ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Середа, 30 грудня 2015 12:15

Зачем нужны архитекторы? Окончание

Автор
Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Известно, что архитектор, с греческого, означает старший (главный) строитель. Архитектура - это искусство строить. Но далеко не каждый объект строительства является произведением искусства архитектуры, а только те из них, которые выполнены по правилам и признакам, характерным для искусства.

Мудрые японцы, зная физиологию, закладывают детям познания цветовосприятия с 3-5 лет, они уже в этом возрасте различают более 120 цветовых оттенков, а потом развивают достигнутое. Поэтому успехи японцев в искусстве, дизайне, новых технологиях известны. Мы же, не отбираем абитуриентов по способности восприятия цвета, зато, потом моргаем от недоумения, видя цветовыражения ряда наших студентов-архитекторов, начиная с 3 курса, вплоть до дипломного проекта. А потом удивляемся, отчего фасады зданий окрашены в цвет дамского белья или попугая?

Возможно, что сегодня нет необходимости архитектору доводить до совершенства навыки рисования обнаженной фигуры человека. Но умение рисовать интерьеры и экстерьеры (окружающую среду) с человеком в них - это навыки воспитания и становления вкусовых качеств, восприятия, масштабных человеку пропорций пространств. Я не уверен, что компьютер может развить такие качества, он не воспитатель, не учитель. Он всего лишь инструмент, ускоряющий выполнять поиск и изображение задуманной идеи. •

В наших программах обучения студентов отсутствовала, напрочь, дисциплина по реконструкции или градостроительному преобразованию застроенных территорий. Обучение происходило с ориентацией на проектирование новых поселков, новых жилых и промышленных районов, новых городов и их центров. А жизнь такова, что за последние 50 лет в Украине построено, лишь, пять новых городов, два из которых,  - неудачно: в зоне влияния атомных станций и постепенно деградируют. Все остальное осуществлялось на реконструируемых территориях или на основе существующих населенных пунктов. Нет сомнений, что это будет происходить и далее.

Студенты-архитекторы, получая понятия о топографии земной поверхности, имеют смутные представления об инженерно-геологических, гидрогеологических и многих других качествах грунтов и территорий, на которых они намереваются строить свои объекты архитектуры. Они знают, что в наше время архитектор проектирует не один или вдвоем с компьютером. Руководит этим процессом главный архитектор проектов или руководитель творческой мастерской, он же - ГАП. В составе его «команды», как правило, работают специалисты основных профессий, в том числе инженеры-конструкторы, инженеры-теплотехники, инженеры-сантехники. инженеры-электрики, технологи, экологи и др. Поэтому архитектору нет необходимости самому лично делать расчеты конструкций и других инженерных проработок, тем более, что сейчас имеется немало компьютерных программ. Архитектор не должен быть «швец, жнец и в дуду игрец». Его задача - координировать со знанием дела работу коллектива на выпуск проектной продукции, а затем реализации ее путем авторского надзора в процессе строительства, но со знанием дела. Его работа сравнима с дирижером оркестра, режиссером спектакля или кино.

Впрочем, архитектурная деятельность весьма разнообразна по видам, специализации и компетенции в зависимости от занимаемой ниши в этом процессе.

Проектная деятельность (архитектурно-строительное проектирование), разработка проектов:

- градостроительной документации (в т. ч. рекреационных зон, садов и парков, площадей, градостроительное обоснование размещения отдельных объектов);

- общественных зданий и сооружений;

- жилых зданий и комплексов;

- зданий и сооружений промышленных предприятий;

- зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения;

- реставрации и восстановления памятников истории и культуры, в т. ч. архитектуры, а также создания новых памятников выдающимся событиям или деятелям;

- интерьеров жилых, общественных и производственных зданий;

- научно-исследовательская, научно-проектная деятельность;

- научно-педагогическая деятельность;

- административная деятельность;

- общественная деятельность.

Какую нишу займет архитектор в этой палитре деятельности? Ясно, что есть большой диапазон различий и между руководителем частной творческой мастерской и главным архитектором проектов фирмы или предприятия, и, тем более, рядовым архитектором-проектировщиком. Существенна разница между специалистами-архитекторами в учебном заведении: декан, зав. кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент, имеющие свой круг полномочий, ответственности и обязанностей. Аналогичны различия в научно-исследовательском учреждении.

Широкий диапазон архитектурной деятельности сосредоточен в работе административных органов градостроительства и архитектуры разных иерархических уровней: Госстроя Украины, областных управлениях, городских отделах и сельских админрайонах. Опять же, в какой роли: рядового архитектора или начальника управления или отдела, главного архитектора области, города, района, от профессиональной деятельности которых зависит очень много, потому что они задают тон на создание архитектурного произведения или комплекса на подведомственной им территории в рамках их полномочий, закрепленных законодательными актами. Все начинается с градостроительной документации, в разработке которой они могут и должны участвовать. Организовывать градостроительные обоснования на строительство объектов, прослеживать выбор земельных участков для проектирования строительства.

 Проф. И.Н.Гаврилов

Прочитано 1613 разів Останнє редагування Неділя, 03 січня 2016 20:52
Иван Гаврилов

Кандидат архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Украины, заведующий кафедрой дизайна ГВУЗ "Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры"


Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: