ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Древний Египет. Архитектура Древнего царства. Период III-VI династий (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Часть 4

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

alt

Пирамиды VI династии, как и в предше­ствующий период, были центром большого ансамбля. Заупокойные ансамбли этого времени отличаются значительными разме­рами, великолепием отделки, богатством убранства. Архитекторы уделяют большое внимание оформлению входа в нижний храм, длинному коридору, соединяющему его с верхним храмом, двору, портикам, за­лам.

В отличие от более ранних сооруже­ний в храмах VI династии вместо твердых пород камня - гранита и базальта - чаще применены более мягкие - известняк, але­бастр. Стены храмов покрывались прекрас­ными рельефами, прославлявшими царя и богов, даривших ему жизнь и престол.

Мастабы частных лиц Раннего царства сооружались из кирпича-сырца. Они имели прямоугольное в плане основа­ние и наклонные стены; внутри располага­лись комнаты для погребального инвентаря и камера для саркофага с телом умершего.

В период Древ­него царства в мастабах частных лиц вре­мени III династии появилась крытая мо­лельня, что способствовало лучшему сохра­нению настенных изображений и, таким образом, по представлению египтян, гаран­тировало умершему существование в за­гробном царстве.

Наиболее ранней и хорошо сохранив­шейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего периода III дина­стии Хесира. Внутри мастабы находились плиты с изображениями Хесира.

На стенах мастабы Хесира имеются росписи, воспроизводящие, как и в гробни­цах Раннего царства, плетеные циновки и предметы, необходимые покойному в за­гробном мире.

Для мастаб конца III и IV династий ха­рактерно кроме закрытых молелен наличие ниш на внешней стороне стены молельни. Иероглифический текст, покрывавший нишу внутри, содержал имя и титул покойного; иногда здесь помещались и рельефы с его изображениями. Каждый проходивший ми­мо гробницы мог прочесть имя, произнести заупокойную молитву и, таким образом, обеспечить душе умершего ее загробное су­ществование.

Одной из самых ранних мастаб IV дина­стии является гробница царицы Хетеп-Херес - супруги первого фараона IV династии Снофру и матери фараона Хеопса. Погребальная камера Хетеп-Херес имеет в длину 5 м, а в ширину около 3 м; высота ее равняется 3 м. В ка­мере стоял прекрасный алебастровый сар­кофаг царицы (длина 2 м, ширина 85 см, высота 80 см) и находились мебель, сосуды, ювелирные украшения. Из черного дерева, обитого листовым золотом, сделаны носилки царицы. Прекрасное кресло с прямоуголь­ным сиденьем украшено вырезанными из дерева и покрытыми листовым золотом цве­тами папируса.

Предметы, аналогичные помещенным в гробницу Хетеп-Херес и предназначенные для ее жизни в потустороннем мире, судя по изображениям на стенах гробницы, укра­шали дворцы фараонов и знатных вельмож. Простые формы мебели с преобладанием прямых линий, четкость орнаментальных узоров и иероглифических надписей, строгое и в то же время декоративное сочетание черной матовой поверхности дерева и бле­стящего золота прекрасно гармонировали с простыми и величественными формами архитектуры Древнего царства.

Мастаба сына фараона Хеопса Рахотепа и его жены Неферт в Медуме вместо жертвенной ниши имеет прямоугольную в плане комнату, расположенную перпенди­кулярно основному помещению гробницы. В мастабе были найдены две прекрасные портретные статуи Рахотепа и Неферт, изображенных в традиционной позе - сидящими на кубических с высокими спинками тронах.

alt

Одна рука Ра­хотепа прижата к груди, другая покоится на коленях. Руки Неферт скрещены на гру­ди. На Рахотепе короткий передник, Неферт одета в длинное белое платье, укра­шенное ожерельем из красивых голубовато­зеленых и синих бусин, имитирующих бусины из сердолика, бирюзы и лазурита; на ее голове диадема, раскраска которой также воспроизводит драгоценные камни.

Лицо Рахотепа с миндалевидными глазами и тонкими губами, подчеркнутыми небольшими усиками, безусловно, портретно. На­делено индивидуальными чертами и краси­вое, с большими черными глазами лицо Не­ферт. Обе статуи являются лучшими образцами портретной скульптуры Древнего царства.

В период V династии в связи с ростом влияния знати, приобретением ею ряда прав, составлявших ранее привилегию од­ного фараона, и связанным с этим измене­нием погребального ритуала изменяется и архитектура гробниц частных лиц: увеличи­ваются их общие размеры, расширяются внутренние помещения, усложняется план. Наземная часть гробницы состоит из не­скольких залов, коридоров, кладовых, стены которых почти сплошь покрываются релье­фами.

Назначение рельефов - воссоздать в воображаемом загробном мире реальную земную жизнь. Согласно общему принципу древнеегипетских рельефов, все поле стены разделено на горизонтальные полосы, за­полненные изображениями. Центральное место в рельефных композициях занимает фигура владельца гробницы. На восточной стене гробницы Птаххотепа он изображен с посохом в руках, наблюдающим работу слуг.

Фигура Птаххотепа показана согласно древнеегипетским кано­нам изображения человеческой фигуры: го­лова изображена в профиль, глаза и плечи - в фас, грудь и живот - в три четверти, а ноги - снова в профиль. В одной фигуре совмещены различные точки зрения: спереди, сбоку и в три чет­верти. Подобно тому, как изображали чело­века в додинастический период и в период Раннего царства, художник показывает тело всесторонне, не прибегая к условному сокращению фигуры и изображению ее в ракурсе.

Блестящим образцом мастабы знатного вельможи периода V династии является ма стаба вельможи Ти, начальника пирамид фараонов Нефериркара и Ниусера в Саккаре. Мастаба Ти при входе имеет двухко­лонный портик, за которым расположен открытый двор, окруженный колоннадой из квадратных столбов. Под полом этого дворика начинается наклонный ход в склеп. Далее идет коридор, разделенный дверьми на две части. Справа находится комната для жены умершего, а в конце мо­лельня с двумя ложными дверьми, парал­лельно ей тянется узкое помещение для статуй. Рельефы гробницы Ти дают полное представление об египетской жизни в середине III тысячелетия до н. э.

Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами в период Древнего царства сооружались святилища, не связан­ные непосредственно с загробным культом. Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называе­мые солнечные храмы.

Солнечный храм, построенный фараоном Ниусера в Абусире, носил название «Тот, кто радует сердце». От пристани, расположенной внизу на Ниле, к храму вел мощеный коридор с верхним светом. Кори­дор продолжался в толще стены, окружав­шей святилище, огибал двор святилища с южной стороны и затем поворачивал вправо. В центре двора стоял гигантский культовый обелиск. Постамент обелиска, достигавший в ширину 40 м, в нижней ча­сти был сложен из базальтовых, а в верх­ней - из известняковых блоков.

alt

Сам обе­лиск сооружен из известняковых блоков и облицован полированным гранитом, бле­стевшим в ярких лучах солнца. Около хра­ма стояла каменная священная ладья, по­священная солнечному богу. Пережив тыся­челетия, архитектурная форма обелиска, благодаря своей монументальности, стро­гости и простоте, нашла применение в со­временном строительстве.

Храм Ниусера дошел до нашего вре­мени в руинах, но и то, что сохранилось, свидетельствует о его гармонии и красоте.

Строительное искусство в период Древ­него царства достигло большой высоты. На­копленные знания передавались от поколе­ния к поколению, от деда к отцу и сыну, от старшего брата к младшему. В автобиогра­фии зодчего фараона Пепи I Нехебу гово­рится: «Я был в подчинении у своего брата, начальника работ, ... я записывал, я носил его письменный прибор. Когда он был на­значен надсмотрщиком над строителями, я носил его измерительную палку. Когда он был назначен начальником строителей, я был его помощником. Когда он был назначен царским строителем и зодчим, я управ­лял для него его владениями и делал все в них превосходно. Когда он был назначен царским строителем и зодчим в обоих до­мах, я наблюдал за всеми его владениями, и богатства в его доме было больше, чем в доме какого-либо вельможи. Когда он был назначен начальником работ, я выпол­нял все, что он говорил, к его удовлетво­рению».

Прежде чем стать царским зодчим, ма­стер проходил на практике все стадии строительного дела и приобретал настоящую квалификацию.

От периода Древнего царства сохрани­лись имена зодчих и известны памятники, созданные ими: Имхотеп - строитель сту­пенчатой пирамиды Джосера, Хемиун - на­чальник всех работ по сооружению пира­миды Хеопса, Дебхен - зодчий пирамиды Микерина, Тети - исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефе- риркара, зодчий Шесгеф - создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу - построившие пирамиды фара­онов Нефериркара и Пепи I и многие дру­гие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи.

Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли царских заупокой­ных святилищ, солнечные храмы с обели­сками, величественные мастабы знатных вельмож.

В период Древнего царства египтяне на­учились великолепно обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и де­коративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотноше­ния; сложились типы колонн, сохранив­шиеся затем на протяжении тысячелетий: папирусообразные, лотосообразные, паль­мовидные; были найдены интересные приемы декорировки. Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круг­лой скульптуры, рельефов и росписей со­ставляют характерные черты архитектуры Древнего царства.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

 

Прочитано 5257 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: