Кроме Главного дворца в южной и северной части Ахетатона было еще два пригородных дворца. Южный дворец, называемый Мару-Атон, состоял из двух самостоятельных, обнесенных кирпичными стенами комплексов. Против входа в южную часть дворца находился зал с 36 колоннами. Широкий средний неф входного зала вел в большой сад с овальным бассейном.
К основному залу примыкали колонные залы меньших размеров. Центральную часть северного комплекса занимал огромный (60 х 120 м) бассейн, окруженный садом. В декорировке Мару-Атон был широко использован рельеф. Стены залов украшали росписи с изображениями виноградных лоз и веток граната.
Третий, северный дворец Ахетатона занимал прямоугольный участок размерами 112 x 142 м. Он также был окружен кирпичной стеной. В нем было два двора, в центре одного из них находился бассейн, окруженный деревьями. Дворец имел парадные колонные залы, залы для пиров, спальни, умывальные.
Наряду с царскими дворцами в Амарне сохранились частные дома, позволяющие судить о жилище египтян, принадлежавших к разным слоям населения. Дома возводились из кирпича-сырца; из дерева вытесывались колонны и сооружались перекрытия. Возле дома разбивался большой сад с фруктовыми и декоративными деревьями, клумбами с цветами, прудом, в котором росли водяные растения и плавали птицы.
В Амарне сохранились также дома, принадлежавшие людям среднего достатка. Повторяя в общих чертах планы домов знатных вельмож, они были значительно меньше их и не имели обширных парадных помещений. Бедные жили в небольших строениях с глинобитными полами; к дому примыкал загон для скота. Возле дома ставили высокий глиняный сосуд, в котором хранили воду.
При дворе фараона работало много скульпторов, художников, гончаров, стеклодувов, резчиков по камню, дереву, граверов, ювелиров. Найдено несколько домов с мастерскими скульпторов. Наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса. Дом скульптора находился в центре участка, обнесенного стеной. Внутри расположены два двора, отделенные друг от друга стеной с проходом.
В первом дворе находились зернохранилища, колодец и жилище помощника скульптора, во втором стояли хижины рабочих. Мастерская Тутмеса располагалась в первом дворе. В мастерской были обнаружены сильно поврежденный раскрашенный гипсовый бюст фараона Эхнатона в высокой короне и гипсовая голова царицы Нефертити. На голове у Нефертити надет высокий головной убор ярко-синего цвета, перевитый золотой лентой; лента расцвечена красными, синими, зелеными полосами, воспроизводящими инкрустации из рубинов, лазурита и изумруда.
Голова Нефертити с нежным овалом лица, небольшим ртом, тяжелыми веками, слегка прикрывающими глаза, прекрасна. В мастерской Тутмеса сохранился и другой портрет Нефертити, выполненный из песчаника. Головной убор царицы утрачен, сохранилось только лицо с темными бровями и прекрасным, едва подцвеченным красной краской ртом.
Третий замечательный портрет Нефертити из кристаллического песчаника был обнаружен в мастерской другого амарнского скульптора.
Город Ахетатон просуществовал менее четверти века. После смерти Эхнатона, при муже его средней дочери фиванское жречество снова приобрело силу. Фараон стал именоваться Тутанхамоном. Ахетатон был заброшен, и столица Египта перенесена в Фивы.
Фараон Тутанхамон рано умер, и ни одно из задуманных им сооружений не было завершено. Он, вероятно, не оставил бы после себя никакой памяти в потомстве, если бы не его гробница, вырубленная в скалах на западном берегу Нила в так называемой Долине царей - месте погребения фараонов второй половины Нового царства.
Вырубленная в скале гробница имеет Т-образную форму. К гробнице ведет лестница, завершающаяся дверью, за которой идет узкий проход, отделенный второй дверью от большой прямоугольной в плане комнаты. Эта комната имеет две двери, одна из них ведет в кладовую, другая - в погребальный покой.
Здесь стоит алебастровый саркофаг, сделанный в форме человеческого тела, в котором помещались вставленные друг в друга семь гробов; три из них были сделаны из золота и инкрустированы цветной пастой и драгоценными камнями. В последнем гробу лежала мумия Тутанхамона.
В соседних с погребальной камерой комнатах были обнаружены мебель, колесницы, модели кораблей, опахала, сосуды, одеяния. Особенно большой интерес представляет трон фараона. Он вырезан из дерева, покрыт левкасом и богато украшен золотом, фаянсом и драгоценными камнями. На спинке трона, покрытой листовым золотом, выгравировано изображение Тутанхамона и его супруги Анхесенпаамон.
В Долине царей всего зафиксировано 60 гробниц, но за исключением гробницы Тутанхамона все они оказались разграбленными. Наиболее интересна по своей архитектуре и декору гробница Сети I, второго фараона XIX династии (конец XIV в. до н. э.). В гробницу ведет лестница, переходящая в пандус, за которым начинается вторая лестница, также переходящая в пандус. За вторым пандусом находится квадратная в плане комната, имеющая проход в четырехстолпный зал. Из зала лестница и пандус ведут в шестиколонный зал с двумя молельнями. В глубине зала находится помещение, где стоял саркофаг с мумией Сети I.
Свой поминальный храм Сети I построил вдали от места погребения, в Абидосе. Храм Сети I отличался от них небольшой глубиной и вытянутостью своих святилищ, расположенных поперек продольной оси храма. Подобная планировка, отчасти обусловленная скалистым рельефом местности, напоминает планировку храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Сети I не успел закончить храм, и его сын Рамсес I, завершивший строительство, отчасти изменил первоначальный проект. Он заложил часть проходов гипостильных залов и построил колоннаду первого двора, состоящую из 12 прямоугольных столбов, покрытых врезанными рельефами.
Над входом в святилище находятся фигуры богов Птаха и Гора и коленопреклоненного Сети I в высокой короне с жезлом в руках. По бокам двери вырезаны фигуры богинь Исиды и Сохмет, подающих Сети знак жизни. На другом рельефе коленопреклоненные богини стоят по сторонам ладьи, в центре которой находятся священный жук-скарабей с солнечным диском на голове и молящийся фараон.
Сети I построил свой погребальный храм в Курне. План храма - квадратный. Вдоль фасада, обращенного к Нилу, расположен большой портик с десятью колоннами в виде связок папируса. Портик имеет три входа, что определило трехчастное членение храма. Центральный вход ведет в шестиколонный гипостильный зал, за которым располагаются святилища Амона и Сети I. Северный вход ведет в вестибюль с двумя колоннами; за ним находится святилище, посвященное памяти отца Сети I Рамсеса I.
Большие строительные работы проводил Сети I и в главном египетском святилище - Карнаке. Карнакский храм при фараонах XIX династии приобрел огромное значение. Возвращаясь из победоносных походов, фараоны жертвовали храму значительную часть добычи - пленных, золото, драгоценные предметы. В важнейшем историческом документе, относящемся ко времени фараона Рамсеса, - большом папирусе Хариса - приведены данные, свидетельствующие о баснословных богатствах, сосредоточенных в храмах.
Сети I продолжил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии (вторая половина XIV в. до н. э.), гигантский гипостильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н. э.). Зал имеет в ширину 103 м, а в глубину 52 м; его площадь составляет более 5000 м². Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн, по десяти в каждом ряду.
Центральный неф имел шесть рядов колонн, по две в каждом. Высота этих центральных колонн, включая абаку, 20,4 м при диаметре 3,4 м. Капители центральных колонн гипостильного зала имеют вид открытых цветов папируса, а капители боковых колонн - форму бутонов. Стволы колонн всех рядов сложены из барабанов кристаллического песчаника. Высота колонн боковых проходов и боковых крыльев равна 16 м. Весь зал тесно заставлен колоннами, поэтому он не образует единого пространства, а распадается на ряд коридоров, параллельных и пересекающихся под прямыми углами.
Над колоннами боковых нефов проходит карниз, не позволяющий видеть снизу верхнюю часть стены с оконными проемами. Свет, проникающий из невидимых проемов, создает ощущение таинственности. В высоком среднем нефе и двух примыкающих к нему проходах балки архитрава идут по направлению к святилищу, подчеркивая главенство продольной оси. Боковые же части гипостильного зала перекрыты балками, расположенными перпендикулярно к оси прохода.
В оформлении гипостильного зала большое место отведено цветным рельефам, покрывающим колонны и стены зала; общая площадь рельефов равнялась 24 282 м². Рельефы, врезанные и выпуклые, изображают боевые подвиги Сети I и Рамсеса II. Рельефы на наружной поверхности северной стены, изображающие походы Сети I в Сирию, являются примером первых батальных рельефов, получивших широкое распространение при Рамсесе II и его преемниках.
Ночью при движении через зал религиозных процессий с факелами создавалась сложная игра светотени, фигуры рельефов приобретали в глазах зрителей таинственность и динамичность. Контраст небольших врезанных фигур и стволов колонн еще больше подчеркивал мощь опор.
Гипостильный зал ниже стоящего перед его фасадом пилона, построенного еще Рамсесом I и закрывающего здание своим величественным и монументальным фасадом, соответствующим грандиозным масштабам интерьера.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970