Пирамиды VI династии, как и в предшествующий период, были центром большого ансамбля. Заупокойные ансамбли этого времени отличаются значительными размерами, великолепием отделки, богатством убранства. Архитекторы уделяют большое внимание оформлению входа в нижний храм, длинному коридору, соединяющему его с верхним храмом, двору, портикам, залам.
В отличие от более ранних сооружений в храмах VI династии вместо твердых пород камня - гранита и базальта - чаще применены более мягкие - известняк, алебастр. Стены храмов покрывались прекрасными рельефами, прославлявшими царя и богов, даривших ему жизнь и престол.
Мастабы частных лиц Раннего царства сооружались из кирпича-сырца. Они имели прямоугольное в плане основание и наклонные стены; внутри располагались комнаты для погребального инвентаря и камера для саркофага с телом умершего.
В период Древнего царства в мастабах частных лиц времени III династии появилась крытая молельня, что способствовало лучшему сохранению настенных изображений и, таким образом, по представлению египтян, гарантировало умершему существование в загробном царстве.
Наиболее ранней и хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего периода III династии Хесира. Внутри мастабы находились плиты с изображениями Хесира.
На стенах мастабы Хесира имеются росписи, воспроизводящие, как и в гробницах Раннего царства, плетеные циновки и предметы, необходимые покойному в загробном мире.
Для мастаб конца III и IV династий характерно кроме закрытых молелен наличие ниш на внешней стороне стены молельни. Иероглифический текст, покрывавший нишу внутри, содержал имя и титул покойного; иногда здесь помещались и рельефы с его изображениями. Каждый проходивший мимо гробницы мог прочесть имя, произнести заупокойную молитву и, таким образом, обеспечить душе умершего ее загробное существование.
Одной из самых ранних мастаб IV династии является гробница царицы Хетеп-Херес - супруги первого фараона IV династии Снофру и матери фараона Хеопса. Погребальная камера Хетеп-Херес имеет в длину 5 м, а в ширину около 3 м; высота ее равняется 3 м. В камере стоял прекрасный алебастровый саркофаг царицы (длина 2 м, ширина 85 см, высота 80 см) и находились мебель, сосуды, ювелирные украшения. Из черного дерева, обитого листовым золотом, сделаны носилки царицы. Прекрасное кресло с прямоугольным сиденьем украшено вырезанными из дерева и покрытыми листовым золотом цветами папируса.
Предметы, аналогичные помещенным в гробницу Хетеп-Херес и предназначенные для ее жизни в потустороннем мире, судя по изображениям на стенах гробницы, украшали дворцы фараонов и знатных вельмож. Простые формы мебели с преобладанием прямых линий, четкость орнаментальных узоров и иероглифических надписей, строгое и в то же время декоративное сочетание черной матовой поверхности дерева и блестящего золота прекрасно гармонировали с простыми и величественными формами архитектуры Древнего царства.
Мастаба сына фараона Хеопса Рахотепа и его жены Неферт в Медуме вместо жертвенной ниши имеет прямоугольную в плане комнату, расположенную перпендикулярно основному помещению гробницы. В мастабе были найдены две прекрасные портретные статуи Рахотепа и Неферт, изображенных в традиционной позе - сидящими на кубических с высокими спинками тронах.
Одна рука Рахотепа прижата к груди, другая покоится на коленях. Руки Неферт скрещены на груди. На Рахотепе короткий передник, Неферт одета в длинное белое платье, украшенное ожерельем из красивых голубоватозеленых и синих бусин, имитирующих бусины из сердолика, бирюзы и лазурита; на ее голове диадема, раскраска которой также воспроизводит драгоценные камни.
Лицо Рахотепа с миндалевидными глазами и тонкими губами, подчеркнутыми небольшими усиками, безусловно, портретно. Наделено индивидуальными чертами и красивое, с большими черными глазами лицо Неферт. Обе статуи являются лучшими образцами портретной скульптуры Древнего царства.
В период V династии в связи с ростом влияния знати, приобретением ею ряда прав, составлявших ранее привилегию одного фараона, и связанным с этим изменением погребального ритуала изменяется и архитектура гробниц частных лиц: увеличиваются их общие размеры, расширяются внутренние помещения, усложняется план. Наземная часть гробницы состоит из нескольких залов, коридоров, кладовых, стены которых почти сплошь покрываются рельефами.
Назначение рельефов - воссоздать в воображаемом загробном мире реальную земную жизнь. Согласно общему принципу древнеегипетских рельефов, все поле стены разделено на горизонтальные полосы, заполненные изображениями. Центральное место в рельефных композициях занимает фигура владельца гробницы. На восточной стене гробницы Птаххотепа он изображен с посохом в руках, наблюдающим работу слуг.
Фигура Птаххотепа показана согласно древнеегипетским канонам изображения человеческой фигуры: голова изображена в профиль, глаза и плечи - в фас, грудь и живот - в три четверти, а ноги - снова в профиль. В одной фигуре совмещены различные точки зрения: спереди, сбоку и в три четверти. Подобно тому, как изображали человека в додинастический период и в период Раннего царства, художник показывает тело всесторонне, не прибегая к условному сокращению фигуры и изображению ее в ракурсе.
Блестящим образцом мастабы знатного вельможи периода V династии является ма стаба вельможи Ти, начальника пирамид фараонов Нефериркара и Ниусера в Саккаре. Мастаба Ти при входе имеет двухколонный портик, за которым расположен открытый двор, окруженный колоннадой из квадратных столбов. Под полом этого дворика начинается наклонный ход в склеп. Далее идет коридор, разделенный дверьми на две части. Справа находится комната для жены умершего, а в конце молельня с двумя ложными дверьми, параллельно ей тянется узкое помещение для статуй. Рельефы гробницы Ти дают полное представление об египетской жизни в середине III тысячелетия до н. э.
Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами в период Древнего царства сооружались святилища, не связанные непосредственно с загробным культом. Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называемые солнечные храмы.
Солнечный храм, построенный фараоном Ниусера в Абусире, носил название «Тот, кто радует сердце». От пристани, расположенной внизу на Ниле, к храму вел мощеный коридор с верхним светом. Коридор продолжался в толще стены, окружавшей святилище, огибал двор святилища с южной стороны и затем поворачивал вправо. В центре двора стоял гигантский культовый обелиск. Постамент обелиска, достигавший в ширину 40 м, в нижней части был сложен из базальтовых, а в верхней - из известняковых блоков.
Сам обелиск сооружен из известняковых блоков и облицован полированным гранитом, блестевшим в ярких лучах солнца. Около храма стояла каменная священная ладья, посвященная солнечному богу. Пережив тысячелетия, архитектурная форма обелиска, благодаря своей монументальности, строгости и простоте, нашла применение в современном строительстве.
Храм Ниусера дошел до нашего времени в руинах, но и то, что сохранилось, свидетельствует о его гармонии и красоте.
Строительное искусство в период Древнего царства достигло большой высоты. Накопленные знания передавались от поколения к поколению, от деда к отцу и сыну, от старшего брата к младшему. В автобиографии зодчего фараона Пепи I Нехебу говорится: «Я был в подчинении у своего брата, начальника работ, ... я записывал, я носил его письменный прибор. Когда он был назначен надсмотрщиком над строителями, я носил его измерительную палку. Когда он был назначен начальником строителей, я был его помощником. Когда он был назначен царским строителем и зодчим, я управлял для него его владениями и делал все в них превосходно. Когда он был назначен царским строителем и зодчим в обоих домах, я наблюдал за всеми его владениями, и богатства в его доме было больше, чем в доме какого-либо вельможи. Когда он был назначен начальником работ, я выполнял все, что он говорил, к его удовлетворению».
Прежде чем стать царским зодчим, мастер проходил на практике все стадии строительного дела и приобретал настоящую квалификацию.
От периода Древнего царства сохранились имена зодчих и известны памятники, созданные ими: Имхотеп - строитель ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун - начальник всех работ по сооружению пирамиды Хеопса, Дебхен - зодчий пирамиды Микерина, Тети - исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефе- риркара, зодчий Шесгеф - создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи.
Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли царских заупокойных святилищ, солнечные храмы с обелисками, величественные мастабы знатных вельмож.
В период Древнего царства египтяне научились великолепно обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотношения; сложились типы колонн, сохранившиеся затем на протяжении тысячелетий: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; были найдены интересные приемы декорировки. Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют характерные черты архитектуры Древнего царства.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970