За последние несколько лет, в нашей стране было принят целый ряд решений, которые, имея целью некую «дерегуляцию» и «децентрализацию», фактически привели к развалу высокопрофессиональных проектных коллективов. В результате, в области проектирования и строительства сложилась ситуация, когда никто ни за что не отвечает.
Недавно в Госархстройинспекции состоялось очередное заседание Научно-экспертного совета под руководством первого заместителя Государственной архитектурно-строительной инспекции Сергея Васильевича Драча.
Узнав об этом, он-лайн журнал ProfiDom.com.ua обратился к участнику этого заседания - Заслуженному строителю Украины Константину Петровичу Кафиеву, с просьбой – высказать свое мнение, что сейчас происходит в этой области.
"Научно-экспертный совет — это совещательный орган Госархстройинспекции состоящей из специалистов высшей квалификации в строительной области, который вырабатывает общее мнение на наиболее сложные вопросы в законодательном поле или высказывает различные точки зрения на те или иные сложные вопросы.
Среди большого количества вопросов, которые были рассмотрены на этом совете, на наш взгляд, особого внимания заслуживают следующие:
1. Проект постановления Кабинета Министров Украины «Про утверждение Перечня видов работ внедрения хозяйственной деятельности при строительстве объектов ІV и V категории сложности, которые подлежат лицензированию»;
2. Про механизм применения Порядка приема в эксплуатацию и проведения технического обследования индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения І и ІІ категории сложности, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ.
Итак, в первом вопросе особый интерес вызвало то обстоятельство, что в этот перечень вновь включена разработка проектной документации для сложных, в архитектурном и технологических аспектах, объектах.
Как известно, исключение самого процесса проектирования из перечня лицензируемых работ и замена ее на персональную сертификацию нанесло непоправимый ущерб по еще оставшимся «на плаву», проектным организациям и значительно снизило качество проектных работ.
Создававшиеся десятилетиями проектные организации, с проектными кабинетами и техническими архивами, формировали свой неповторимый и высококачественный стиль работы, создавали институты обучения молодых кадров по различным направлениям проектного искусства.
И, вдруг, волевым, абсолютно непродуманным и некомпетентным решением, эти высокопрофессиональные коллективы были «отодвинуты в сторону». Взамен пришли некие «сертифицированные специалисты», умеющие хорошо работать па персональном компьютере, но, кроме этого, не обладающие никаким опытом проектирования и специальными знаниями.
И под ответственность этих специалистов предлагается проектировать различные объекты, в том числе повышенной сложности. Это – грубая «калька» с западной модели сертификации без наличия развитой в Европе системы страхования.
Кроме того, объекты ІV и V категории сложности, к которым относятся объекты гидротехнического, энергетического, нефтегазового, военного, промышленного, гражданского строительства невозможно запроектировать временными трудовыми коллективами, которые не несут никакой юридической ответственности.
За рубежом страховые компании выступают гарантами перед заказчиком в части снижения их финансовых рисков при проектировании и строительстве. Для этого они привлекают независимых экспертов, которые рассматривают проекты и определяют их качество.
В Украине этот сегмент абсолютно не развит, а существующая система экспертной оценки на начальных стадиях проектирования не отражает сложности проекта на этапах разработки рабочей документации.
Сегодня, в основном, все воспитанники проектных организаций получили сертификаты и при минимальных инвестициях в строительстве удовлетворяют потребность в проектных работах, используя старые десятилетние наработанные контакты и приемы.
А что делать молодым специалистам, которых тысячами выпускают строительные ВУЗы, где проектное дело даже не обеспечено в программах обучения, где им набираться опыта, где знакомиться с проектами-аналогами, которые являются собственностью заказчиков и авторов проекта?
В таких условиях есть опасение, что цепочка от студентов до специалистов может прерваться.
Вместе с тем, казалось бы, очевидный, с моей точки зрения, план в сторону возврата лицензирования в проектирование вызвал среди членов экспертной комиссии неоднозначную реакцию.
Так, заместитель директора института УкрНИИсельстрой С.Г.Буравченко, ссылаясь на опыт сертификации архитекторов, предлагает расширить этот сегмент за счет анализа деятельности уже сертифицированных специалистов.
Это, конечно, возможно сделать для «цеха» архитекторов, находящихся, в принципе, в обособленном и привилегированном отношении ко всем проектировщикам.
А, что делать с армией инженеров, сантехников, теплотехников, слаботочников, электриков и т.д., по специальности которых нет четкой классификации в системе сертификации?
Это, что же получается? Специалист в институте получит квалификацию «инженер-сантехник», а сертификат получает как «эколог», «инженер-электротехник» - «шумозащита» - так, что ли?
Выступая от имени Украинской ассоциации проектных организаций, автор этой статьи доложил на заседании о многолетней борьбе Ассоциации за возобновление лицензирования в проектировании, которая почти привела к практическому решению этого вопроса, и только «вето» Президента Украины в 2012 году свело «на нет» всю предшествующую работу.
Наши предложения сводятся к следующему принципу: лицензии – проектным организациям, сертификат – отраслевым специалистам в проектной организации.
Естественно, что этот вопрос на заседании активно обсуждался, и были высказаны самые н разные мнения.
С предложением расширить и конкретизировать перечень проектных работ выступил член экспертного совета А.М.Галинский.
Зам. Председателя правления ООО «Столица» А.А.Галицкий высказал мнение, что лицензирование, с его точки зрения, мало влияет на качество проектных работ.
Член совета Бондаренко А.Н. считает, что могут быть различные формы ответственности проектных организации, вплоть до лишения лицензий.
При этом, во время голосования по вопросу необходимости лицензирования в проектировании ІV и V категории сложности, «за» проголосовало 12 членов совета, «против» - 2.
Таким образом, есть слабая надежда на то, что этот вопрос будет решен и окончательное решение должно принять Правительство.
Вот, только, почему я говорю – «слабая надежда»?
Да потому что принятый курс на, так называемую, «дерегуляцию» всех видов проектной деятельности, а вдобавок еще и «децентрализацию», которая может принять в техническом отношении необратимый характер, может, буквально, «похоронить» появившиеся зачатки возрождения проектирования в Украине.
А впереди еще переход на проектирование по Еврокодам, которое, практически, еще никто не реализовал.
Так, что проектному комплексу Украины предстоят еще серьёзные испытания на прочность и выживание:
• Во-первых, почти полностью отсутствуют профильные работы;
• Во-вторых, предстоит жесткая конкуренция с западными проектными фирмами, которые уже десятилетиями «играют» по правилам, которые они и создали.
А нам эти правила пока незнакомы и поэтому неприемлемы.
Теперь то, что касается приема в эксплуатацию объектов-самостроев І и ІІІ категорий сложности.
Приказом Министерства от 24 апреля 2015г. №79 утвержден «Порядок приемки в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, садовых, дачных зданий и сооружений, І и ІІІ категорий сложности, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ».
Амнистия на узаконивание самостроев 05.08.1992 – 12.03.2011 годов продолжается уже несколько последних лет и каждый раз эти сроки продвигаются.
Эта процедура проводится правительством по двум основным причинам:
• во-первых, необходимо зафиксировать все построенные объекты, чтобы обложить их налогами на недвижимость;
• во-вторых, в условиях, когда жилищное строительство в Украине фактически парализовано оформление декларации на ввод объектов в эксплуатацию и позволит резко улучшить статистические показатели по вводу жилья, создав иллюзию благополучия и, соответственно, экономический рост.
Процедура, принятия в эксплуатацию сейчас максимально упрощена:
Объект принимается в эксплуатацию органом государственного архитектурно-строительного контроля бесплатно в течении 10 дней со дня подачи заявления собственника земельного участка, на котором находятся эти строения по результатам технического обследования этих объектов путем регистрации декларации про готовность объектов к эксплуатации. Это техническое обследование проводит специалист, который в соответствии с Законом Украины «Про архитектурную деятельность» имеет соответствующий квалификационный сертификат.
Но дело, даже, не в этом, а в том, что реализовать эту процедуру законным путем, практически, невозможно, так как объект может быть принят в эксплуатацию только в случае его соответствия государственным строительным нормам.
Имея богатый опыт практической работы в проектных организациях, могу с уверенностью сказать, что 99,9% всех построенных самостроев этим нормам (общее колочество которых около 1200 наименований ) не соответствует. То есть, налицо очередной правовой тупик, - вроде и намерения правильные, а, как законно их реализовать - неизвестно.
Члены экспертного совета долго и подробно обсуждали различные подходы к решению этой проблемы, но каждый раз наталкивались на очередную, ранее выписанную, законодательную коллизию.
И, когда решение вопроса окончательно вошло в тупик, кто-то из членов совета высказал крамольную мысль, что все эти «соответствия действующим нормам» легко решаются с помощью «конверта», точно так же, как и были введены объекты в предыдущие годы. Но, тут уже – широкое поле для деятельности антикоррупционных комитетов".
К. П. Кафиев, Заслуженный строитель Украины, академик Академии Строительства Украины