В древности к каждому столбу была прислонена статуя сидящего на троне фараона Хефрена. Одни статуи были высечены из зеленого диорита, другие - из светлого алебастра, третьи - из желтого шифера.
Наиболее известна статуя Хефрена из диорита. Фараон изображен сидящим на троне. Его поза абсолютно статична. Фигура построена симметрично, т. е. правая сторона повторяет левую. Поза фараона спокойна и величественна.
По представлению древних египтян, статуя должна была служить вечным вместилищем души фараона, поэтому все случайное, временное, преходящее не могло быть запечатлено в этом идеализированном образе. Бог-сокол Гор распростер свои крылья над головой обожествленного царя. Это - статуя получеловека, полубога, безграничного властелина. Статуи составляют единое целое со столбами, сливаются с ними.
Синтез архитектуры и скульптуры, вообще свойственный египетскому искусству, в храме Хефрена выражен очень сильно. Вместе с тем здесь особенно ярко выступает и столь характерная для египетского искусства ведущая роль архитектуры. Именно она диктует план всего замысла, подчиняя себе все другие виды искусства.
Невдалеке от пирамиды Хефрена, вдоль прохода к верхнему храму возвышается огромная фигура сфинкса. Статуя высечена из выступавшей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил из плит и придал голове образ человека с портретными чертами Хефрена.
На голове у фараона надет клавт - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса 20 м, длина 57 м. Это самая грандиозная скульптура, созданная человеком за всю историю ваяния. Голова сфинкса сильно повреждена, утрачена подвесная борода, изуродовано лицо.
Стела, поставленная у подножья сфинкса в период XVIII династии Тутмесом IV, гласит, что однажды во сне будущий фараон предстал перед богом у ног сфинкса; бог повелел ему освободить сфинкса и обещал за это престол. Тутмес исполнил волю бога и был вознагражден. Две другие стелы, поставленные между лапами сфинкса фараоном Рамсесом II, сообщают о вторичной очистке сфинкса от песка. Третья очистка была произведена в 1925 г. археологом Баредом. В настоящее время скульптура видна полностью.
Образ сфинкса проходит через всю египетскую мифологию: он воин и страж, борец и мститель; сфинкс быстр и мудр, решителен и непреклонен. Из всех скульптурных изображений сфинксов гизехский сфинкс Хефрена - наиболее грандиозный. Вечный страж усыпальницы умершего фараона столь же велик, как пирамида, и столь же целен в своем образе.
Кристальная простота и ясность формы, грандиозные размеры придают пирамидам строгое величие и монументальность. Значение их архитектуры было оценено еще в древности. Среди семи чудес света первое место греки отводили пирамидам.
В этих исполинах, созданных гением и руками человека, древнеегипетская идеология, с ее обожествлением одного наделенного нечеловеческой властью человека и принижением сотен тысяч других, проявилась наиболее полно.
Пирамида преемника Хефрена фараона Микерина, третья из гизехских пирамид, сильно уступает по величине своим предшественникам: ее высота равна 62 м, а длина стороны основания 108,4 м. К погребальной камере, устроенной в грунте ниже уровня основания, ведут два входа.
Пирамида Микерина сложена из очень больших блоков. Снаружи она облицована гранитными плитами. Во время раскопок 1968 г. археолог Алу Хассан на плитах, облицовывающих основание пирамиды, обнаружил иероглифическую надпись Микерина с указанием годов строительства пирамиды. Микерин умер до завершения строительства, и верхняя часть пирамиды осталась необлицованной.
Скромные размеры пирамиды Микерина, неполное покрытие поверхности каменной облицовкой, использование в строительстве храма вместо камня кирпича-сырца и дерева - все это свидетельствует о том, что в конце IV династии культовое строительство уступает строительству начала династии.
Сын Микерина фараон Шенсескаф для погребения своего тела удовольствовался сооружением между некрополями Саккары и Дашура кирпичной мастабы. Правда, ма- стаба фараона намного превосходила по своим размерам окружающие ее мастабы знатных вельмож и чиновников.
Важнейшие погребальные ансамбли первых фараонов V династии Сахура Нефериркара, Неферфра и Ниусерра расположены на плато Абусира рядом друг с другом, и планы их во многом повторяются. Это сходство объясняется тем, что архитекторы следовали требованиям погребального ритуала фараона, полностью уже сложившегося и принявшего устойчивые формы во второй половине периода Древнего царства.
Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире является наиболее типичной и лучше всего изученной царской гробницей этого времени. В высоту пирамида имеет 49,6 м. Погребальный склеп устроен на уровне земли. Для того чтобы избежать сильного давления массы камня на погребальную камеру, над ней соорудили двускатное перекрытие из мощных блоков. Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для облицовки использован белый известняк, верхушка пирамиды гранитная.
Использование растительных форм характерно для египетской архитектуры. Уже в молельне фараона III династии Джосера имеются полуколонны с капителями в виде цветка папируса. В период V династии в связи с некоторой утратой грандиозности и монументальности, присущих сооружениям великих фараонов IV династии, и усилением интереса к декоративности часто используют колонны с растительными капителями; появляются капители в виде нескольких бутонов папирусов и капители в форме пальмовых листьев. Колонны храмов Сахура были окрашены в зеленый цвет. Потолок был ярко-синий с золотыми звездами, словно ночное небо, распростершееся над пальмовой рощей.
Большое место в оформлении храмов Сахура отведено рельефам. Сцена охоты в пустыне, высеченная на стенах храма, занимает площадь в 8 м2. Композиция разделена на две части: справа изображен загон, в котором находятся дикие быки, газели, антилопы, зайцы, слева - фараон, стреляющий в зверей из лука. За фараоном идут его сын и приближенные, фигуры которых в четыре раза меньше фараона.
Погребальные ансамбли последнего фараона V династии Унаса (середина XXVII в. до н. э.), фараонов VI династии, конца Древнего царства, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (XXVI-XXV вв. до н. э.) были сооружены в Саккаре. Они, как и погребальные ансамбли предшествующего периода, состояли из пирамиды, окружавшего ее двора и храмов.
Пирамиды этих фараонов имели небольшие размеры, их высота не превышала 70 м. Они сложены из небольших каменных блоков и из бута. От входа, расположенного на северном склоне пирамиды, идет коридор; недалеко от входа он расширяется, образуя первый зал; продолжающийся за залом коридор прегражден тремя узкими дверями, за которыми расположено прямоугольное в плане помещение. В его восточной стене имеется проход в низкую комнату, предназначенную, вероятно, для заупокойной статуи фараона, а в западной стене - проход в длинный погребальный зал с саркофагом.
Однотипность планировки различных пирамид была обусловлена требованиями ритуала. Определенные обряды происходили в специально предназначенных для них помещениях.
В отличие от гизехских пирамид IV династии, чьи внутренние помещения были лишены каких бы то ни было надписей и изображений, внутренние помещения пирамид Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II покрыты текстами, получившими по месту их расположения название текстов пирамид. Ритуальное шествие, связанное с погребением фараона, начиналось в долине, в нижнем храме, затем по крытому проходу направлялось к верхнему храму, где также происходили обрядовые церемонии, затем - в самую пирамиду.
Порядку совершения обряда в пирамиде соответствуют тексты, высеченные на стенах ее внутренних помещений. Они начинаются от входа и завершаются в погребальной камере. Тексты, высеченные в определенной последовательности, содержат изречения, произносившиеся в каждом помещении во время совершения там обрядов; около проходов высечены тексты обращения к божественным стражам дверей - змеям, львам и быкам, заклинания с требованием открыть замок и т. д. Тексты пирамид представляют большой интерес не только для истории религии, но и для истории архитектуры Древнего Египта, так как они позволяют установить назначение отдельных помещений, смысл которых не всегда понятен.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970