ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 14 червня 2018 13:20

Как предотвратили четыре крупнейшие катастрофы с гигантскими сооружениями из железобетона. Окончание

Несмотря на то, что железобетонные сооружения, с первого взгляда, кажутся построенными на века, с ними периодически происходили большие неприятности, которые смело можно назвать катастрофами. И последствия этих катастроф могли бы быть весьма тяжелыми. Их удалось предотвратить уже на самой крайней стадии. Одна из таких катастроф могла произойти у нас в Украине. 

Украина  

Авария с непредвиденными последствиями могла произойти в 1979 году, в период начала эксплуатации в СССР самой высокой и мощной башенной железобетонной градирне высотой 150 метров и диаметром 130 метров (гиперболический параболоид), возводимойдля обеспечения потребностей самой мощной Ровенской АЭС в посёлке Кузнецовск в Западной Украине.

До этого, высота всех градирен в СССР не превышала 90 метров. После возведения, примерно, 15-20 метров оболочки градирни, лабораторный контроль качества обнаружил в заполнителях включения постороннего и вредного минерала — опала, водного аморфного кремнезёма, который реагирует с содержащимися в цементе щелочами, вызывая коррозию и разрушение бетона. Особенно быстро реакция происходит во влажных условиях эксплуатации градирни при температуре воды 40-60 градусов — как раз, в готовящемся ко вводу 150-метровом сооружении.

В «Инструкции по возведению железобетонных труб и башенных градирен» ВСН 430-82 Минмонтажспецстроя СССР в п. 6.23. указано: «Мелкий и крупный заполнитель бетона, предназначенный для возведения труб и градирен, не должен содержать аморфных видоизменений кремнезёма (опал), кремнистых сланцев, пирита и других минералов, способных вступать в реакции с щелочами цемента». Служба контроля качества В.О. «Гидроспецстрой» Минэнерго, руководимая главным технологом объединения А.Б. Тринкером, быстро подняла тревогу, и строительство было остановлено.

После проведения комплекса экспресс-анализов в Центральной лаборатории №10 ВНИПИ Теплопроекта Минмонтажспецстроя СССР было принято решение: произвести защиту бетона возведённых ярусов по технологии к.т.н. Б.Д. Тринкера, одновременно обеспечив на карьере добычи заполнителей 100% контроль качества и отбраковку партий, несоответствующих всем требованиям ВСН 430-82. Все его рекомендации стали для исполнителей законом. В результате, огромные 150-метровые градирни уже более 40 лет обеспечивают работу двух реакторов ВВЭР-440 и двух ВВЭР-1000 — которые до сих пор успешно вырабатывают электроэнергию для Украины.

Новгород 

На грани катастрофы была ситуация в 1982 году на железобетонной грануляционной башне производства нитроаммофоски NPK на Новгородском химическом комбинате «СОЮЗАЗОТ». Гранбашня  была построена в конце 1970-х годов и снабжена новейшим химическим оборудованием из лучших фирм Западной Европы

Гранбашня состоит из железобетонной (марка бетона по прочности М300) цилиндрической оболочки толщиной 200 мм, высотой 140 метров и диаметром 28 метров, с двухрядным армированием арматурой периодического профиля А-111, с пристроенной лестницей и транспортными галереями и трубопроводами. Внутри вся поверхность железобетона рабочей камеры была покрыта тремя слоями эпоксидно-каменноугольной смолы. На отметке 100 м установлено перекрытие из нержавеющей стали, на котором смонтировано многотонное дорогое импортное оборудование, предназначенное для распыления химических реагентов, поступающих из форсунок в рабочую камеру гранбашни. В конце процесса грануляции готовое минеральное удобрение NPK механическими скребками собирается на железобетонном полу и транспортёрами отправляется в упаковочный цех.

NPK — комплексное минеральное удобрение: Азот+Фосфор+Калий, которое при соединении с водой образует соответствующие кислоты, вступающие в химические обменные реакции с минералами цементного камня (1-й, 2-й и 3-й виды коррозии, по классификации д.т.н. В.М. Москвина), быстро разрушающие бетон и арматуру.

В 1982 году производство NPK было остановлено в результате возникшей аварийной обстановки. Предыстория такова: в начале 1980-х годов обрушилось несколько подобных гранбашен на Чирчикском комбинате «Союзазат», погибли люди.

Быстро отремонтировать и сохранить в работоспособном состоянии основную гранбашню производства экспортной продукции — это была ответственная и престижная задача.

Было проведено обследование с подвесных подмостей всей внутренней поверхности оболочки аварийной гранбашни. В результате обследования было определено: полностью разрушено защитное трёхслойное покрытие эпоксидно-каменноугольной смолы, бетон оболочки гранбашни по всей окружности в верхней зоне в результате коррозии (выщелачивание из бетона гидроксида кальция и обменные реакции при взаимодействии NPK с минералами цемента — силикатами, алюмоферритами и алюминатами) потерял несущую способность, не защищает арматуру от проникновения раствора NPK внутрь бетонного массива, в оболочке образовались кольцевые выровы бетона высотой 1,5–2,5 метра и глубиной 10–15 см, требуется немедленная остановка производства и срочный ремонт.

Была составлена подробная «Инструкция по ремонту и восстановлению несущей способности гранбашни NPK», которая предусматривала: расчистку от продуктов коррозии, проверку индикатором наличие щелочной реакции бетона, пескоструйное и водяное промывание бетона и вскрытой арматуры, дополнительное усиление арматуры в зонах рабочих швов и в месте сопряжения оболочки гранбашни с горизонтальным перекрытием. Техническому надзору дирекции Новгородского химкомбината «СОЮЗАЗОТ» было строго указано обеспечить 100% контроль качества на всех стадиях восстановительных работ. Ремонт гранбашни NPK был проведён в соответствии с требованиями нормативных документов и «Инструкции», что значительно продлило срок её службы…

Источник

Прим. редакции – что можно сказать, в итоге: без всякого сомнения, эксплуатируемые в ХХI веке промышленные сооружения, построенные 40-60 лет назад, требуют периодического обследования опытными специалистами. Можно утверждать, что в нашей стране этого никто не делает. Примеров масса: тот же Шулявский путепровод в Киеве или, что значительно масштабнее: знаменитый мост-метро, который, по мнению специалистов, может рухнуть в любой момент

Прочитано 1212 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: