Как отмечает ProfiDOM.com.ua, отношения между потребителем и поставщиком регулируются постановлением Кабинета министров Украины № 630 от 21.07.05 «Об утверждении правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотвода». И в случае непредоставления услуг или предоставления их не в полном объеме, снижения качества, в частности отклонения их количественных и качественных показателей от нормативных, поставщик обязан провести пересчет размера платы за фактически предоставленные услуги и даже выплатить потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведение аварийно-восстановительных работ.
Подробнее о суммах компенсации можно почитать здесь, ProfiDOM.com.ua расскажет лишь вкратце.
Горячая вода
В Украине, по установленным нормам, температура горячей воды в кране должна быть не менее 50°С и не выше 75°С (почему выбран именно такой диапазон температур, ProfiDOM.com.ua расскажет в своих следующих материалах).
При снижении температуры воды, ее стоимость пересчитывается следующим образом: если температура горячей воды снижается до 45-49°С, плата за нее уменьшается на 10% за весь строк отклонения, если вода прогревается от 40 до 44°С, то оплата за нее уменьшается на 30%. Если же температура воды ниже 40°С – она оплачивается по тарифам холодного водоснабжения.
Отопление
Средняя температура воздуха в комнатах должна быть +18°С (в угловых комнатах + 20°С).
При средней температуре в жилых помещениях ниже +18°С до +12°С плата уменьшается на 5% за каждый градус отклонения. При понижении температуры в жилых помещениях ниже +12°С (в угловых комнатах - ниже +14°С) плата за централизованное отопление не взимается.
Холодная вода
Температура холодной воды на выходе из крана потребителя должна быть зимой +5°С и +15°С летом.
Проверка ненадлежащего предоставления услуг
Итак, если у вас из горячего крана течет вода, которую горячей назвать сложно, или в комнате замерзают цветы, следует срочно уведомить об этом поставщика услуг. Период времени, за который производится перерасчет, начинается только с момента составления акта-претензии и продолжается до тех пор, пока комиссия снова не сделает замеры, которые подтвердят повышение температуры до нормативной.
Сообщение о ненадлежащих услугах может быть выполнено в устной (с помощью телефонной связи) или в письменной форме (по адресам, указанным в договоре). Оно обязательно регистрируется представителем поставщика в журнале регистрации заявок. При чем исполнитель обязан сообщить потребителю сведения о лице, которое приняло сообщение, регистрационный номер сообщения и время его принятия.
После этого назначается время проверки сообщения в помещении потребителя (проверка должна проводиться не позднее определенного в договоре срока).
По результатам проверки составляется акт-претензия о ненадлежащем предоставлении или непредоставлении услуг, который подписывается потребителем и представителем исполнителя. Акт-претензия составляется в двух экземплярах по одному для потребителя и исполнителя.
В случае несогласия с результатами проверки, потребитель и исполнитель определяют время и дату повторной проверки, для проведения которой приглашается представитель уполномоченного органа исполнительной власти и/или органа местного самоуправления, а также представитель объединения потребителей.
По результатам проведения повторной проверки составляется акт, который подписывается потребителем, представителем исполнителя, представителями уполномоченного органа исполнительной власти и/или органа местного самоуправления, а также представителем объединения потребителей.
В случае неприбытия представителя исполнителя в установленный договором срок для проведения проверки или необоснованного отказа от подписания акта-претензии, такой акт считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей.
Акт-претензия регистрируется уполномоченными лицами исполнителя в журнале регистрации актов-претензий.
Исполнитель обязан рассмотреть такой акт и сообщить в течение трех рабочих дней потребителю о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении с обоснованием причин такого отказа.
В случае непредоставления в течение установленного срока исполнителем ответа считается, что он признал все факты, изложенные в акте-претензии.
Далее следует перерасчет стоимости услуг.
Если же этого не произошло – споры по удовлетворению претензий потребителей решаются в суде. Потребитель имеет право на досудебное решение спора путем удовлетворения предъявленной претензии.
Как составить акт-претензию
Для того, чтобы составленный акт-претензия, например, о ненадлежащей температуре в квартире, был признан настоящим, рекомендуем придерживаться следующих требований (по материалам gorod.dp.ua):
- термометр для измерения должен быть специальный и поверенный Госстандартом;
- измерения температуры воздуха производятся в каждом помещении (включая кухню) на уровне 1,5 м от пола, их показатели заносятся в акт;
- для определения средней температуры в квартире, по величине которой осуществляется начисление платы, показатели измерений температуры воздуха состоят, а их сумма делится на количество измерений;
- в акте-претезии должно быть указано, что квартира утеплена, измерения проводились в каждой комнате, в том числе на кухне, в туалетной и ванной комнатах;
- акт-претензия составляется в трех экземплярах и рассылается письмами с уведомлениями или предоставляется лично потребителем подпись ответственному лицу: первый - в ЖЭК, второй - в теплоснабжающую организацию, а третий, с копиями квитанций об их рассылке или подписями ответственных лиц, остается у потребителя.