ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 13 вересня 2021 09:20

Курьезы: как бандиты построили одесский железнодорожный вокзал

Славный город Одесса: его история неразрывно связана с известными артистами, юмористами, а также, - с бандитами и ворами. Как ни курьезно звучит, но Строительный портал ProfiDom.com.ua выяснил, что именно одесские налетчики построили в городе железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал был построен в Одессе в 1884 году по проекту В.А.Шретера. Строил его А.О.Бернардацци, который с 1856 - 1858 гг. исполнял обязанности городского архитектора и работал архитектором при Новороссийском университете. Старый железнодорожный вокзал Одессы был создан в неоклассическом стиле, по «тупиковой» схеме расположения объема в конце перронов. Во время войны вокзал был почти полностью разрушен, и только после освобождения Одессы от фашистов появился проект восстановления вокзала.

Курьезы: одесский железнодорожный вокзал построили бандиты

На фото вверху: Одесский железнодорожный вокзал в конце 19-го века

У истоков  восстановления и реконструкции Одесского вокзала стоял почти забытый сейчас Нафталий Аронович Френкель. В официальной биографии этого персонажа значится: генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда, кавалер пяти (!!!) орденов Ленина. А, между тем, Натанчик Френкель, родился в 1884 году в приличной еврейской семье, и какое-то время, даже, был хорошим послушным мальчиком. Однако, этот период длился недолго и как-то раз его отец Арон сказал: «Из Натанчика будет гений, который себя еще покажет в бакалейной лавке». Но, Натанчик перерос бакалейную лавку и вознесся к совсем другим головокружительным вершинам.

В 1900 году Френкель становится прорабом экспортной фирмы «Штейнер и Компания» в Николаеве, в которой очень виртуозно и с большим знанием дела присвоил огромную часть денег, едва не доведя предприятие до банкротства. В конце концов, у хозяев появились подозрения в нечестных действиях Френкеля, но доказать они ничего не смогли. Еще до Первой мировой войны Френкель переселяется в Мариуполь и начинает заниматься морскими перевозками. Целая флотилия современных судов везет лес заказчикам со всего мира, а ее собственника уже с уважением величают «Лесным королем Черного моря».

В 1917 году после революции и установления диктатуры пролетариата Натанчик Френкель, оценив ситуацию, плюнул на все это дело, собрал свой капитал и удалился через море в Турцию. Фантастика, но в Турции он становится первым резидентом советской разведки в этой стране. Потом, по приказу Ф. Дзержинского, он приехал из Турции в Одессу, где одновременно, работая на ЧК, дружит с Мишкой Япончиком. В период НЭПа Френкель контролирует там крупномасштабную контрабанду товарами и валютой между Одессой, Стамбулом и Констанцой. По заданию ЧК создает «черную биржу» по скупке золота у коммерсантов. Однако, далеко не все золото достается «диктатуре пролетариата» и комиссия из Москвы арестовывает Френкеля и отправляет его в столицу. Ирония судьбы – захватом Натана Френкеля в Одессе руководил начальник Одесской ЧК по имени Терентий Дерибас!

14 января 1924 года Наталия Ароновича Френкеля, 1883 года рождения, беспартийного еврея, приговорили к смертной казни. Однако, расстрел заменили десятью годами лишения свободы с отбыванием в Соловецком лагере особого назначения. Именно там, он придумал, как использовать с пользой для пролетарского дела миллионы арестантов, которыми были переполнены тюрьмы и лагеря от Житомира и до Владивостока. Про эту «гениальную» идею бывшего одесского бандита узнала Москва и Натанчика Френкеля, помыв и побрив, отвезли спецсамолетом прямо в Кремль, к самому Сталину. От него Натанчик вышел «начальником работ Беломорско-Балтийского канала», так, в то время называлась эта должность.

На строительство Беломорканала длиной 227 км Сталин дал всего 20 месяцев: с сентября 1931-го по апрель 1933-го. (Прим. Ред. - для сравнения 160-километровый Суэцкий канал строился 10 лет, Панамский (80 км) - почти 30 лет). За эти двадцать месяцев объем земляных работ на новой сталинской стройке должен был составить 21 миллион кубометров. Проект включал в себя возведение 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. Объем фантастический, даже, по нынешним временам, когда имеется мощная строительная техника! Но канал был сооружен точно в указанные сроки и Н. Френкель был награжден орденом Ленина.

В 1934 году Нафталий Френкель назначается начальником строительства тогдашней, самой первой, Байкало-Амурской  железнодорожной магистрали (БАМа) и по совместительству местных лагерей ГУЛАГа. По инициативе Френкеля в 1941 году создается железнодорожный «наркомат» ГУЛАГа —  Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и, одновременно, его назначают  заместителем начальника ГУЛАГа. Во время войны была построена рокадная дорога из рельсов, снятых с БАМа, вдоль Волги к Сталинграду.

После войны и до смерти Сталина силами заключенных ГУЛЖДС  строится железнодорожная магистраль Салехард – Игарка, получившая название «мертвая дорога»,  железнодорожные трассы от Тайшета до Братска и вдоль границы с Ираном. В 1947 году Френкель уволен из органов по состоянию здоровья. Пенсионер союзного значения умер мирно в собственной постели в 1960 году. 

Как мы уже говорили, - Натанчик, «гений из бакалейной лавки», оставил о себе память в любимой Одессе: здание железнодорожного вокзала было восстановлено после войны силами Главного управления лагерей железнодорожного строительства  ГУЛАГа с привлечением труда немецких пленных. Проект нового здания принадлежал архитектору Л. М. Чуприну, который воплотил в нем торжество марксистских идей и социалистическую эклектику. Архитектурный стиль вокзала представляет собой сочетание классицизма и реализма, смешение тенденций, характерное для возводившихся согласно идеям социализма зданий. Многие символы, скульптуры, элементы и детали архитектурной композиции вокзала повествуют о пролетариях, важнейших датах становления Советского Союза и идеях, которые провозглашала советская власть.

Курьезы: одесский железнодорожный вокзал построили бандиты

Курьезы: одесский железнодорожный вокзал построили бандиты

На фото вверху: Одесский железнодорожный вокзал в середине 50-х годов 20-го века и в наше время.

Прим. ред. – На свете нет ничего нового. И в наше веселое время, бывшие мясники, продавцы книг и, конечно же, бывшие пламенные комсомольские деятели, дорвались до «сияющих вершин». Однако, ничего при этом не построили, а только разграбили и разрушили все, что создали и построили предшественники.

 Александр Москаленко, главный редактор Строительного портала ProfiDom.com.ua - Национальной энциклопедии строительства

Прочитано 521 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: