С золочеными порталами дверей и окон, украшенных орнаментами так называемого чудовищного стиля, подобными тем, какие встречаются в заставках русских рукописей XIII и XIV веков, Святые Сени вместе с Грановитой Палатой представляют остаток дворца Иоанна III, состоявшего, как упомянуто выше, из отдельных палат, соединенных между собою наружными переходами и имевших каждая свои сени, необходимые при таком устройстве дворца.
Святыми Сени называются по священным изображениям, покрывающим их стены:
- видение св. благоверному царю Константину Креста;
- благословение св. преподобным Сергием великого князя Димитрия Иоанновича пред Куликовской битвой;
- явление Иисусу Навину Ангела пред стенами Иерихона;
- посещение Св. Троицей Авраама.
- принятие св. Владимиром христианской веры.
Картины эти, сохранившие древнее содержание первой росписи, сделанной при царе Феодоре Иоанновиче, принадлежат кисти академика Завьялова. Над дверью, выходящей на Красное Крыльцо, - надпись, гласящая, что Святые Сени и Грановитая Палата заложены при Благоверном Великом Князе Иоанне Васильевиче третьем. Рядом, над окном, вторая надпись: Возобновлена в царствование Благоверного Государя Императора Николая Первого. 1847 года».
Красное Золотое Крыльцо и Золотая Красная лестница
Красное Крыльцо и Золотая Красная лестница предназначены для шествия Царя во время Его торжественных выходов в соборы и к народу, который стекается на Соборную площадь, чтобы видеть «пресветлые Государевы очи».
В XVI и XVII веках лестница эта была расписана золотом и красками, имела кровлю с высокими шатрами над площадками и запиралась расписанной золотом и красками решеткой.
В 1685 году кн. В.В. Голицын устроил над ней медную позолоченную кровлю на железных стропилах, а в 1686 году резчик Григорий Иванов сделал из белого камня трех львов и двух орлов, которые сохранились и доныне.
В пожар 1737 года шатры и кровля погорели и с тех пор более не возобновлялись; лестница оставалась открытой, a от шатров сохранилось лишь каменное основание на нижней площадке.
При постройке Елисаветинского Дворца в 1753 г. лестница была переделана с сохранением старого рисунка и старой каменной резьбы. To же было сделано и в 1842-45 г.г. при постройке существующего Большого Дворца.
Грановитая Палата.
С массивным четырехгранным столпом посередине, куда сходятся ее стрельчатые своды, освещенная с трех сторон двойным светом, сплошь расписанная, с Императорским троном и великолепным золоченым порталом входной двери, Палата эта называется Грановитой, потому что восточная стена ее, в подражание итальянским дворцам, сложена из граненных белых камней.
Первое время после постройки она именовалась просто большой и была первым покоем дворца, главным местом для особо важных торжественных церемоний. Поздравление и торжественный стол при венчании на царство; объявление Царевичей Наследниками престола; поставление патриархов, митрополитов, архиереев; заседание великих земских соборов; особо парадные приемы иноземных послов - совершались в Грановитой Палате.
В 1552 году Иоанн Грозный праздновал в ней покорение Казани; в 1602 Борис Годунов давал роскошный пир Датскому принцу Иоанну, жениху царевны Ксении.
Собор о присоединении Малороссии, празднование Полтавской победы Петром Великим происходили в ней же. В последнее XIX столетие Грановитая Палата служит местом торжественной Царской трапезы после Священного Коронования.
Грановитая Палата - самая древняя из сохранившихся частей старого дворца. Она построена в 1491 году Иоанном III. Зодчими были итальянцы Марко Руф и Петр Антоний.
При царе Феодоре Иоанновиче Палата была расписана бытейским, письмом. В 1612 году она подвергалась опустошению вместе со всем царским дворцом и была вполне восстановлена лишь при царе Алексее Михайловиче. Знаменитый иконописец того времени, Симон Ушаков, возобновил ее стенопись (1668) и сделал ей подробную опись (1672), хранящуюся доныне в Императорской Публичной Библиотеке в Петрограде.
Около того же времени двери и окна Палаты были украшены с внутренней и внешней стороны высеченными по белому камню фряжскими травами, покрытыми затем золотом и разноцветными красками.
После пожара 1682 года, когда весь дворец был заново великолепно отделан кн. В.В. Голицыным, любимцем Царевны Софии, эта резьба была заменена другой, существующей доныне. Тогда же железная кровля Палаты была покрыта цветным орнаментом по золотому фону; в пожар 1696 года кровля сгорела и роспись ее более не возобновлялась.
В 1630 году в Палате был поставлен стремент - орган голландской работы с соловьем и кукушкой. При Петре Великом Грановитая Палата служила для устройства «комедий и диолегий» и других увеселений. Вероятно, тогда же стенопись ее была забелена известкой.
В 1723 году, к коронации Императрицы Екатерины I, Грановитую Палату, это наиболее обширное помещение Дворца, было приказано «совсем вычинить и исправить так, чтобы в оном могла велика публика чинно исправиться».
При последней реставрации, сделанной к коронации Императора Александра III под наблюдением помощника директора Оружейной Палаты Филимонова и архитектора Шохина, был снят бархат, покрывавший ее стены с царствования Императора Павла 1, и восстановлена живопись согласно упомянутой выше описи Симона Ушакова. Работу эту исполнили братья Белоусовы, крестьяне села Палеха Владимирской губернии, где сохранились еще предания старого стенного письма.
За 400 лет существования Грановитой Палаты в ней неоднократно изменялись форма и размер нижних окон, теперь значительно растесанных. Но, в общем, Палата сохранила свой первоначальный вид. Императорский Трон стоит на прежнем Царском месте.
Вдоль стен Палаты, на деревянном возвышении, тянутся лавки, покрытые полавочником из разноцветной материи, обшитой понизу золоченой бахромой. Вокруг столпа устроен поставец о 4 полках, который во время Высочайшего пребывания украшается по старинному обычаю ценной золотой и серебряной старинной посудой, хранимой в Оружейной Палате.
18 окон разной величины и формы освещают Грановитую Палату с трех сторон. Четыре массивные люстры темной бронзы и 20 таких же паникадил служат для вечернего освещения. Пол Палаты устлан великолепным ковром.
Живопись, сплошь покрывающая стены, своды и пазушины окон Грановитой Палаты, имеет следующее содержание:
- на сводах Палаты изображены дни творения, рай и изгнание из него человека; около Царского места – сон пророка Даниила и видение Иаковом листвицы;
- на Южной стене - явление Моисею Неопалимой Купины;
- на откосах сводов - праотцы, евангелисты и пророки;
- на Северной и Восточной стенах - история Иосифа, a ближе к Императорскому трону, вверху и по южной стене внизу - русская история в лицах. Наверху, под кружалами свода - Моисей пред Кивотом Завета, Давид обличаемый пророком Нафаном, царь Соломон в храме;
- на западной стене - притча о царском правосудии и каре, постигающей судию неправедного;
- в пазушинах окон - изображения Великих Князей Русских.
Грановитая Палата производит сильное впечатление своей своеобразностью и простою, но величественною красотою.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с незначительными сокращениями.
Источник: Альбом "Большой Кремлевский дворец. Дворцовые церкви и Придворные соборы", Москва, 1916 г.