ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 25 липня 2016 12:20

Латунные шаровые краны: предыстория появления и материал корпуса

Латунные шаровые краны, в настоящее время, почти полностью вытеснили во внутридомовых сетях, таких морально и физически устаревших «мастодонтов», как пробковые конусные краны, которые господствовали в зданиях советской эпохи.

Предшественники латунных шаровых кранов

Кран пробковый проходной конусный сальниковый муфтовый 11Б6бк

Пробковые конусные краны имели крайне низкие паспортные эксплуатационные характеристики: срок службы- 8 лет; ресурс -1500 циклов; наработка на отказ - 400 циклов. Фактические показатели этой дешевой и массовой арматуры были гораздо хуже: притертая пробка крана уже через несколько циклов открытия/закрытия теряла герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в рабочей среде.

К тому же, пробковые краны обладали весьма значительным гидравлическим сопротивлением. Коэффициенты местных сопротивлений этих кранов лежали, в пределах, от 3,5 до 6. Поэтому, неудивительно, что при ремонте или демонтаже старых трубопроводных систем нередко встречаются пробковые краны, у которых пробка просто отсутствует, а под прижимную сальниковую гайку проложен подходящего размера «пятак». Сантехники тех времен, зачастую, просто обозначали наличие запорной арматуры, превращая её в чисто декоративный элемент системы.

Шаровые краны в советское время, конечно, тоже были хорошо известны, но производились они в чугунном корпусе и выпускались с диаметрами условного прохода свыше 2-х дюймов. Поэтому, неудивительно, что, когда на рынке трубопроводной арматуры появились дешевые, удобные в монтаже и эксплуатации, латунные шаровые краны для внутренних инженерных систем, спрос на них лавинообразно возрос и продолжает расти по настоящее время.

Материал корпуса шаровых кранов

Самое главное, на что следует обратить внимание при приобретении крана – это материал корпуса. Это должна быть, действительно, латунь, а не цинково-алюминиевый сплав (ЦАМ), который частенько используют некоторые недобросовестные производители. ЦАМ представляет собой сплав, содержащий порядка 96-98% цинка, 2-3% алюминия и до 1 % меди.

Такие сплавы широко применяются в автомобильной промышленности (корпуса карбюраторов), но использование их для изготовления трубопроводной арматуры ограничивается временными дачными кранами. Если кран из ЦАМ будет установлен в инженерной системе многоквартирного дома, то уже через год-два он просто рассыпется на куски. 

 

Вот так будет выглядеть  кран из цинково-алюминиевого сплава через 2 года эксплуатации

Отличить кран из латуни от крана из ЦАМ можно по весу: последний значительно легче, т.к. удельный вес ЦАМ составляет 6,7 г/см3, а у латуни -8,4÷8,7 г/см3. Если слегка, шкуркой или надфилем, снять гальванопокрытие на корпусе крана, то латунь обнаруживается по едва приметной желтизне, которая через 2 дня окислится до характерного «латунного» цвета. Цвет ЦАМ – серебристый, не меняющийся при окислении. Безопасней всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни обнажен из-под гальванопокрытия на каком-либо участке.

 

Естественный цвет латуни крана Valtec Base виден на резьбовом патрубке

Основная масса представленных на рынке латунных шаровых кранов изготавливается методом горячей объемной штамповки. Для такого способа производства трубопроводной арматуры наиболее оптимальной по составу является свинцовистая латунь марки CW617N по EN 12165, которая, примерно, соответствует российской марке ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Латунные детали кранов, вытачиваемые из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3). В нижеследующей таблице приведены  составы латуней для производства шаровых кранов.

 

Если взять два однотипных крана разных производителей, то вес у них будет различным. В среде монтажников считается, что чем тяжелее кран, тем толще у него стенки и тем он прочнее. Зная такой способ оценки качества, отдельные производители кранов идут на интересную уловку: они снабжают изделие массивной стальной рукояткой, увеличивающей общий вес крана. Поэтому, сравнивать краны по весу рекомендуется только при снятой рукоятке и гайке крепления.

В следующей статье мы рассмотрим конструкции сальниковых узлов шаровых кранов.

Материал для публикаций предоставлен компанией Valtec S.r.l

Прочитано 6903 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: