Как стало известно ProfiDom.com.ua, об этом в комментарии «Обозревателю» рассказал адвокат Евгений Журавский.
Как пояснил адвокат, в украинском законодательстве отсутствует определение «порога» задолженности, по достижении которого гражданин может быть привлечен к административной ответственности – «иск могут подать при задолженности в 1500 гривен, и могут не подать при задолженности в 100 тысяч гривен», - сказал он.
При этом отъем квартиры как средство компенсации задолженности за предоставленные коммунальные услуги – «это последняя мера», применяемая в том случае, когда у гражданина нет другого имущества, стоимость которого могла бы покрыть задолженность, - подчеркнул Журавский. Он также добавил, что «в судах нет вала дел по коммунальным задолженностям». Кроме того, отъем квартиры – достаточно длительный процесс, который продолжается «не месяц и не два», так что у неплательщика имеется достаточно много времени для того, чтобы так или иначе решить проблему или обжаловать судебное решение.
Отвечая на вопрос, какими должны быть действия человека, у которого отобрали квартиру за коммунальные долги, Журавский посоветовал, прежде всего, ознакомиться с материалами дела, получить решение суда, попытаться приостановить исполнения решения и обжаловать его. При этом, он заметил: если квартира уже продана, процесс ее возвращения в собственность прежнего владельца существенно затрудняется.
В то же время, адвокат пояснил: средства, полученные от продажи квартиры, поступают на счет соответствующей исполнительной структуры, из нее оплачивается задолженность по коммунальным платежам, а остаток суммы возвращается прежнему владельцу недвижимости.
Адвокат признал: в Конституции Украины задекларировано право гражданина на жилье и право владения собственностью, но в случае с оплатой коммунальных платежей де-факто конституционные права отодвигаются на второй план, на первом же плане – «долг гражданина оплачивать предоставляемые ему услуги». При этом, он заметил, что гражданин, имеющий задолженность, может обратиться с просьбой о реструктуризации долга в компании, предоставляющие услуги.
Журавский признал: гражданин, который потерял квартиру в результате подобной процедуры, имеет основания для обращения в Европейский суд по правам человека – «когда будут приняты все решения на национальном уровне».