За три года государство не предложило ни одного решения проблемы жилья для переселенцев. По мнению государства, переселенцев конечно можно разделить на сегменты и решать отдельно проблему каждого сегмента. Но более 70% переселенцев уже не вернутся обратно, и им необходимо постоянное жильё.
Нынешние власти считают, что переселенцы готовы взять кредиты под реальную кредитную ставку, достать свои деньги из-под подушки. Но почему украинцы, у которых было свое жилье, вынуждены покупать его заново.
Наши политики, равняясь на опыт и реформы в Европе, только могут «поднимать уровень жизни», а точнее - цены на проживание и питание.
Однако, военные конфликты и внутренняя миграция — вовсе не уникальное явление: многие страны сталкиваются с подобной ситуацией в более крупных масштабах, чем в Украине. И у наших соседей были подобные проблемы. И стоит отметить, что решали они их довольно быстро и успешно. Проблема с жильем для внутренне перемещенных лиц универсальна и поэтому требует от государств, практически, похожих решений. Проанализировав опыт других стран, можно наглядно увидеть, как государство заботится о своих гражданах.
В Молдове, после конфликта в Приднестровье и подписания в 1992 году перемирия, большинство переселенцев вернулось на постоянное место проживания. Однако, около 10 тысяч человек решили не возвращаться.
Люди, которые остались на территории Молдовы, получили беспроцентные кредиты сроком до 15 лет, с условием, что процентная ставка банков покрывается за счет средств госбюджета. На первых этапах, им были предоставлены однокомнатные квартиры с правом приватизации, выделялись средства на компенсацию и на строительные материалы за разрушенное имущество, а также за предметы домашнего хозяйства (в заявленных размерах, но не превышающих 500 минимальных доходов граждан), транспортные средства (в заявленных размерах, но не больше 8 тысяч долларов).
В Грузии общая численность внутренних переселенцев составляет 6% от всего населения Грузии. Этот показатель является одним из самых высоких относительно общей численности населения. Они появились после двух волн конфликта. Грузия быстро отреагировала на жилищные проблемы второй волны переселенцев, своевременно организовала строительство коттеджей и многоквартирных домов. ВПЛ предлагали расселяться в отремонтированные и вновь построенные дома или давали одноразовую компенсацию в размере 10 тысяч долларов. Также открыли программу покупки жилья в сельской местности и приватизацию жилья, в котором ВПЛ проживают долгое время. Возможность распоряжаться жильем на свое усмотрение, выкуп жилья из частной собственности и передача его в собственность ВПЛ – все это было сделано для более быстрой адаптации граждан.
Еще один случай в Азербайджане. ВПЛ там появились вследствие конфликта с Арменией за территорию Нагорного Карабаха. С 2001 по 2015 год, согласно Государственной программы улучшения жилищного уровня, было построено 82 временных поселения, которыми пользуются 40 тысяч семей или 180 тысяч временных переселенцев. Жилье строится, и постепенно улучшаются условия жизни переселенцев. В большинстве поселений построены школы и медицинские центры.
Как видим, сравнение, далеко не в пользу Украины, которая для своих граждан не делает, практически, ничего.
Если говорить предметнее, то наши власти могут занести себе в актив, лишь, частичную компенсацию аренды жилья (которая, в ряде городов, покрывает лишь 10% от реальной стоимости аренды) и недавно принятый Верховной Радой законопроект № 4550, который предусматривает государственную помощь на покупку жилья, в размере 50%. Однако, этот закон, пока что остается пустой бумажкой, поскольку реального финансирования на 2017 год в госбюджете не предусмотрено.