Остров Коркир – современный Корфу. Храм был построен около 600 г. до н. э. выходцами из Коринфа, основавшими свою колонию на месте более ранней ионийской. Возможно, этим объясняется такая типично ионийская особенность храма, как восьмиколонный торцовый фасад. Предполагается, что на продольных сторонах было по 17 колонн, однако установить это доподлинно невозможно, так как храм стоял на обрыве, часть которого обвалилась.
Хотя архитектурные остатки очень фрагментарны, тем не менее храм Артемиды, по-видимому, можно считать древнейшим, известным науке полностью каменным дорическим периптером Его колонны имели несколько меньший диаметр и были несколько уже расставлены из боковых сторонах. Угловые пролеты были также сужены. Различна и ширина триглифов, приходившихся на торцовые и боковые части фриза. Обходы птерона были довольно широки, так что по плану храм можно назвать псевдодиптеральным - особенность, характерная для храмов VI в. до н. э. в Сицилии.
Замечательной особенностью храма была его фронтонная скульптура, высеченная непосредственно на тех же известняковых блоках, которые составляли поле и карнизное обрамление фронтонов.
Это один из наиболее ранних примеров фронтонных скульптурных композиций, в дальнейшем украсивших большинство греческих дорических храмов (скульптура датируется 590-585 гг. до н. э). Центральной и самой крупной фигурой является ужасающая в своем грозном величин Горгона, с боков от нее расположены кажущиеся ничтожными фигурки героев и снова два огромных зверя (львы или пантеры).
За ними следуют: слева - сидящая фигура, вписавшаяся поэтому в уменьшенную здесь высоту фронтонного поля, справа - значительно уменьшенный в масштабе Зевс, угрожающий гиганту своими молниями. Левый угол занят лежащей на спине фигурой.
При всей выразительности отдельных персонажей в группе отсутствует единое смысловое содержание, человеческие фигуры различны в масштабах, они до смешного уменьшены по сравнению с мощными львами и Горгоной. Все это свидетельствует о первичных поисках и отсутствии опыта в выполнении фронтонных композиций.
Художественные достоинства храма, украшенного скульптурой, обогащались богатой раскраской, следы которой сохранились на всех венчающих частях сооружения.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 2. Издательство литературы по строительству. Москва. 1973