Богоматерь изображена здесь в виде царственно-величавой женщины с выражением строгой печали и решимости в прекрасных глазах. Царица небесных сил, к которой серафимы приближаются с благоговейным трепетом, она видит неизбежность страданий и крестной смерти для Своего Возлюбленного Сына.
В Ее взгляде в осанке, в повороте головы читается готовность к этой жертве, смысл которой Она поняла, после чего лицо Ее стало таким божественно прекрасным и таким печальным. Но движение рук, которыми Она страстно прижимает к Себе Предвечного Младенца, говорит о последнем протесте материнского чувства, о последнем взрыве страха и боли за Его грядущие страдания.
В таком глубоко человечном и в тоже время глубоко религиозном понимании Богоматери - главное достоинство этого образа. Написан он изумительно. Богородица на дымчато-лиловых облаках, сверху освещенных зарею, в хитоне и шелковом плаще лиловато-синих оттенков, даст иллюзию движения, особенно вечером при электрическом освещении.
Христос-Младенец с вдохновенным лицом, с объятием, отрытым навстречу всем страданиям мира - изображен с необыкновенной силой экспрессии. Возле Богоматери десять шестикрылых серафимов - пять с левой и пять с правой стороны. Эти таинственные свидетели божественных тайн в смятении окружили воплотившегося Бога и Его Непорочную Мать, идущих на вольные страдания.
В их огромных широко раскрытых глазах - недоумение, страх, обожание, благоговейный ужас, молитвенный экстаз. Тут нельзя не отметить одной особенности Васнецова: глаза почти всех его фигур - традиционные глаза византийской иконографии - преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета, но разнообразие и богатство оттенков в их выражении поразительное.
Вся картина написана на золотом фоне, блеск которого несколько смягчается спокойным и мягким колоритом одежд Богоматери, а также нежной игрой цветов, окрашивающих крылья серафимов. Два серафима - нижний слева и второй снизу справа - совершенно белые; верхний слева кирпичных и бледно-розовых оттенков, справа - бледно-лиловых и темных-сиреневых тонов; есть крылья голубого, переходящего в зеленый, цвета и дымно-лиловые, как облака под ногами Пречистой Девы, крылья желтовато-зеленые, крылья васильковые.
Вся икона огромных размеров- фигура Богоматери достигает 12½ аршин высоты. В общем, как мы говорили уже выше, Васнецовская Богоматерь и техникой, и своей идеей производит захватывающее впечатление и принадлежит к лучшим произведениям религиозной живописи.
Богоматерь изображена здесь в виде царственно-величавой женщины с выражением строгой печали и решимости в прекрасных глазах. Царица небесных сил, к которой серафимы приближаются с благоговейным трепетом, она видит неизбежность страданий и крестной смерти для Своего Возлюбленного Сына.
В Ее взгляде в осанке, в повороте головы читается готовность к этой жертве, смысл которой Она поняла, после чего лицо Ее стало таким божественно прекрасным и таким печальным. Но движение рук, которыми Она страстно прижимает к Себе Предвечного Младенца, говорит о последнем протесте материнского чувства, о последнем взрыве страха и боли за Его грядущие страдания.
В таком глубоко человечном и в тоже время глубоко религиозном понимании Богоматери - главное достоинство этого образа. Написан он изумительно. Богородица на дымчато-лиловых облаках, сверху освещенных зарею, в хитоне и шелковом плаще лиловато-синих оттенков, даст иллюзию движения, особенно вечером при электрическом освещении.
Христос-Младенец с вдохновенным лицом, с объятием, отрытым навстречу всем страданиям мира - изображен с необыкновенной силой экспрессии. Возле Богоматери десять шестикрылых серафимов - пять с левой и пять с правой стороны. Эти таинственные свидетели божественных тайн в смятении окружили воплотившегося Бога и Его Непорочную Мать, идущих на вольные страдания.
В их огромных широко раскрытых глазах - недоумение, страх, обожание, благоговейный ужас, молитвенный экстаз. Тут нельзя не отметить одной особенности Васнецова: глаза почти всех его фигур - традиционные глаза византийской иконографии - преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета, но разнообразие и богатство оттенков в их выражении поразительное.
Вся картина написана на золотом фоне, блеск которого несколько смягчается спокойным и мягким колоритом одежд Богоматери, а также нежной игрой цветов, окрашивающих крылья серафимов. Два серафима - нижний слева и второй снизу справа - совершенно белые; верхний слева кирпичных и бледно-розовых оттенков, справа - бледно-лиловых и темных-сиреневых тонов; есть крылья голубого, переходящего в зеленый, цвета и дымно-лиловые, как облака под ногами Пречистой Девы, крылья желтовато-зеленые, крылья васильковые.
Вся икона огромных размеров- фигура Богоматери достигает 12½ аршин высоты. В общем, как мы говорили уже выше, Васнецовская Богоматерь и техникой, и своей идеей производит захватывающее впечатление и принадлежит к лучшим произведениям религиозной живописи.