Древнее царство охватывает период III-VI династий, т. е. 2800-2400 гг. до н.э. Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в административные округа, известные под греческим названием «номов». Во главе нома стоял номарх. Помимо личной собственности, передаваемой по наследству, номархи владели имуществом, полученным ими по должности. Фараоны располагали огромными земельными богатствами, которыми они наделяли храмы и знатных вельмож, занимавших важные посты в государственном управлении.
Значительное распространение получило рабовладение.
Для удержания в повиновении угнетенных слоев населения был создан сложный государственный аппарат. Царская власть в Египте периода Древнего царства была колоссальной силой, фараону воздавали божественные почести, его называли большим богом. Так как по представлению египтян бог-фараон был покровителем страны, культ умершего царя приобрел огромное значение в египетской религии. Для погребения фараона воздвигались специальные сооружения.
Гробница считалась местом пребывания духа умершего царя. Для сохранения тела покойного фараона и возвеличения живого сооружались гигантские усыпальницы-пирамиды. Все наиболее грандиозные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства.
Гробницы фараонов Раннего царства отличались от гробниц знатных вельмож только большими размерами. Гробницы же фараонов Древнего царства выделяются своей формой. Именно в это время в результате длительных поисков была найдена наиболее впечатляющая форма для вечного дома умершего царя-бога - пирамида.
Важнейшим этапом в развитии царской гробницы явилась идея увеличения здания по вертикали. Впервые она была осуществлена при постройке гробницы фараона III династии Джосера около 2800 г. до н. э.
Ансамбль погребальных сооружений фараона Джосера, состоящий из пирамиды, южного и северного дворцов и поминальных храмов, был построен в южной части некрополя в Саккаре. Центром ансамбля служит пирамида. Здания расположены на прямоугольной террасе, окруженной двойными стенами.
Ступенчатая пирамида фараона Джосера - самая ранняя из известных пирамид.
Судя по всему, первоначально архитектор предполагал придать гробнице фараона традиционную форму мастабы. Когда мастаба была готова, возле нее было сооружено одиннадцать шахт, из которых пять вели в захоронения членов семьи Джосера, шесть в кладовые. В захоронениях найдены останки людей, помещенные в деревянные гробы, украшенные золотом. Гробы стояли в алебастровых саркофагах.
Захоронения были сделаны при жизни Джосера, об этом свидетельствуют оттиски печатей с именем фараона. Чтобы закрыть доступ в эти гробницы, мастабу Джосера увеличили в ширину на 8,32 м, и она стала прямоугольной в плане. С северной стороны пирамид проход к шахте, глубиной 28 м. Внизу расположена погребальная камера, вход в которую сделан в потолке. Внутри камера облицована гранитом.
В ней были найдены части скелета мужчины, предположительно самого фараона Джосера. Вокруг погребальной камеры расположены кладовые и другие помещения. Прекрасный декор этих помещений выполнен из рельефных глазурованных плит, покрытых орнаментом в виде тростниковых плетений.
В ходе строительства возникла идея увеличить наземную часть гробницы по вертикали. На первую мастабу поставили еще три мастабы, каждая из которых была меньше предыдущей. В дальнейшем пирамиду повысили еще на две ступени; при этом для сохранения пропорциональности всего сооружения увеличили общие размеры пирамиды. В итоге пирамида Джосера имеет высоту 60 ж и основание размерами 109,2 x 121 м.
Пирамида Джосера явилась первым монументальным каменным сооружением Египта, и ее роль в истории египетской архитектуры огромна.
Комплекс погребальных сооружений Джосера имеет важнейшее значение еще и потому, что здесь впервые в египетском зодчестве сложилась система ансамбля, все части которого органически связаны друг с другом.
Вход находился в наружной стене и был фланкирован двумя башнями. Позади входа расположен открытый двор, а далее галерея длиной 54 м. Вдоль стен галереи стояло 40 колонн, имевших невысокие круглые базы и капители в виде прямоугольной плиты. Стволы колонн украшены желобками. Подобная форма колонн, впервые встречающаяся в ансамбле Джосера, в дальнейшем, в периоды Среднего и Нового царств, получила широкое распространение. Такие колонны называли протодорическими, хотя они ни по конструкции, ни по форме не являлись прототипом греческой дорической колонны, ведущей свое происхождение от деревянного столба. Стволы колонн дорического ордера имеют в середине утолщение - энтазис. Между стволом и абакой лежит круглая плита - эхин, отсутствующая в египетской колонне. Дорическая колонна стоит прямо на стилобате, а египетская имеет круглую базу.
Из галереи шел ход на лестницу, поднимавшуюся на внешнюю стену. В толще южной части наружной стены находился кенотаф фараона Джосера длиной 85 м и шириной 13 м. В отличие от фараонов Раннего царства, сооружавших свои настоящие гробницы в Саккаре, а кенотафы в Абидосе, фараон Джосер и кенотаф, и подлинную гробницу - пирамиду - воздвиг в пределах одного комплекса. Погребальная камера кенотафа была частично вырублена в скале. Она небольших размеров: высота 1,3 м, длина 1,6 ж. Стены внутри облицованы гранитом. Лестницы связывали камеру со входом и с кладовыми, расположенными к востоку от нее. На стенах кладовых сохранилась облицовка из плит известняка, украшенных рельефными изображениями, покрытыми сверху зеленовато-синей глазурью. Узор воспроизводит плетенье из тростника. В одном из подземных помещений были найдены три стелы с изображениями фараона Джосера. На двух из них фараон представлен идущим. Он одет в набедренную повязку, на голове - высокая корона Верхнего Египта, к подбородку прикреплена подвесная бородка. На третьей стеле Джосер изображен в момент ритуального бега, в руках у него царская плеть и футляр для документов о праве наследования престола.
К кенотафу примыкает ряд сооружений, связанных с празднеством хеб-сед. В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей-уреев, охранителей фараона. С востока к Южному двору примыкает прямоугольный в плане двор хеб-сед. Западную и восточную стороны двора обрамляют фасады молелен богов Севера и Юга Египта. Молельни были предназначены для статуй богов, привозимых на праздник хеб-сед из всех главных центров Египта. Перед ними царь совершал жертвоприношение. Во дворе хеб-сед были найдены большие статуи Джосера в длинном, облегающем фигуру так называемом хеб-седном одеянии. Фараон изображен стоящим со сложенными на груди руками.
Южный и Северный дворцы фараона Джосера оформлены одинаково: каждый из них украшен четырьмя полуколоннами и двумя пилястрами, поверху обоих фасадов тянутся фризы, состоящие из схематически переданных верхушек тростника. Этот орнамент воспроизводит в камне тростниковые плетения, из которых сооружались ранние дворцы. От подпор ранних дворцов ведут свое происхождение полуколонны с капителями в виде двух крупных листьев, ниспадающих по обе стороны ствола, украшающие Южный дворец, и полуколонны с трехгранным стволом и капителью в виде раскрытой метелки цветка папируса, обрамляющие молельню Северного дворца.
К северной стороне пирамиды примыкает погребальный храм. Прямоугольный в плане, он со всех сторон, кроме обращенной к пирамиде, окружен киродором. Центр храма образуют два расположенных параллельно друг другу двора. Каждый из них имеет портики с четырьмя полуколоннами с каннелированными стволами. Простые прямоугольные формы храма, строгие вертикали колонн, теплый светло-желтый цвет известняка из Тура делают его величественным и красивым.
Весь ансамбль Джосера, с его грандиозными, прекрасно декорированными стенами, ступенчатой пирамидой, стройным храмом, поражает ясностью, цельностью и монументальностью.
Сохранилось имя зодчего этого замечательного сооружения - Имхотеп. На оттиске печати, обнаруженном в погребениях членов семьи Джосера, обозначено его имя и титул «Визирь, первый после царя, хранитель печати, верховный жрец Гелиополя, начальник всех работ царя Верхнего и Нижнего Египта».
Значение памятников, созданных Имхотепом, понимали уже древние египтяне: они обожествили гениального зодчего, а греки отождествили его с богом врачевания Эскулапом.
(Продолжение следует)
Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:
Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970