В XVII в. в результате длительной борьбы между феодальными государствами Западной Европы сложились крупные абсолютистские монархии по главе с Францией, Англией и Испанией. В связи с этим градостроительство получило широкие возможности, так как на базе возросших экономических ресурсов главным заказчиком стало государство в лице короля.
В XVII в. Париж имел уже свыше 500 тыс. жителей, Лондон - 530 тыс., Мадрид - около 400 тыс. Однако города все еще оставались неблагоустроенными и сохраняли средневековый характер в плотно застроенных центрах. Короли не предпринимали радикальной перепланировки городов и поощряли строительство вокруг столиц.
В результате возникали аристократические предместья (в Париже - район к западу от Тюильри, в Лондоне - район Сен-Джемского парка, в Вене - район Бельведера и т. д.), многочисленные загородные королевские дворцы и охотничьи замки с громадными регулярными парками. В конце XVII в. градостроители приступили к перестройке столиц, по уже используя композиционные приемы, примененные в планировке парков.
Конец XVII в. и начало XVIII в. следует считать периодом решительного влияния садово-паркового искусства па планировку городов.
Первым образцом нового регулярного градостроительства явился Версаль. Работая в 00-х годах XVII в. над общей композицией Версаля и Версальского парка, архитектор Ленотр соединил принцип лучевых магистралей барочного Рима с идеей центральной композиционной оси, организующей весь парк на протяжении более 3 км. Перспективный эффект центральной оси, проходящей через дворец, партерную террасу, стриженые сады и громадное водное зеркало канала, он усилил эффектом деревьев, посаженных правильными рядами.
Вслед за Версалем Ленотр разбил в Париже Тюильрийский сад и проспект Елисейских полей. Членения этой первой половины будущего парижского диаметра запад-восток почти точно совпадают с членениями диаметра Версальского парка. Под впечатлением версальских и парижских работ Кристофер Рэи делает планировку части Лондона (после пожара 1666 г.) в виде системы двух лучевых магистралей, расходящихся от собора св. Павла (проект остался неосуществленным); в XVIII в. возник веерный план Карлсруэ и начал складываться замечательный по красоте лучевой план Петербурга.
Архитектура улиц и площадей XVII и XVIII вв. также находилась под воздействием планировки Версаля. По образцу прямолинейных версальских аллей были построены парижские бульвары; точки пересечения парковых аллей Версаля, оформленные в виде круглых площадок, нашли свое отображение п круглых площадях Парижа: первая круглая площадь - площадь Побед (1685-1687 гг.). Подобным же образом открытые городские площади, оформленные рвами и зеленью, произошли от террасообразных партеров Версаля. Большое влияние на архитектуру городских площадей имел объявленный в 1748 г. конкурс н а площадь Людовика XV в Пари же. Под влиянием конкурса на площадь Людовика XV (теперь пл. Согласия) была сооружена обращенная к реке Гаронне Королевская площадь в Бордо, организована система центральных площадей в Нанси и др. Замкнутые формы площадей Ренессанса уступили место открытым композициям, связанным с улицами, набережными и бульварами.