ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Неділя, 17 квітня 2016 15:20

Как возник в Киеве бульвар Тараса Шевченко

Историки утверждают, что бульвар Тараса Шевченко, как столичная улица, возник одновременно со строительством Киевского университета св. Владимира в 1834 году. 

Бульвар, начинаясь у Бессарабской площади, исключительно прямолинейно следовал первоначально через Галицкую площадь (ныне пл. Победы) аж, до Триумфальной арки, которая стояла на окраине города на месте нынешнего Воздуховлотского путепровода. Эта деревянная арка была сооружена в 1857 году в ознаменование приезда в Киев императора Александра ІІ и потом ещё просуществовала до 1890 года.

Триумфальная арка на въезде в Киев со стороны Житомирского шоссе

Бульварная улица, как она была названа впервые, протянулась почти на 2 километра. Однако уже в наши времена длина бульвара была ограничена площадью Победы. Произошло это в 1985 году после того, как Брест-Литовский проспект был переименован в проспект Победы. Естественно, решили, что начало нового проспекта должно быть на одноименной площади. В результате часть бульвара как безымянная досталась проспекту Победы

Утверждается, что первоначально бульвар был засажен липами и завезенными из-за границы каштанами, которые в Киеве не прижились. Их заменили пирамидальными тополями, которые и в настоящее время украшают бульвар уже в четвёртом поколении. В первозданном виде аллея бульвара ничем не отделялась от проезжей части. Лишь со временем появились сначала деревянные решётки, которые затем были заменены секциями плетёной проволочной ограды.

Плетеная проволочная ограда на бульваре в начале 20-го века

Кстати, эта ограда стала очень популярной в Киеве и сохранилась до сих пор во многих столичных парках. Оказывается, именно такая плетёная ограда до сих пор натянута между колоннами ограждения Ботанического сада им. Академика Фомина. Удивительно, что строительная часть ограды сада пришла во многих местах в негодность, а вот плетёная проволочная часть полностью сохранилась. В печати недавно промелькнуло, что образована группа меценатов для финансирования капитального ремонта ограды Ботанического сада, но историческую плетёную сетку они намерены сохранить.

Название бульвара многократно менялось. В 50-60-х годах ХІХ столетия улицу называли то Шоссейным, то Университетским бульваром. «Стационарное» название бульвар получил в 1869 году – Бибиковский бульвар, названный так в честь Киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, который правил целых 15 лет: с 1837-го по 1852 год.

Бибиковский бульвар

Это название бульвара просуществовало до 1919 года, когда советская власть переименовала его в честь нашего самого уважаемого поэта – Тараса Григорьевича Шевченко. Думаю, уже мало кто из киевлян помнит, что до войны и в первые послевоенные годы по бульвару Шевченко ходил трамвай 7-го маршрута: с Бессарабской площади до завода «Большевик». Тогда с одной стороны бульвара, если смотреть с Бессарабки, то слева от бульвара ходили трамваи, а справа было автомобильное движение. Маршрут обслуживали только бельгийские пульмановские вагоны. На конечной тупиковой остановке вагоновожатый (так их тогда уважительно называли) выходил из вагона, надевал рукавицы и опускал одну контактную дугу и поднимал другую для обратного движения трамвая. Затем переходил в противоположный конец трамвая, где была его вторая кабина управления.

В 1951 году трамвай ликвидировали и, за счёт снятой колеи, несколько расширили аллею бульвара, и перенесли на эту сторону противодвижение автотранспорта.

В тот же год старая плетёная проволочная ограда была заменена по всей длине бульвара на литое чугунное ограждение, которое существует и по сей день. В этот же, можно сказать, революционный для бульвара период, вместо трамвая был пущен троллейбусный маршрут № 5. Ходил он сначала с площади Толстого до разворота у Дворца культуры з-да «Большевик, затем только до ж/д пересечения, а уж после пустили на «Нивки». Бульвар в то время стал центром интенсивного движения общественного транспорта. На бульвар транзитом заходил троллейбус № 2, соединявший вокзал с площадью Богдана Хмельницкого. С вокзала шёл также троллейбус № 10, который поворачивал на ул. Владимирскую и шёл далее по ул. Красноармейской и бульвару Дружбы Народов аж до моста Патона. По бульвару шли также троллейбусы № 8 и № 9 , заворачивали на ул. Леонтовича, спускались по ул. Ленина (ныне ул. Б.Хмельницкого) на Крещатик и вновь поворачивали на бульвар.

В 1982 году, к празднованию 1500-летия Киева, был проведен капитальный ремонт ограды бульвара, которая за минувшие 30 лет во многих местах значительно просела. Вся ограда была приподнята на специальный фундамент и у ограды появилась отмостка.

В доме № 1 на углу Крещатика и бульвара, помню, в 1960-е годы находился специализированный магазин «Алмаз», который к ювелирным изделиям не имел никакого отношения. В этом магазине реализовывалась уникальная продукция – алмазный и твердосплавный инструмент, разработанный единственным в Советском Союзе Киевским институтом сверхтвёрдых материалов АН УССР, создателем которого был профессор В.Н.Бакуль. Теперь Институт носит его имя. 

Рядом с этим магазином, чуть выше по бульвару, находилась очень популярное фотоателье. Популярность этому ателье создавала фотовитрина в окне, в которой были выставлены фотографии известных украинских артистов. 

Бульвар Шевченко, дом № 2, магазин «Каштан»

А ювелирные изделия продавались напротив, в доме № 2, где находился специализированный магазин «Каштан», в котором, насколько помню, был даже уникальный отдел продажи за валюту. По этой же стороне чуть выше в доме № 4 находилась гостиница «Ленинград», которая сменила вывеску на «Санкт-Петербург». Попробуй теперь определиться, какое из этих названий отнести к разряду «ретро».

Источник

 

Прочитано 3701 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: