Русское градостроительство меньше всего испытало на себе влияние Ренессанса и барокко. Оно шло по самобытному пути своего развития. До Петровского периода основное организующее архитектурное начало в русском градостроительстве оставалось за кремлями и монастырями.
Особо большое значение имели работы при Иване III по перестройке Московского Кремля, после которой Московский Кремль становится ни с чем несравнимым памятником русского градостроительства.
В петровский период, в результате военного, экономического и культурного подъема России и установления Петром I тесных связей с Западной Европой, произошел решительный перелом в русском градостроительстве. Все свое внимание и энергию Петр I перенес на Петербург, задумав создать на берегу Балтийского моря новую столицу могущественной России по строгим и регулярным градостроительным принципам.
В Петербурге был закрещен старый «усадебный» способ застройки кварталов и вменялось в обязанность строить дома фасадами на улицу, по «красным линиям», намеченным вехами. Почти все улицы в петровском Петербурге получили прямолинейное направление и невиданную еще в России ширину (20-25 м и более).
Производилась массовая застройка их образцовыми домами для «подлых», «зажиточных» и «именных» людей, а перспективы улиц, как правило, замыкались высокими церквями и башнями с тонкими золоченными стрелами шпилей. В петровское время началось мощение петербургских улиц (камнем и сваями), а с 1723 г. было введено освещение города фонарями.
Однако, несмотря на эти мероприятия, Петербург строился без плана. Только в 1717 г. Леблон составил генеральный план Петербурга в виде большого овала с центром на Васильевском острове. Проект Леблона воскрешал схемы идеальных городов эпохи Возрождения. Не будучи осуществленным, он все же оказал положительное влияние на планировку Петербурга и на русское градостроительство в целом.
С 20-х годов XVIII в. учреждаются так наз. «Канцелярии», затем и «Комиссии строений» для Петербурга, а потом и для Москвы. Комиссия строений (в которой работали Еропкин, Коробов и Земцов) закончила строительство лучевых проспектов Петербурга: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы.
Одновременно с планировкой Петербурга Мичурин составил проект урегулирования плана Москвы (1739 г.).
В екатерининский период, когда во главе Комиссии строений поставлен был И. И. Бецкий, разрабатывались планы провинциальных городов. Кладя в основу городского плана то три лучеобразно расходящихся магистрали (Тверь, Одоев и др.), то веер, составленный из нескольких прямолинейных улиц (Богородицк, Кострома и др.), то прямоугольную планировочную систему (Одесса, Богородск и др.), безымянные, но нередко талантливые планировщики умели выделять городской центр, старые архитектурные памятники и хорошо располагать площади.
Позднее, в николаевское время искусство планировки начало падать, появились шаблонные прямоугольные сетки улиц с монотонными, пустынными площадями (Ростов-на-Дону и другие города).
XVIII п. и начало XIX п. отмечены становлением и расцветом национального русского зодчества, по своей силе намного превышающего архитектуру Запада того времени. Вслед за барокко I половины XVIII в. в России расцвело барокко Растрелли, украсившее многие русские города прекрасными дворцами и соборами.
Поворот к классицизму, произошедший в 60-х годах XVIII в., выразился п постройках Деламота, Фельтена, Ринальди и других мастеров - в Петербурге, Казакова и Баженова - в Москве и в разных городах России.
Мастерам русского классицизма принадлежит заслуга в создании замечательных ансамблей улиц, площадей и городских центров в России. Построив Биржу в 1805-1816 гг., Томон, тем самым, завершил архитектурный центр Петербурга, слагавшийся в течение столетия.
Вслед за этим Захаров и Росси оформили систему площадей у Адмиралтейства, Сената и Зимнего дворца. В 20-х и 30-х годах, руководя планировкой и застройкой Петербурга, Росси построил Театральную улицу, площадь Чернышева и площадь перед Александринским театром.
В Москве после пожара 1812 г. Бове оформил Театральную площадь, Красную площадь (купольным зданием Торговых рядов).
В это время в Москве возникали новые заставы и множество особняков. Как и в Петербурге, преобладающим стилем Москвы явился ампир, но если петербургский ампир подчинялся строгому образу военной столицы, то в московских особняках он приобрел теплоту и интимность.
За XVIII в. и в первую треть XIX в. в силуэте русского города высокие шпилеобразные церкви и башни петровского времени были дополнены сложными по рисунку куполами Растрелли и полуциркульными куполами классицизма. В городах проводилось строгое регулирование высоты рядовой застройки; в результате башни и купола получили выгодные контрасты с прямолинейными горизонталями карнизов.