К началу XV в. благодаря международной посреднической торговле с Востоком и центральной Европой высокого экономического расцвета достигли Флоренция, Венеция и Генуя. В то время население Флоренции и Генуи составляло по 80 тыс. жителей, Венеции - 190тыс. жителей. Освободившись от феодальной зависимости, крупнейшие города Италии превратились в города- государства, во главе которых стала торговая и ремесленная аристократия (бюргерство).
Произошло радикальное изменение художественного миропонимания: на смену средневековому мистицизму пришло жизнерадостное, реалистическое мировоззрение. Ослабилось влияние церкви на науку, искусство и мораль. В поисках новых художественных образцов мастера искусства (Брунеллеско, Донателло, Гиберти и др.) обратились к античному искусству, под воздействием которого и создалось искусство эпохи Возрождения.
Градостроительные идеи эпохи Возрождения наиболее полно выражены в проектах «идеальных» городов и в трактатах теоретиков (Альберти, Филарете и Скамоцци), так как строительная практика отставала от теории, и города перестраивались по частям, лишь постепенно преодолевая свой романско-готический характер.
Идеальные города - города-крепости в виде правильного многоугольника или звезды со рвами и бастионами по периметру; в то же время - это торговые города.
В идеальном городе Скамоцци городской центр (с общественной площадью, ратушей и собором) пересекается торговой улицей; вокруг центра располагаются биржевая, дровяная и две рыночных площади, далее простираются жилые кварталы, арсеналы и казармы. Таким образом, в идеальных городах видны зачатки зонирования городской территории.
В эпоху Возрождения преобладало гражданское строительство (дворцы, ратуши, лоджии и т. д.); центром города служила площадь общественного назначения, где происходили политические собрания, религиозные шествия, турниры и карнавалы. В XV в. городские площади, подобно форумам, имели правильный прямоугольный или трапециевидный план, они обстраивались аркадами (пл. Аннунциаты во Флоренции или св. Марка в Венеции).
Середина таких площадей оставалась свободной, главный фасад умеренно выделялся, а в композиции преобладала симметрия или спокойная уравновешенность архитектурных масс.
В связи с возвышением личности в эпоху Возрождения на площадях появляется портретная скульптура, а затем н аллегорическая (монументы: Гаттамелаты - работы Донателло в Падуе, Коллеони - работы Вероккио в Венеции, Давид - работы Микеланджело во Флоренции и др.).
В зависимости от выбранного места скульптура получает трехмерную, одностороннюю (плоскостную) или силуэтную трактовку и с большим мастерством включается в ансамбль площади.
С середины XVI в. начинается перерождение стиля Ренессанса в пышный и декоративный стиль барокко. Одновременно (в связи с упадком демократизма) отмирают общественные функции площадей.
В XVII в. сооружаются преимущественно декоративные площади перед фасадами барочных дворцов и соборов. Форма площади усложняется, а середина ее заполняется скульптурой, обелисками, фонтанами.
Таковы площади римского барокко: перед собором св. Петра, перед церковью Санта-Мария делла Паче и др.
Улицы в эпоху Возрождения (за исключением флорентийской улицы Уффиций) не получили целостного архитектурного оформления. Но в период барокко в папском Риме начинается широкое строительство улиц. В короткий срок Доменико Фонтана осуществил систему лучевых прямолинейных проспектов между площадью дель Пополо, церковью Санта-Мария Маджиоре, Латеранским дворцом и Колизеем. В точках схода лучевых улиц ставились обелиски.
Силуэт города в эпоху Возрождения приобрел новые архитектурные формы: кубообразный дворец с тяжеловесным венчающим карнизом и большой соборный купол; с этого времени силуэт почти каждого европейскою города строится на сочетании башни и купола.