ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Середа, 17 травня 2017 11:20

Есть ли рациональное зерно в новых законах о строительстве

Хаотичный и ускоренный пересмотр устоявшихся и проверенных на практике строительных норм и правил, который проводится в последние годы, привел  к появлению множества новых противоречащих друг другу документов. С точки зрения профессионалов, «децентрализация» и «упрощение» привело к обратному результату – к полной неразберихе в нормативной документации.

Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua продолжает цикл публикаций-бесед с экспертом в области строительства и строительных нормативных документов -  директором ООО «Укрсервэкс», Заслуженным строителем Украины А.М. Карминским.

В нашей предыдущей публикации речь шла о противоречиях в Постановлении КМУ от 12 апреля 2017 № 257 «Об утверждении Порядка проведения обследований принятых в эксплуатацию объектов строительства». 

Сегодня речь пойдет о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию градостроительной деятельности»  № 1817-19, принятом 17 января с.г., и который вступает в силу с 10 июня 2017 года. Этот закон получил большую огласку, довольно широко разрекламирован и представлен властью в своих комментариях, в качестве очередного решительного шага к «упрощению, облегчению и децентрализации», что в итоге именуется «совершенствованием градостроительной деятельности».

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько нам известно еще в 2011 году был принят Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Какова необходимость постоянно изменять отдельные статьи принятых ранее нормативных документов?

А.К.: Да, действительно, существует Закон № 3038-17 от 17.02.2011 г. «О регулировании градостроительной деятельности» (будем его называть  - «Закон-3038», для краткости). Однако, подавляющим большинством профессионалов строительной отрасли этот закон был признан, мягко говоря, неудачной попыткой регулирования градостроительной деятельности.

Чтобы не быть многословным, так как детальный анализ «Закона-3038» будет весьма объёмным, можно только констатировать, что за 6 лет и 2 месяца этот закон претерпел 21 изменение (!).

А теперь зададимся вопросом, а какими качествами может обладать Закон, который корректируется в среднем более чем три раза в год? Думается, что только по этому, формальному, признаку ответ будет однозначен!

Смотрите, какая выстраивается цепочка в этих законах: в свое время, «Закон-3038» был принят во изменение закона Украины «О планировке и застройке территорий» от 20.04.2000г. №1699-III, который за 11 лет претерпел 11 изменений. 

Кстати, пресловутый «Закон-3038» является «калькой» с Закона № 1699, который был его первоосновой, но «калька» оказалась неудачной. Правда, чтобы понять, что «калька оказалась неудачной», потребовалось 6 лет, однако, негодный закон продолжает действовать и сколько ему осталось, известно только власти.

Теперь, вернемся к теме нашей беседы – к Закону № 1817-19 от 17.01.2017 г. Для краткости его в дальнейшем будем именовать «Закон-1817» и попробуем проанализировать, насколько реальны розданные в нем «авансы» и оценим его некоторые противоречия.

И здесь, мы видим картину, аналогичную описанной выше: большая часть «Закона-1817» является двадцать вторым (!) внесением изменений и дополнений к закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038-17 от 17.02.2011 г. («Закон-3038»).

На этот счет, мне кажется, комментарии излишни.

ProfiDom.com.ua: Безусловно, что постоянная чехарда с изменениями и исправлениями не может способствовать качеству нормативного документа. Однако, есть ли, на Ваш взгляд, какие-то позитивные моменты в «Законе1817»?

А.К.: Да, определенно, есть некоторые достоинства нового Закона.

Во-первых, наконец-то отменены категории сложности объектов строительства, определенные, весьма непрофессионально, в 2011 году «Законом-3038» и оказавшиеся, по прошествии шести лет, попросту ошибкой

И все потому, что власть за 6 лет не удосужилась пояснить, о какой сложности идёт речь: о сложности проектирования, о сложности конструкций, изделий и деталей, о сложности технологии строительных работ и их организации, о сложности строительных машин и механизмов или о технологической сложности эксплуатации объектов и производственных комплексов.

Очевидно, что речь должна идти о разных этапах градостроительной деятельности, а, значит, и разных объектах исследований: объектах проектирования, объектах строительства, объектах строительной продукции и, наконец, эксплуатируемых объектах недвижимости.

Естественно, что критерии и условия оценки должны быть также различными.

ProfiDom.com.ua: В таком случае возникает естественный вопрос: с какой целью были введены эти понятия – «категории сложности»?

А.К.: Если вы думаете о какой-либо сложности объектов проектирования, строительства или эксплуатации, то сильно заблуждаетесь.

Конкретный ответ на поставленный вопрос приведен в Изменении №1 ДСТУ Б.В.1.2-16:2013 «Определение класса последствий (ответственности) и категорий сложности объектов строительства», утверждённом приказом Минрегиона от 12 мая 2014 г. №135: «Категорию сложности используют для ... обязательности проведения экспертизы проектной документации, разрешительных процедур...» (раздел 4, Общие положения, пункт 4.1).

Оказывается, исполнительная власть, используя формат Национального стандарта Украины, создает схемы разрешительных процедур с весьма сомнительными результатами. Кто бы мог подумать?

Но, наконец, пресловутые категории сложности отменены, а власть прислушалась к массовым протестам заказчиков, проектировщиков, подрядчиков. Однако, спешить не следует: не всё так просто.

В разделе II «Заключительные и переходные положения», часть 5 «Закона-1817» установлено, что со дня вступления в действие этого закона объекты  строительства I,  II, III, IV и V категорий сложности ПРИНАДЛЕЖАТ к объектам: с соответствующими последствиями: СС1, СС2 и СС3.

Оказывается, что объекты строительства разных категорий сложности, после ввода в действие «Закона-1817», продолжают существовать, да к тому же, и принадлежат к объектам другой классификации.

Требования закона должны быть однозначными, понятными и не могут иметь различные толкования. В нашем случае,  законодатель явно ошибся и обязан ошибку исправить!

Кстати, обозначение «СС» в соответствии с вышеназванным ДСТУ, определяет понятие «класс», которое, почему-то, отсутствует в тексте анализируемой части 5 раздела II закона.

Во-вторых:  безусловно, поддержат заказчики и проектировщики решительное нововведение:  новую редакцию части 5 статьи 7 «Закона-3038» значительно сокращает и конкретизирует состав градостроительных условий и ограничений.

Этот документ является фактическим «пропуском» в проектную стадию с регламентными условиями главного архитектора населенного пункта или админист-ративно-территориального образования. Состав градостроительных условий и ограничений объективен, имеет конкретные численные параметры, резко снижает зависимость от чиновников, так как большинство нормативов предусмотрено в открытых сборниках ДБН и ДСТУ.

В-третьих, многообещающим фактором является ужесточение административной ответственности чиновников. 

Так, в новой редакции статьи 96-1 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» нарушение сроков предоставления заказчику градостроительных условий и ограничений, строительного паспорта застройки земельного участка, вымогательство у заказчика документов, не предусмотренных законодательством, представление документов с нарушением установленного порядка, градостроительной документации местного уровня, нарушения сроков предоставления заказчику заключений и отчетов экспертизы соответственно градостроительной и проектной документации, предоставление также заключений и отчетов с нарушением установленного порядка, а также вымогательство во время прохождения экспертизы документов, не предусмотренных законодательством, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пятисот до шестисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Поясним это положение. К таким потенциальным нарушителям относятся должностные лица следующих учреждений:

• уполномоченных органов градостроительства и архитектуры, предоставляющие заказчикам градостроительную документацию, градостроительные условия и ограничения и строительный паспорт;

• экспертных организаций, которые отвечают критериям, определенным Минрегионом, и проводят экспертизу проектной документации для заказчиков;

• экспертных саморегулируемых организаций с делегированными Минрегионом полномочиями, которые также проводят экспертизу проектной документации для заказчиков;

• государственных экспертных организаций Минрегиона, проводящих экспертизу градостроительной документации государственного и регионального уровней;

• экспертных организаций любой формы собственности, которые разрабатывают градостроительную документацию и имеют в своем составе экспертов, которые получили квалификационный сертификат и которые производят экспертизу генеральных планов городов.

Если учесть, что при применении штрафов и административных взысканий необлагаемый минимум в 2017 году составляет 17 гривен, то вышеуказанные должностные лица могут быть наказаны в объеме от 8500 до 10200 гривен. Действующие штрафы предусматривают за такие правонарушения от 2550 до 3400 гривен.

Следует отметить, что тенденция защиты заказчиков от произвола и вымогательства должностных лиц недвусмысленно обозначена, и нам остается уповать на действенность закона.

Вот, пожалуй, и все положительные моменты, которые можно выявить в тексте «Закона-1817»

Прим. ред. – В следующий раз А.М. Карминский расскажет о тех тезисах нового «Закона-1817», которые с его точки зрения, явно недоработаны и противоречат многим существующим нормативным документам.

Ознакомиться с Законом Украины № 1817-19 от 17.01.2017 г. «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо удосконалення містобудівної діяльності» и скачать его можно на нашем портале по этой ссылке.

Прочитано 8752 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: