Ранним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого, государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладельческое общество, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон.
Столицей государства был Мемфис, расположенный в начале дельты Нила. Мемфис рано стал главным религиозным и художественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египетской культуры и искусства. В настоящее время от древнеегипетской столицы почти ничего не сохранилось, и судить о ее величии можно лишь на основании письменных источников. Кроме Мемфиса в период Раннего царства существовали и другие крупные города: Буто на юге, Нехен (Иераконполь) на севере, Саис в западной части дельты, Коптос у начала пути от Нила к Красному морю.
От периода Раннего царства сохранились главным образом культовые сооружения и гробницы. Жилые строения, сделанные из дерева, тростника, глины и кирпича- сырца, почти не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании открытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденным в погребениях.
Рядовые члены общины жили в небольших хижинах, сплетенных из тростника, обмазанного глиной, или сложенных из кирпича-сырца. Богатые слои населения имели дома больших размеров, обнесенные стеной из кирпича-сырца. Перед входом сооружали навес.
Жилища фараонов Раннего царства, которые условно могут быть названы дворцами, возводились из бревен. Представление о таком дворце дает найденное в Абидосе изображение на стеле фараона I династии Джета. Основу здания составляют вертикально врытые в землю бревна, к которым прикреплены бревна горизонтальные. Входы во дворец располагались в нишах. Простые по своей архитектуре, дворцы фараонов Раннего царства имели строгий и внушительный вид.
Найденные в Абидосе и Нехене остатки дворцов последующих фараонов Раннего царства были сооружены из кирпича-сырца. Дворцы в Абидосе и окружавшие их дворы были обнесены двойными стенами. Внутренние стены имели ниши и выступы.
Культовые сооружения, согласно древней традиции, в течение долгого времени делали из тростниковых циновок, укрепленных на тростниковой или деревянной основе. Искусство плетения в Египте во времена Раннего царства достигло высокого мастерства.
В последующие периоды при сооружении культовых построек из камня для декора здания использовали орнамент, воспроизводящий некоторые основные конструктивные приемы построения древнейших тростниковых святилищ и деревянных дворцов.
Культ мертвых, существовавший в додинастический период, в период Раннего царства в связи с развитием классового общества получил еще большее значение. Именно в этот период сформировались основные принципы египетской религии, выработались культовые обряды, сохранившиеся на протяжении длительного времени.
Так как египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, они стремились сохранить тело (вместилище души) и обеспечить покойного всем необходимым для продолжения жизни: едой, питьем, одеждой, утварью, орудиями труда.
Для того чтобы предотвратить тление, тело бальзамировали. Но способы бальзамирования в начале III тысячелетия были несовершенными, тело разрушалось, и, следовательно, душа, лишенная пристанища, не могла обеспечить человеку вечное существование. Желая предохранить умершего от гибели, египтяне ставили в гробницу статую- двойник покойного, в котором в случае исчезновения тела должна была пребывать душа.
Первоначально гробницы Раннего царства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца.
Стены гробниц были массивными; для большей прочности им придавали небольшой наклон. Так как по своему внешнему виду гробница напоминает завалинку у дома современного египтянина, арабы называют такую гробницу мастабой, что по-арабски значит «скамья». Это название утвердилось за гробницей и в египтологической науке.
Наиболее крупной гробницей знатного вельможи Раннего царства, превосходящей по величине даже царские погребения, является мастаба визиря Хемаки, воздвигнутая в Саккаре при фараоне I династии Депе. Ее длина 57,3 м при ширине 26 ж; размеры погребальной камеры - 7,7 м в длину и 4,8 м в ширину. Внутри гробницы размещались две подземные и четыре наземные кладовые, четко и умело распланированные и богато декорированные. Снаружи мастаба Хемаки была окружена стеной с выступами. От мастабы теперь мало что сохранилось, но некогда она, как и многие мастабы Саккарского некрополя, имела внушительный вид: строгие формы гробницы, расчлененные разноцветными выступами и нишами, четко выделялись на фоне светло-коричневых скал, желтых песков пустыни и синего египетского неба.
Наилучшим примером царской усыпальницы Раннего царства является гробница царицы I династии Хер-Нейт, открытая в Саккаре в 1956 г. Гробница имеет наземную и вырубленную в известняковом массиве подземную часть; последняя состоит из двух помещений, расположенных одно над другим. Перекрытие было сделано из бревен, поверх которых лежали каменные плиты. Каменная притолока украшена рельефными фигурами львов - стражей гробницы.
Деревянный саркофаг царицы стоял в нижнем помещении, из которого по деревянной лестнице можно было попасть в помещение второго этажа, служившее кладовой. Над гробницей после погребения был насыпан из мелких камней холм, облицованный для большей прочности кирпичом.
Над ним было сооружено из кирпича прямоугольное в плане помещение (22 x 45 м), разделенное на несколько изолированных комнат. Снаружи гробница царицы Хер-Нейт имела слегка наклонные стены, расчлененные прямоугольными выступами и нишами, окрашенными в красный и желтый цвет.
Вокруг мастабы шла невысокая глиняная приступка, на которой стояли вылепленные из глины головы быков с настоящими бычьими рогами. Строгие формы гробницы, скульптурные украшения, яркий цвет наружных стен придавали нарядный вид.
Гробницы фараонов Раннего царства достигали значительных размеров. Гробница фараона I династии Гора-Аха имела площадь в 561 м2. Под землей было расположено 5 камер, а над землей - 27 помещений. Гробница царя I династии Джета была еще больших размеров, ее площадь равнялась 672,5 м2.
Гробница последнего фараона I династии Ка превосходила своими размерами обе предыдущие; она имела большие подземные камеры, наземные кладовые также были весьма обширными. Возле гробницы сохранились приступка, украшенная скульптурными головами быков, и остатки заупокойного храма, в котором стояли две деревянные статуи.
Гробницы внутри были богато украшены росписью. Покрывавший их узор напоминал циновки, сплетенные из красных, синих, белых и черных прутьев. Среди гробниц Раннего царства особенно выделяется гробница фараона I династии Джета, обшитая внутри досками с узором из листового золота.
Большая группа памятников, принадлежавших фараонам Раннего царства, была найдена в Абидосе. По формам они напоминали саккарские мастабы, но в отличие от последних в них не были обнаружены человеческие останки. Следует отметить, что, согласно сохранившимся надписям, некоторые из абидосских мастаб принадлежали тем же фараонам, чьи гробницы были
открыты в Саккаре: Гора-Аха, Джера, Джета, Ка и др. По своим размерам аби- досские мастабы несколько уступали саккарским. Например, подземная часть мастабы Гора-Аха в Саккаре состояла из пяти помещений, а мастаба того же фараона в Абидосе имеет лишь одно. Причины строительства двух гробниц для одного и того же фараона не до конца установлены; существуют различные точки зрения по этому вопросу.
Согласно одной теории, строительство второй гробницы в Абидосе было вызвано политическими соображениями: одна из гробниц предназначалась для фараона в качестве царя Нижнего Египта, а другая - для него же в качестве царя Верхнего Египта. По другой теории, которой придерживаются советские египтологи М. Э. Матье и H. М. Пастовская, подлинными погребениями были саккарские гробницы, а абидосские гробницы являются кенотафами, т. е. ложными гробницами, сооружавшимися в связи с обрядом хеб-сед.
Согласно древним верованиям, предводитель племени у первобытных народов, а позднее, в период раннеклассового общества, царь покровительствовал плодородию природы. Представление, что с возрастом царь утрачивает способность воздействовать на природу, приводило к убийству состарившегося царя и замене его молодым. Позднее физическое уничтожение вытеснил обряд «убийства» и «возрождения» правителя, состоявший из торжественного выноса культовой статуи божества, посещения фараоном молельни, жертвоприношения, торжественного шествия, в котором принимали участие фараон, приближенные и жрецы, и ритуального бега фараона. Этим ритуалом он как бы подтверждал свою силу, крепость и символизировал быстрое приближение к божеству.
Наземные сооружения абидосских кенотафов не сохранились, и судить об их архитектуре можно лишь на основании подземных помещений. Кенотафы первых фараонов I династии имели всего одно подземное помещение, в кенотафе последнего фараона Iдинастии Ка было много изолированных кладовых, расположенных вокруг центральной камеры и по обеим сторонам лестницы. Подземные помещения кенотафов облицовывались кирпичом и обшивались деревянными планками, полы, за редким исключением, тоже были деревянные; из дерева же делались и перекрытия.
Раскопки абидосского и саккарского некрополей еще не закончены. Каждый год приносит новые сенсационные открытия, обогащающие наши представления о египетской архитектуре, особенно об архитектуре Раннего царства.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970