Трамвай для Киева – это такой же бренд, как его каштаны, Андреевский спуск, Богдан Хмельницкий на коне, Лавра, София и котлета «по-киевски». Почему именно в Киеве начал свой путь современный трамвай? В конце XIX столетия в Петербурге, Москве и Одессе, как утверждают историки, по рельсам уже бегали конки, поскольку обычные экипажи с растущим пассажиропотоком не справлялись.
Но киевский ландшафт с его крутыми горками и спусками не позволял использовать в полной мере это новшество. Ведь наши кручи были «не по плечу» бедным лошадкам, вынужденным тянуть вагончики с пассажирами.
История говорит о том, что 21 августа 1891 года были начаты работы по электрификации линии на Александровском спуске (ныне Владимирский). К весне работы были завершены и 14 мая 1892 года электрические вагоны впервые были опробованы на участке от Царской площади (ныне Европейская) до площади Почтовой. А 13 июня 1892 года началось регулярное движение на этом маршруте.
К этому времени электрические трамваи немецкой фирмы «Сименс» уже бегали улицами городов Германии и Франции. А в Российской империи губернский Киев обскакал столицы – Москву и Санкт-Петербург: там электрический трамвай запустили лишь в 1899 и 1907 годах соответственно.
А в Киеве трамвай быстро развивался – в сентябре 1893 года Александровскую линию продлили вверх, на Печерск. 13 июня 1894 года – ровно через два года после пуска первой линии – трамвай уже поехал по Крещатику, на маршруте от Царской площади до Большой Жандармской улицы (впоследстии Мариинская улица, а затем ул. Саксаганского).
1 июля 1894 года была электрифицирована линия по улице Большой Житомирской до Сенной площади (ныне Львовская). А 1 сентября трамвайные звонки уже раздавались на ул. Фундуклеевской (ныне Богдана Хмельницкого) и Бибиковском бульваре (ныне Тараса Шевченко). Двинул трамвай и на вокзал ответвлением по Безаковской улице (ныне Симона Петлюры). В 1904 году трамвай пошёл уже в Пущу-Водицу.
20-е столетие Киев встретил технически вооружённым и передовым: почти 50 км электрифицированных трамвайных путей, 5 трамвайных парков. В 1904 году начали строить Главные трамвайные мастерские.
К тому времени уже существовали три самостоятельных трамвайных предприятия: частная узкоколейка Александра Хойнацкого, линия Давида марголина, которая вела в предместье Демеевку, и самая известная частная линия, которая с 1912 года соединяла Киев с Броварами.
Линия предпринимателя Хойнацкого пролегала от Триумфальных ворот (ныне Воздухофлотский путепровод) до дачного посёлка Святошино, длина её составляла около 10 км. Линия была особо популярна летом и приносила немалый доход. Линия, которая вела в Бровары, отличалась рекордной на то время длиной – свыше 18 км.
В послевоенные годы киевский трамвай постепенно начали вытеснять автобусы и троллейбусы. Из линий, повреждённых в войну, таких, как Круглоуниверситетская, Прорезная, Большая Житомирская, одни так и не были восстановлены, иные – демонтированы и частично заменены троллейбусными.
Тем не менее, трамвай вытесненный из центра, определённое время развивался и рос на околицах столицы: в 1966 году – массив Отрадный, в 1968 и 1971 годах – Борщаговка, в 1975-м – Оболонь. На левый берег трамвай пришёл в 1954 году с открытием моста им. Патона. Трамвайный «апогеем» в Киеве можно считать открытие в 1978 году линии скоростного трамвая на Борщаговку. В том же году длина путей киевского трамвая достигла максимума и составляла 285 км.