ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Середа, 04 травня 2022 15:00

Представитель Меджлиса рассказал о причинах утраты Крыма, войне и Керченском "мосте смерти"

Российско-украинская война началась в 2014 г. с аннексии Крымского полуострова и взятия под контроль части Луганской и Донецкой областей. В захваченном Крыму оккупационные власти продолжают бороться с инакомыслием и преследовать крымских татар, активно отстаивающих право своего народа на самоопределение.

О причинах утраты Крыма, настроениях, войне и скорой победе LRT беседует с Эскендером Бариевым - украинским и крымскотатарским политиком, членом Меджлиса крымскотатарского народа, председателем крымскотатарского ресурсного центра.
- Как активная фаза войны отражается на жизни крымских татар и какие сейчас настроения царят среди населения полуострова?
- Начну с крымских татар. Безусловно, одной из основных проблем для моих соотечественников сегодня является возможность призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации. С 2016 г. оккупанты призывают на воинскую службу всех молодых людей, достигающих восемнадцатилетнего возраста. Есть случаи, когда люди старались как-то уклониться от службы, они получали административные штрафы, на них заводили уголовные дела. Сейчас у России есть острая потребность в людях и уже есть случаи, когда они направляют крымских срочников на войну против Украины. Также отправляют контрактников. В Крыму сильная безработица, особенно в сельской местности, поэтому для многих людей служба по контракту - это единственная возможность заработка. Сегодня Крым стал основной базой агрессии России против Украины. Тут сосредоточено большое количество вооруженных формирований, так что значительное количество военной техники направляется именно из Крыма. Нас это очень сильно тревожит. Мы ведем разъяснительную работу среди нашего народа, призываем их не заключать контракты. Что касается общих настроений людей, то они не слишком победоносные. Сегодня в Крыму в больницах очень много раненых солдат. Переполнены больницы в прилегающих к Херсонской области районах. Даже в Симферополе уже переоборудован под госпиталь роддом №2. Показательно, что воинское соединение, дислоцированное в селе Перевальное, потеряло в боевых действиях около 80% личного состава. Только 7 марта в Крым вернули 400 "200-х" (убитых) из этой бригады.
- Правильно ли я понимаю, что среди крымских татар количество коллаборантов минимальное?
- Да, таких людей сравнительно мало. Мы призываем всячески уклоняться от службы в армии РФ. Лучше отсидеть 2 года в тюрьме, чем погибнуть.
- А есть ли возможность выехать в РФ из Крыма, чтобы избежать призыва?
- Выехать достаточно не просто, так как РФ целенаправленно перекрыла дорогу через Керченский мост. Наши источники сообщают, что в первые дни боевых действий сотрудники ФСБ начали вывозить свои семьи, но с чем это связано, сложно сказать. Возможно, они опасались, что в Крыму, в самое ближайшее время, может стать для них "слишком жарко". В настоящее время мост работает только на транзит военной техники для войны в Украине. Мы отсюда даем определенным посыл, что Керченский мост является мостом смерти.
- То есть получается, что из Крыма сейчас вообще нельзя выехать?
- Практически да. Это часть политики "заградительных отрядов", используемой Россией еще со сталинских времен, - не дать своим военным возможности отступить.
- Вернемся к вопросу о настроениях в Крыму...
- Да, возвращаясь к положению крымских татар, хочу подчеркнуть, что сейчас российские власти жестко "прессуют" наших активистов. Ранее, по разным надуманным поводам они преимущественно выносили предупреждения, а теперь выносят административные протоколы с наказанием в виде штрафов или ареста на 15 суток. Если же говорить о ситуации в целом, то 8 лет оккупации Россия занимается активной пропагандой, в том числе в школах. Создаются отряды "юнармии", кадетские и казачьи классы. Все это не проходит даром. Население активно поддерживает действия Путина против Украины. Власть пытается объяснить, что это борьба против "нацистов", а не против украинского народа и т. д. Особенно среди русских жителей Крыма есть очень много людей, которые целенаправленно ведут пропаганду под контролем ФСБ. После введения мощных санкций начались процессы переосмысления, когда стал падать рубль, дорожать продукция на оптовых рынках и в магазинах. Но не следует забывать, что из Крыма за эти годы множество прогрессивных людей уехало "на материк", а из России в Крым переехало более 600 тыс. россиян, которые, в отличие от коренных крымчан, даже не представляют, что можно жить иначе. Но есть все-таки некоторые такие позитивные моменты, когда не только крымские татары протестуют. Появляются граффити "Нет войне!", разбиваются автомобили с нарисованными буквами Z. Сейчас эти протестные акции грозят людям реальными сроками лишения свободы, вплоть до 15 лет. Кстати, когда в начале марта пропагандисты проводили пробеги в поддержку политики Путина, то у них получалось собрать массовку только в Севастополе. В Симферополе они планировали, по нашим источникам, собрать 250-300 машин, а на самом деле собрали 22-25.
- Хочу вас спросить о днепровской воде, которая поступала в Крым из Каховского водохранилища по соответствующему каналу. В 2014 г., сразу после аннексии Крыма, канал был перекрыт. В настоящее время россиянам удалось захватить Новую Каховку и деблокировать канал. Как отсутствие этой воды повлияло на сельское хозяйство и экологию полуострова?
- Отсутствие днепровской воды в Крыму резко изменило способы хозяйствования. Например, в степной части полуострова раньше выращивали рис, теперь этого нет. Кроме того, в Крыму резко увеличилось количество военного контингента, военных баз и т. д., а это все также требует воды. Чтобы обеспечить крупные города, оккупанты начали бесконтрольно выкачивать воду из пластов, используя законсервированные скважины. Это приводит к серьезным экологическим последствиям. Основа полуострова карстовая, т. е. когда пресная вода из пустот уходит, они начинают замещаться морской, соленой водой, что в дальнейшем приводит к засолению грунтов и снижению их плодородности. С другой стороны, можно сказать, что без днепровской воды Крым стал приобретать свои естественные экологические формы - субтропики от моря до горных массивов и степи от гор до Сиваша. Недостаток воды, безусловно, сдерживал российское заселение Крыма и его милитаризацию. Сейчас вода пошла. И, на мой взгляд, оной из важнейших, если не самых важных задач России в этой фазе войны было не "освобождение Донбасса", а именно захват Новой Каховки для деблокирования канала, и захват Мариуполя, Бердянска, других городов для обеспечения сухопутного коридора в Крым.
- Будем говорить честно, независимая Украина мало внимания уделяла Крыму. При всех президентах - от Кравчука до Януковича - полуостровом де-факто руководила некая бандитско-олигархическая конгломерация, а участие Киева в управлении автономии сводилось к декоративному минимуму. Вероятно, эти обстоятельства способствовали российской аннексии полуострова?
- Вы правильно сказали, что в Крыму у власти были пророссийские бандиты. Хочу напомнить, что и до 2014 г. были покушения на захват Крыма. Первая - в 1990-е гг., когда в Крыму ненадолго был введен пост президента, а вторая - в 2003 г., когда Россия внезапно стала возводить дамбу в направлении украинского острова Тузла, находящегося в Керченском проливе. До Второй мировой войны существовала Крымская АССР в составе РСФСР, она была ликвидирована в 1945 г. после депортации крымских татар и восстановлена в 1991 г., как автономия в составе независимой Украины. На мой взгляд, это была ошибка - создание некой политической автономии в унитарном государстве. Де-факто Крым был российской автономией в составе Украины с официальным русским языком, с делопроизводством на русском языке и т. д. За период с 1991 г. по 2014 г. удалось открыть только 15 школ с крымскотатарским языком преподавания и всего 6 украинских школ. Всего в Крыму на тот момент было около 500 школ. Любая попытка поднятия вопроса об открытии дополнительных украинских школ или классов воспринималась в Крыму крайне негативно и, я бы сказал, протестно. Мы тогда предлагали Киеву, давайте открывать школы с крымскотатарским и украинским языками преподавания. Но нас тогда не хотели слушать, в том числе и потому, что украинская власть была напичкана российскими агентами влияния, да и просто штатными агентами Кремля.
- Какова была политическая палитра в украинском Крыму?
- В Крыму русских было около 63%, украинцев - 20%, крымских татар - около 15%, остальные - армяне, болгары, греки, евреи, литовцы и другие. Русские на выборах всегда поддерживали коммунистов, Партию регионов и другие пророссийские силы в Украине, а крымские татары вместе с украинцами поддерживали демократические, проукраинские партии. Это отражалось на распределении политических сил в местных советах и парламенте автономии. Крымские татары неоднократно поднимали вопрос о восстановлении нашего народа в политических правах, чтобы мы имели гарантированное представительство в парламенте Крыма. Но и эти наши предложения Киев игнорировал. По состоянию на 2014 г. в украинских силовых структурах АРК практически не было крымских татар и в целом, в органах власти АРК, наше представительство составляло не более 2%.
- Я хорошо помню нулевые годы, когда в украинских СМИ усердно формировался образ крымских татар, продающих пахлаву и чебуреки на Ай-Петри, занимающихся самозахватом земель на Южном Берегу (область Крыма, в которой сосредоточена туристическая инфраструктура) и вечно воюющих с "Беркутом" (спецподразделение украинской милиции, прославившееся расстрелом протестующих на Майдане Независимости зимой 2014 г.)...
- Да, это все было следствием отсутствия государственной политики Украины в развитии Крыма. Были некие неоправданные страхи влияния Турции через крымских татар на этот регион и все это, естественно, подогревалось Россией. При этом Крым был буквально напичкан российским капиталом.  Как я уже говорил, было существенное влияние в информационной и образовательной сфере. И, да, Киев закрывал глаза на то, что местная власть всячески препятствовала занимающим проукраинскую позицию крымским татарам развивать свой бизнес, культуру, образование и, главное, принимать участие в управлении полуостровом. Следствием этого стало, например, то, что боле 90% сотрудников Службы Безопасности Украины в АРК перешли на сторону России. Да, у нашего народа был свой парламент - Меджлис, но у него не было никакого особого статуса в автономии. Это была обычная общественная организация без каких-либо специальных возможностей и полномочий.
- После 2014 г. ситуация стала меняться. Сегодня в центральных органах власти работает множество крымских татар, например, госпожа Эмине Джапарова является заместителем министра иностранных дел Украины. Также было много разговоров о том, чтобы создать в одном из городов Херсонской области временную столицу крымской автономии со всеми соответствующими органами власти, что вокруг оккупированного полуострова будут размещены сервисные центры, где люди смогут получать паспорта, где им будет оказываться консультативная помощь, чтобы они не утратили связь с Украиной. Потом все это затормозилось, затихло и дальнейшего развития не получило. Как Вы можете прокомментировать этот исторический этап от 2014 г. до 2022 г.?
- Мы были инициаторами этих процессов, о которых Вы говорите. Мы предлагали выделить из территории Херсонской области административную единицу, например, один район, передать его АРК, сформировать там все надлежащие институты Крымской Автономии, провести выборы в Верховный Совет АРК. К сожалению, наши предложения не были воплощены в жизнь. Лишь через 4 года после оккупации, в 2018 г., было создано Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, и только в марте 2021 г. Была, наконец, принята Стратегия деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. То же самое касается и закона о коренных народах Украины, который очень был нужен для развития крымских татар. Мы получили этот закон только в 2021 г. Обратите внимание, как ревностно, даже болезненно к этому закону отнесся Путин. Безусловно, все эти решения нужно было воплощать в жизнь ранее.
- Крымские татары исторически всегда были связаны с Турцией. С 2014 г. Турция постоянно заявляет о своей поддержке территориальной целостности Украины. Сегодня Анкара является посредником на переговорах Украины и России. Скажите, мы можем считать Турцию нашим верным союзником или это все-таки ситуативная игра?
- Безусловно, каждое государство в геополитическом плане прежде всего преследует свои интересы. В силу своего расположения на стыке Европы и Азии Турция хочет быть региональным лидером, в том числе в Черноморском регионе. Турция поддерживает Украину и в рамках ООН, о чем свидетельствуют ее голосования по украинским резолюциям. И, да, в Турции значительная крымскотатарская диаспора, которая оказывает влияние на развитие украинско-турецких отношений. Сейчас, в момент горячей фазы войны с Россией, Турция содействует Украине в усилении ее армии, вы знаете, что с первого дня нападения России на Украину турецкие беспилотники Bayraktar показали себя очень эффективно. Есть и другие перспективные области сотрудничества между нашими странами, например, турецкие инвестиции в сельское хозяйство Херсонской области и т. д. Конечно, в адрес Турецкой Республики звучат обвинения о продолжении сотрудничества с Россией. Но мы должны понимать, что у турок есть зависимость от РФ по энергоносителям. Также они пытаются сохранять какие-то коммуникации с России для того, чтобы эффективно выступать посредником в переговорном процессе между Украиной и РФ. Поэтому, я думаю, что Турцию вполне серьезно можно считать союзником Украины.

Прочитано 412 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: