Рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, в западном конце Фрейлинского коридора, находится Зимний сад, соединяющий дворец с апартаментами Их Высочеств. Растения в этот сад привозятся из оранжерей Александринского летнего дворца.В саду находятся чаша из авантурина и мраморные статуи Геркулеса и Весты.
Апартаменты Их Высочеств.
Передняя. Шкаф-Буль, на нем старинные очень ценные часы, на циферблате которых черепаха заменяет часовую стрелку, а змейка - минутную.
Серебрянная гостиная - называется так, потому что находящиеся в ней зеркала, люстры, столы и экран перед камином - из чистого, оксидированного серебра. Стол и люстры стиля Людовика XVI. Стены украшены 4 превосходными французскими гобеленами с изображением сцен из Дон-Кихота. На мраморном пьедестале бронзовая модель памятника тысячелетия России, воздвигнутого в Новгороде в 1862 году. На камине из белого мрамора - часы Буль.
Вторая гостиная. На сводах потолка - медальоны, исполненные по рисункам знаменитого датского скульптора Торвальдсена (1770-1844 г.). На стене большая картина Сверчкова «Поездка Иоанна Грозного на богомолье». Два шкафа и витрина-Буль.
Спальная.Четыре кресла, стол, комод и письменный столик-Буль, удивительной красоты; столик и стул-Буль, с инкрустациями из серебра, бронзы, слоновой кости и черепахи, замечательной работы.
Кабинет.По стенам прекрасные копии с картин Баттони «св. Магдалина» и Аннибала Карачи - «Иоанн Креститель», писанные сепией академиком Зейдельманом и приобретенные Императором Александром I в Дрездене, в бытность Его в 1814 году за границей. На мраморном камине часы-Буль, стол с бронзою и инкрустацией из серебра и черепахи; по углам два своеобразных треножника-Буль.
Приемная с мраморными столами в помпейском вкусе. По стенам превосходные копии сепией Зейдельмана в величину оригиналов:
Передняя. На подзеркальнике старинные французские часы с горизонтально вертящимся минутным и часовым кругами. По бокам канделябры конца XVIII столетия; у дверей две мраморные группы Амуров.
Картинная галерея - вдоль всего ряда описанных выше комнат, с 16 окнами, выходящими на двор Конюшенного корпуса.
Находящиеся в ней картины заделаны под общую рамку, составляя как бы облицовку внутренней стены. Они поступили из Эрмитажа, из Варшавского замка и из собраний частных лиц: гр. Сухтелена, Татищева, Мусина-Пушкина и др.
В простенках между окнами галереи развешаны блюда, поднесенные Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу ко дню Священного Коронования.
Против окон, вдоль всей галереи, стоят превосходные вазы, эпохи Екатерины II и Александра I, произведения Императорского фарфорового завода.
В ХVII веке на меcте апартаментов Их Высочеств находился Конюшенний дворец, двухэтажное каменное здание с 18 палатами. Посередине его фасада возвышалась, башня с часами; под ней был проезд во двор.
Теремная галерея или Фрейлинский коридор.
Возвращаясь из апартаментов Их Высочеств через зимний сад, мы вступаем в Теремную галерею, или Фрейлинский коридор (белый), идущий вдоль всего ряда комнат (помещения для фрейлин) второго яруса Теремного дворца.
Вдоль другой, северной стороны этого яруса, идет коридор, называемый также фрейлинским (желтый). Он служить переходом к церквам Св. Екатерины, Ризы Положения и Печерской часовне.
До постройкн Большого Дворца Теремная галерея была без крыши и наружной стены, представляя собою один из открытых переходов, придававших столько уютности и изящества старинным русским хоромам.
Наличники окон, освещающих отделения для фрейлин и выходящих в галерею, сделаны (при ее перестройке в 1838-1849 гг.) по образцу древнего окна Жилецкой Палаты, в восточном конце коридора.
Жилецкая Палата
В восточном конце Фрейлинского коридора, у входа во Владимирскую залу, видны древние расписные по камню наличники окон и дверей Жилецкой Палаты и окна Золотой Царицыной Палаты с золочеными решетками.
Жилецкая Палата, служащая проходною в Золотую Царицыну Палату, в настоящее время приспособлена для буфета, кухни и прохода в нижний этаж и потому разделена глухою перегородкой на две части, из которых ближайшая к Золотой Палате разделена, в свою очередь, завесом. Вследствие этого, прекрасные, древние своды ее потеряли свой цельный вид.
В XVII веке Палата эта находилась рядом с приемной Царицы и была местом дневания дворян-жильцов (охраны), откуда и ее название жилецкой.
Один шаг через порог этой Палаты переносит посетителя на 300 лет назад. В узком проходе, в темноте, за отлогой лесенкой мерцают направо золотые двери Золотой Царицыной Палаты, своим необычайным видом составляющей поразительный контраст с только что осмотренными парадными покоями Большого Дворца.
Золотая Царицына Палата
Вся покрытая золотом, живописью и орнаментами, с семью древними седалищами, со своеобразными окнами, арками крест-накрест и золочеными железными связями. Палата эта - наиболее сохранившаяся часть древнего дворца. Живопись, покрывающая ее стены и своды - старинного письма, на что указывают как ее характер, одинаковый с рисунками Лицевых Рукописей XVI века, так и уцелевшие местами графья (углубленные в стену очертания), и византийский прием рисунка, например, вытянутая ступня всадника (у левого окна).
Орнаменты по стенам, аркам и в пазушинах окон, также лепные украшения портала входной двери со стороны Жилецкой Палаты, прекрасного древнего рисунка. Двойное окно и наружные наличники окон, видные с Соборной площади, представляютто- же драгоценный остаток старины.
Золотая Палата построена в конце XVI века и была Царицыной приемной. В Светлое Воскресение в этой Палате Царица принимала поздравления Царя, патриарха и духовенства.
По всей вероятности именно в ней состоялся прием Царицею Ириною, супругою Царя Феодора Иоановича, Константинопольского патриарха Иеремии, приезжавшего в Россию в 1589 г. Спутник его, архиепископ Элассонскй, оставил описание убранства Палаты: «В Палате Царицы Ирины, говорит он, висел превосходной работы лев, державший в лапах змею, к коей привешано было множество прекрасных канделябров, сплетенных наподобие корзины. Эта Палата украшалась мозаическими иконами Богоматери с предвечным Младемцем, Ангелов и Св. Угодников. Все они блистали дорогими каменьями и жемчугом".
В 1683 году, для укрепления сводов Палаты, перегруженных вновь построенными над нею церковью Спаса в 1637 г. и ц. Распятия в 1681 г., сделаны крест-накрест каменные переплетения, что придало ей столь своеобразный вид.
До этого возобновления, со времени царствования Петра I Золотая Палата служила просто кладовой.
В том виде, в каком она представляется нам теперь, Палата была восстановлена при Императоре Николае I.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с незначительными сокращениями.
Источник: Альбом "Большой Кремлевский дворец. Дворцовые церкви и Придворные соборы", Москва, 1916 г.