него загружался перевозимый материал. Процесс разгрузки осуществлялся следующим образом: в пункте назначения деревянный лист поднимался краном с помощью специальных петель, оборудованных по краям доски, и все содержимое кузова ссыпалось через борта, которые заранее опускались.
А понятие «самосвал» приобрело свое истинное значение позже, когда уже были спроектированы более усовершенствованные механизмы.
Почему в современных самосвалах гидравлический привод наиболее популярен, как механизм опрокидывания
Описанный выше примитивный механизм опрокидывания не имел никаких шансов на будущее. Инженеры постоянно искали пути совершенствовали механизмов опрокидывания, то есть, ускорения и упрощения процесса разгрузки самосвалов. И, постепенно, от ручного и механического опрокидывания эволюция пришла к пневматике и гидравлике.
Кстати, концерн БелАЗ разработал модели для карьеров, в которых опрокидывание кузова выполняется вообще дистанционно.
Для чего нужен простой и надежный подъемный механизм
Подъемный механизм необходим для того, чтобы при разгрузке наклонить, опрокинуть кузов и высыпать его содержимое, а затем, при помощи подъемного механизма вернуть кузов в исходное положение.
У современных машин, кузов может быть зафиксирован, при помощи подъемного механизма и упорной штанги на надрамнике, во время подъема и опускания в любом промежуточном положении. Упорная штанга используется, также, во время ремонта автотехники, при поднятом пустом кузове.
Из чего состоит гидравлический подъемный механизм
Современный гидравлический подъемный механизм, в общем случае, состоит из таких элементов, как:
- КОМ (англ. PTO, коробка отбора мощности)
- Масляный насос
- Гидроцилиндры
- Баки масляные
- Фильтры масляные
- Трубопроводы.
Именно, гидравлический подъемный механизм с приводом от двигателя автомобиля, используемый для большинства современных самосвальных кузовов, позволяет доcтигнуть максимальной производительности и добиться минимального вмешательства и усилий со стороны человека.
Между прочим, выпускаемые «Заводом спецтехники «Техкомплект» четырех-тонные самосвалы, также, используют гидравлические подъемные механизмы. Специалисты завода убеждены, что гидравлический подъемный механизм – это компактность, надежность и безопасность в работе, плавность и оперативность действий, долгий срок эксплуатации.
Конечно, гидравлика для самосвальной автотехники, принципиально, везде одинакова, однако может отличаться способом управления. В технике, которую выпускает «Завод спецтехники Техкомплект», управление гидравликой ведется при помощи специальной кнопки, расположенной в кабине дорожного базового шасси.
Далее, журналисты ProfiDom.com.ua поинтересовались, что предлагает на рынке погрузки-разгрузки отечественный производитель «Завод спецтехники Техкомплект».
Эксперты завода объяснили нам следующее:
Краны манипуляторы: на «Заводе спецтехники Техкомплект» в Киеве новый самосвал можно приобрести с установкой итальянского крана-манипулятора от торговой марки PM.
Для самосвалов, выпускаемых на заводе в Полтавской области, имеющих универсальную трехстороннюю разгрузку, предусмотрен монтаж крано-манипуляторных установок (КМУ) от PM позади кабины.
Конечно, при установке за кабиной приходится «жертвовать» незначительной частью объема кузова, так как, для монтажа и работы крана-манипулятора с разложенными выносными опорами, необходимо некоторое свободное пространство.
Учитывая ассортимент итальянских кранов-манипуляторов PM, «Техкомплект» предлагает потребителям установки с грузоподъемностью 0,7-21,82 т. А для 4-х или 5-тонных самосвалов используются краны-манипуляторы PM 6 Classic, с грузоподъемностью 2,675 т на минимальном вылете 1,7-1,85 м и 260-275 кг – на максимальном вылете 10,75-10,8 м.
В принципе техусловиями, вполне, допускается использование КМУ от PM или от других изготовителей аналогичной крановой техники с максимальной грузоподъемностью до 3 т и собственным весом кранового оборудования до 1 т (у итальянцев – до PM 8 Classic).