Как выяснили журналисты ProfiDom.com.ua, современный рынок предлагает множество моделей аккумуляторных гайковертов. Однако, практика применения этих инструментов уже показала, что иногда они не оправдывают ожиданий: например, не хватает крутящего момента, хотя, по техническим параметрам его, даже, в избытке. И речь тут не в обмане со стороны продавцов или производителей, - причину нужно искать в естественных физических процессах.
Крутящий момент – одна из наиболее часто встречающихся характеристик аккумуляторного и электроинструмента. И она же – из числа самых «затуманенных». Казалось бы, все предельно логично – чем больше указанная величина максимального крутящего момента, тем лучше. Так что, выбираем модель с самой большой заявленной величиной, покупаем и радуемся покупке.
Однако, на самом деле, это примерно то же самое, что и выбор автомобиля по цифрам на спидометре – чем длиннее шкала и чем больше последняя цифра, тем лучше. Неплохо, если там 220, но ведь гораздо приятнее, если 280. Вот только ездить вы будете все равно со скоростью не больше 110 (а в перспективе, и того меньше) – потому что камеры, штрафы, лишний расход топлива, да и просто состояние дорог таково, что разгоняться особо негде. И главное – незачем!
Аналогия с шуруповертами прослеживается в том, что для выполнения работы, на которую они рассчитаны, - им достаточно более низкого крутящего момента, чем тот максимум, что заявлен в характеристиках. Так что логично задаться вопросом, – а что это понятие обозначает и какой в нем смысл? Эксперты ProfiDom.com.ua в этом материале попробуют расставить точки над «i» и объяснить сразу несколько важных моментов:
- что такое крутящий момент, в чем он измеряется;
- 1 (10, 100, 1000) Н*м – это много или мало;
- чем отличается мягкий крутящий момент от жесткого;
- и самое главное – почему аккумуляторный гайковерт «не берет» колесные гайки, хотя покупался именно для этой работы? Да, и продавец уверял, что раз в инструкции к автомобилю указан момент затяжки колесных гаек 120 Н*м, то гайковерт, с его заявленными 200 Н*м, открутит их, не заметив сопротивления?
Журналисты ProfiDom.com.ua постарались написать статью максимально простым языком, но не настолько, чтобы у профессионалов возникло желание расстрелять авторов. Здесь приходится балансировать на тонкой грани, учитывая бездонную пропасть между предельно точно сформулированными определениями из физики и мира техники, с одной стороны, и устоявшимися терминами на потребительском рынке – с другой.
Что такое крутящий момент?
Это произведение модуля силы на длину рычага, к которому она приложена. Ну, если не вдаваться в подробности, сила – величина направленная, и поэтому произведение должно быть векторным. Крутящий момент достаточно легко представить «в ощущениях». Предположим, вы держите в руке палку длиной 1 м. Держите за конец, горизонтально, но сама палка невесомая, так что никакой нагрузки вы не чувствуете.
А теперь, к концу палки прикрепляют груз весом 100 г. Всего-то, но на метровом рычаге «выворачивающее» руку усилие будет не таким уж малым – ощущения сразу станут «не те». Так вот, это «всего лишь» 1 Н*м: сила в один ньютон действует на рычаг длиной 1 м.
Возьмите груз весом 200 г или увеличьте длину палки до 2 м – получите 2 Н*м, килограммовый груз даст соответственно 10 и 20 Н*м в зависимости от длины рычага. Ну а 55 Н*м – это 5,5-килограммовый груз на метровой палке, который вы пытаетесь удержать в руках. Кстати, 55 Н*м – это максимальный крутящий момент у некоторых 18-вольтовых аккумуляторных шуруповертов, - по крайней мере, по заявлениям производителя.
(Продолжение следует)