Храм заключал в себе целлу Афины (возможно, трехнефную) с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном – с западной. К западной целле примыкал пронаос, обрамленный антами с двумя колоннами между ними. Ширина пронаоса по фасаду была 12,3 м.Фронтон украшался скульптурами из пороса, датируемыми 570-550 гг. до н. э., изображавшими Зевса и борющихся с ним мифических существ. По характеру ордера храм Афины Полиады (Паллады) близок к коринфскому храму,
В последних десятилетиях VI в. до н.э. (возможно, около 530-520 гг. до н.э.) древний храм подвергся перестройке: старые стены были сохранены и здание окружено колоннадой, т. е. превращено в периптер. Его размеры по стилобату составили после этого 21,35х 43,44 мпри числе колонн 6 х 12.
Колонны нового храма - из пирейского известняка; метопы, сима, черепицы кровли - из мрамора. Расстановкаколонн тесная, причем угловые интерколумнии были уже других. Мутулы, соответствуют метопам и триглифам, были равны друг другупо ширине. Высокая капитель (1,083 м) по формам близка к классическим образцам хотя вынос ее еще довольно велик
Увенчанный дорическим киматием гейсон не имел слезника. Фронтоны храма украшались мраморными скульптурами, в данном случае объемными, что указывает на значительность изменении, произошедших за истекший период. Напомним что к концу века греческая скульптура шагнула очень далеко вперед, создав статуи атлетов. и девушек, еще скованные в своем движении, но вместе с тем полные внутренней жизни и загадочного очарования.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 2. Издательство литературы по строительству. Москва. 1973