Сегодняшним материалом Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua завершает изложение мнения эксперта Светланы Листровой, о том, какие нововведения возникают, относительно назначения субсидий, и есть ли особенности для предоставления субсидий жильцам многоэтажки, где создали ОСМД
Что изменилось в предоставлении субсидий с мая 2016 года
Как быть, если остатки сумм субсидий не использованы
После окончания отопительного сезона производители (исполнители) услуг суммы неиспользованных субсидий на оплату отопления возвращают в госбюджет. Основанием для этого является акт сверки, составленный производителем (исполнителем) услуг вместе со структурным подразделением по вопросам соцзащиты населения.
При этом, не возвращается часть неиспользованной суммы субсидии в эквиваленте стоимости 100 кубических метров природного газа или в эквиваленте 150 кВт/ч электрической энергии (в случае использования данных источников энергии для индивидуального отопления), которую исполнитель услуги зачисляет как оплату услуги, в т.ч. обязательной части платежа домохозяйства, на следующие расчетные периоды (п. 15 Положения № 848). Неиспользованную сумму субсидий определяют по ценам и тарифам, действующим по состоянию на 01.05.2016 г.
Оплата услуг получателями субсидии
Граждане, которым назначена субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, обязаны ежемесячно уплачивать стоимость фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии. В случае неуплаты гражданами соответствующей стоимости предоставление субсидии прекращается по предоставлению поставщиков услуг (п. 20 Положения № 848).
Какие документы нужно предоставить для назначения субсидии жильцу дома, где создано ОСМД
Для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или иным документом, согласно п. 13 Положения № 848, подает территориальному структурному подразделению по вопросам соцзащиты населения по месту регистрации (арендаторы — по месту жительства):
• заявление о назначении жилищной субсидии;
• декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, по установленным формам;
• справку о доходах — в случае указания в декларации других полученных доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ, фондах социального страхования, и в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу подразделения по вопросам соцзащиты населения;
• договор найма (аренды) жилья (при наличии и необходимости).
Но, теперь, указанные заявление и декларацию можно отправить не только по почте, но и в электронной форме с использованием средств телекоммуникационных систем, в частности, с использованием электронной цифровой подписи, структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту регистрации заявителя (арендаторы — по месту жительства). При получении присланных с использованием средств телекоммуникационных систем заявления и декларации, в которых отсутствует электронная цифровая подпись гражданина, субсидию рассчитывают только после подписи указанных документов в месячный срок. В случае неподписания заявления и декларации в указанный срок подают новые заявление и декларацию (абз. 5 п. 13 Положения № 848). При этом, требовать от граждан документы, не предусмотренные настоящим Положением, запрещается.
Для начисления субсидий на запрос структурных подразделений по вопросам соцзащиты населения в 5-дневный срок со дня его получения подаются сведения о:
• составе зарегистрированных в жилых помещениях лиц, которые предоставляют жилищно-эксплуатационные организации или другие органы, определенные местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; в сельской местности — сельские (поселковые) советы. В случае непредоставления в установленные сроки данных сведений используются данные, указанные в декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за ее назначением;
• обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами по формам, в которых указывают стоимость услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования коммунальными услугами в отопительный и неотопительный периоды, которые предоставляют, в частности, объединения сособственников многоквартирного дома и организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
• доходах лиц из Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков, которые предоставляет ГФС в порядке, установленном Минсоцполитики и Минфином;
• суммах пенсионных выплат лицам, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.1992 г. № 2262-ХII (кроме военнослужащих срочной службы и членов их семей), а также лиц, получающих пенсии не по месту регистрации, — ПФУ.
Для начисления субсидии можно использовать сведения о доходах и размерах платежей в виде списков, справок, данных на электронных носителях информации, полученных, в частности, от объединений сособственников многоквартирного дома, организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги и осуществляющих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по договорам с предприятиями (информационно-вычислительные центры, расчетные центры, центры начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и т.п.).
Решение о назначении (неназначении) субсидии принимается в течение 10-ти дней после подачи заявления и получения необходимых сведений. При этом структурное подразделение по вопросам соцзащиты уведомляет заявителя о назначении или неназначении жилищной субсидии (абз. 18 п. 13 Положения № 848).
Что изменилось в порядке предоставления льгот
В Порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного совокупного дохода семьи, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.2015 г. № 389, тоже внесены изменения Постановлением № 319.
Настоящий Порядок определяет механизм реализации права на получение льгот по оплате:
• услуг за пользование жильем (квартирная плата, плата за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий);
• коммунальных услуг (централизованное снабжение холодной воды, централизованное снабжение горячей воды, водоотвод, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, вывоз бытовых отходов);
• топлива, сжиженного газа;
• услуг за пользование телефоном, услуг по установке квартирных телефонов.
Указанные льготы предоставляются лицам, перечисленным в п. 2 Порядка № 389. То есть указанные льготы распространяются на определенные категории лиц, определенные законодательством, и тоже не зависят от формы правления в многоэтажке.
Следовательно, этими льготами могут воспользоваться и жильцы домов, в которых созданы ОСМД. Однако начиная с 30.04.2016 г. лицам, которым назначена субсидия, плату за вышеперечисленные услуги начисляют без учета таких льгот.
Среди прочих нововведений относительно льгот стоит обратить внимание на следующие:
• дополнен перечень доходов, которые учитываются при определении права лица на получение льгот такими доходами как пособие по безработице и прочие выплаты, которые осуществляют органы соцстраха;
• увеличен с 6-ти до 12-ти месяцев период, на который определяется право лиц на получение льгот (но остался неизменным срок, за который учитываются доходы, — 6 месяцев, предшествующих месяцу, с которого определяется данное право).
При этом, если не истек срок, на который определено право на получение льгот, они не пересматриваются. Для других же лиц, а также по истечении срока, на который было определено право на льготы, оно будет определяться на следующие 12 месяцев.
Р.S. Минсоцполитики уже заявило, что в ближайшее время планируют внести очередные изменения в Положение № 848, согласно которых при назначении субсидий будут учитывать и имеющееся имущество.