На фоне всех этих событий сообщается, что российская армия стягивает военную технику в сторону оккупированных Мелитополя и Бердянска. Об этом в выходные написал в своем телеграм-канале советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко, сопроводив сообщение видеозаписью. "Настоящее время" спросило мэра Мелитополя Ивана Федорова (он находится за пределами оккупированного города, но на связи с жителями и в курсе происходящего там), что ему известно о передвижениях российских военных в городе и вокруг него.
- Техника передвигается к Мелитополю, как сообщает Петр Андрющенко. Что происходит в самом городе?
- В городе мало что меняется, кроме того, что усиливается террор для местного населения. Что касается техники, то десятки тысяч военнослужащих РФ уже давно находятся на территории как города, так и Мелитопольского района. Единственное, что меняется, - это они мигрируют. Они четко понимают, что нет поддержки со стороны мирного населения, нет поддержки со стороны местных жителей. Поэтому все их локации, все их места нахождения хорошо известны как нашим спецслужбам, так и нашим военным. Поэтому сегодня мы видим раз в три-четыре дня миграцию с одного объекта на другой, из одного села в другое - переезд российских военных и российских спецслужб.
- То есть они дислокацию меняют: условно, заняли это агропредприятие - переместились в соседнее?
- Сначала были на берегу Лимана, потом переехали на берег Азовского моря. Сначала были на одном заводе, потом переехали на другой. Совершенно верно. Но больше это связано с тем, что даже по официальным данным Генерального штаба Украины, как минимум в неделю десять российских группировок уничтожается. Именно поэтому они сегодня меняют базу для того, чтобы каким-то образом сохранить себе жизнь.
С другой стороны, мы видим, что сегодня они максимально усиливают террор против местного населения. Как минимум об этом свидетельствует несколько факторов. Первое: сегодня выехать из временно оккупированного Мелитополя в сторону Запорожья невозможно. На протяжении трех недель они не пускали мужчин сначала, после этого ограничили движение по непонятной причине. В пятницу они озвучили, что можно будет с этого понедельника, с 26 декабря, проходить пешком по пропуску. Но так пешком никто и не пошел - они не выпускают людей. Также мы видим, что террор усиливается и для тех людей, которые остались сегодня на территории Мелитополя. Так, буквально несколько дней назад был создан их канал в социальных сетях, где они начинают публиковать фотографии тех людей, которые по-прежнему отстаивают интересы Украины, ждут возвращения Вооруженных сил Украины для освобождения города. И они сегодня реально обозначают наших людей как мишень. Мы понимаем, что это точно не про поддержку населения - это чтобы уничтожать все украинское. Это геноцид - то, что происходит сегодня у нас в городе.
- А российское командование в итоге выезжает оттуда или остается там? Есть ли у вас по этому поводу какая-то информация?
- Большое количество командования находится на территории Мелитополя. Сегодня россияне определили наш город как административный и логистический центр юга Украины. Поэтому большое количество генералитета, командования находится на территории Мелитополя и в пригороде. Об этом же свидетельствует тот факт, что буквально две недели назад на территории одного из гостинично-ресторанных комплексов было уничтожено все командование 58-й армии, которая родом из Осетии.
Это не единственное командование, которое находилось на территории города, но сегодня только прибывает. На прошлой неделе наши жители сообщали о том, что увеличилось количество мобилизованных, о том, что увеличилось количество кадыровцев на территории города.
- Иван, вы упомянули и эти взрывы, и предыдущие, мы регулярно о них рассказываем. Видно, что в городе активно действуют украинские силы. Кто это? Местные жители, которые партизанят? Или это украинские спецслужбы?
- Все вместе. Во-первых, город не сдался, город показывает свое сопротивление. И 99% горожан не собирается жить в оккупации, не согласны с тем, что происходит сегодня в городе. Об этом свидетельствует ряд факторов: как минимум то, что наши спецслужбы все досконально знают о том, что происходит в городе. Что касается партизанского движения, то сегодня, по версии Института изучения войны Соединенных Штатов Америки, Мелитополь - это город, где идет активное партизанское противостояние и сопротивление.
Все вместе показывает результаты. Есть гражданское сопротивление, когда краской обливают памятники, есть военное сопротивление, когда взрывают коллаборантов, есть военное сопротивление, когда четко понятны и локализованы цели рашистов. Сегодня это четкий показатель того, что россиянам не рады у нас в городе.
- А когда лично вы ожидаете освобождения Мелитополя?
- Когда наши партнеры выполнят все запросы наших вооруженных сил в части поставки вооружения, боеприпасов, тяжелого вооружения, когда наши жители и все мировое сообщество объединятся вокруг нашей страны для того, чтобы наши вооруженные силы смогли освободить наш город. Это точно приоритет.
- То есть до масштабных поставок вооружения не стоит ожидать освобождения города?
- Я не могу комментировать данные вещи. Я человек эмоциональный, поэтому уж точно буду вкладывать желаемое, а не реальные вещи. Но наша задача сегодня - не предугадывать, а делать все, помогать нашим вооруженным силам всем, чем мы можем, для того, чтобы приблизить этот день.
- Вернусь к местным жителям. Вы говорите, что там продолжается террор. А что происходит с имуществом тех, кто выехал?
- Происходит отъем, воровство. Сначала мародерство. Потом они фейково его национализируют. Буквально неделю назад появился сайт, на котором уже продают "национализированное" имущество и таким образом пытаются заработать.
- "Национализированное" - это вы имеете в виду, когда они просто отбирают это имущество, называют это национализацией и потом продают просто другим обычным людям?
- Совершенно верно. Есть два варианта того, что делают с национализированным имуществом: либо туда заезжают российские военные, российское командование, либо продают кому ни попадя, отбирают деньги. Я не понимаю, правда, за что.
- Тут, наверное, стоит вам пояснить тем людям, которые покупают, возможно, это тоже горожане, ваши же, что будет потом.
- Я думаю, здравые горожане не покупают. А если у кого-то есть желание что-то купить, абсолютно же очевидно, чем это все закончится. Есть один очень наглядный пример. В Херсоне у большого количества людей остались рубли после деоккупации. Во что превратились рубли? В фантики, которые никому не нужны. Вот точно такая же тенденция будет и с тем имуществом, которое кто-то пытается как-то купить, - вот и все.
- Кстати, о рублях. Сейчас в городе еще ходит гривна?
- В городе гривна ходит. Оккупационные власти массово пытаются вывести из оборота гривну, им это не удается. Но сегодня они озвучили, что с 1 января 2023 г. тот, у кого будет гривна, - это преступник, этого человека можно забрать в плен. Поэтому сегодня наши жители массово стараются за гривну купить продукты длительного хранения. Чтобы, с одной стороны, готовиться к деоккупации, с другой стороны, чтобы просто-напросто их потом не обвинили в каких-то надуманных вещах.
- Тот, у кого просто найдут украинскую валюту, будет считаться преступником?
- Просто найдут украинскую валюту.
- Именно в Мелитополе или на всей оккупированной территории?
- На территории всей оккупированной Запорожской области.


