ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Древний Египет. Архитектура Древнего царства. Период III-VI династий (ок. 2800-2400 гг до н.э.). Часть 1

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

alt

Древнее царство охватывает период III-VI династий, т. е. 2800-2400 гг. до н.э. Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в адми­нистративные округа, известные под грече­ским названием «номов». Во главе нома стоял номарх. Помимо личной собственно­сти, передаваемой по наследству, номархи владели имуществом, полученным ими по должности. Фараоны располагали огром­ными земельными богатствами, которыми они наделяли храмы и знатных вельмож, занимавших важные посты в государствен­ном управлении.

Значительное распространение получило рабовладение.

Для удержания в повиновении угнетен­ных слоев населения был создан сложный государственный аппарат. Царская власть в Египте периода Древнего царства была колоссальной силой, фараону воздавали бо­жественные почести, его называли большим богом. Так как по представлению египтян бог-фараон был покровителем страны, культ умершего царя приобрел огромное значение в египетской религии. Для погребения фа­раона воздвигались специальные соору­жения.

Гробница считалась местом пребывания духа умершего царя. Для сохранения тела покойного фараона и возвеличения живого сооружались гигантские усыпальницы-пи­рамиды. Все наиболее грандиозные пира­миды были воздвигнуты в период Древнего царства.

Гробницы фараонов Раннего царства от­личались от гробниц знатных вельмож только большими размерами. Гробницы же фараонов Древнего царства выделяются своей формой. Именно в это время в ре­зультате длительных поисков была найдена наиболее впечатляющая форма для вечного дома умершего царя-бога - пирамида.

Важнейшим этапом в развитии царской гробницы явилась идея увеличения здания по вертикали. Впервые она была осущест­влена при постройке гробницы фараона III династии Джосера около 2800 г. до н. э.

alt

Ансамбль погребальных сооружений фа­раона Джосера, состоящий из пирамиды, южного и северного дворцов и поминальных храмов, был построен в южной части некрополя в Саккаре. Центром ансамбля служит пирамида. Здания распо­ложены на прямоугольной террасе, окру­женной двойными стенами.

Ступенчатая пирамида фараона Джосе­ра - самая ранняя из известных пирамид.

Судя по всему, перво­начально архитектор предполагал придать гробнице фараона традиционную форму мастабы. Когда ма­стаба была готова, возле нее было соору­жено одиннадцать шахт, из которых пять вели в захоронения членов семьи Джосера, шесть в кладовые. В захоронениях найдены останки людей, помещенные в деревянные гробы, украшенные золотом. Гробы стояли в алебастровых саркофагах.

Захоронения были сделаны при жизни Джосера, об этом свидетельствуют оттиски печатей с именем фараона. Чтобы закрыть доступ в эти гроб­ницы, мастабу Джосера увеличили в ши­рину на 8,32 м, и она стала прямоугольной в плане. С северной стороны пирамид проход к шахте, глубиной 28 м. Внизу рас­положена погребальная камера, вход в ко­торую сделан в потолке. Внутри камера об­лицована гранитом.

В ней были найдены части скелета мужчины, предположительно самого фараона Джосера. Вокруг погре­бальной камеры расположены кладовые и другие помещения. Прекрасный декор этих помещений выполнен из рельефных глазу­рованных плит, покрытых орнаментом в виде тростниковых плетений.

В ходе строительства возникла идея уве­личить наземную часть гробницы по верти­кали. На первую мастабу поставили еще три мастабы, каждая из которых была меньше предыдущей. В дальней­шем пирамиду повысили еще на две сту­пени; при этом для сохранения пропорцио­нальности всего сооружения увеличили об­щие размеры пирамиды. В итоге пирамида Джосера имеет высоту 60 ж и основание размерами 109,2 x 121 м.

Пирамида Джосера явилась первым мо­нументальным каменным сооружением Египта, и ее роль в истории египетской ар­хитектуры огромна.

Комплекс погребальных сооружений Джосера имеет важнейшее значение еще и потому, что здесь впервые в египетском зод­честве сложилась система ансамбля, все части которого органически связаны друг с другом.

alt

Вход находился в наружной стене и был фланкирован двумя башнями. Позади входа расположен открытый двор, а далее гале­рея длиной 54 м. Вдоль стен гале­реи стояло 40 колонн, имевших невысокие круглые базы и капители в виде прямо­угольной плиты. Стволы колонн украшены желобками. Подобная форма колонн, впер­вые встречающаяся в ансамбле Джосера, в дальнейшем, в периоды Среднего и Нового царств, получила широкое распространение. Такие колонны называли протодорическими, хотя они ни по конструкции, ни по форме не являлись прототипом греческой дориче­ской колонны, ведущей свое происхождение от деревянного столба. Стволы колонн до­рического ордера имеют в середине утолщение - энтазис. Между стволом и абакой лежит круглая плита - эхин, отсутствую­щая в египетской колонне. Дорическая ко­лонна стоит прямо на стилобате, а египет­ская имеет круглую базу.

Из галереи шел ход на лестницу, подни­мавшуюся на внешнюю стену. В толще южной части наружной стены находился кенотаф фараона Джосера длиной 85 м и шириной 13 м. В отличие от фараонов Раннего цар­ства, сооружавших свои настоящие гроб­ницы в Саккаре, а кенотафы в Абидосе, фараон Джосер и кенотаф, и подлинную гробницу - пирамиду - воздвиг в пределах одного комплекса. Погребальная камера кенотафа была частично вырублена в скале. Она небольших размеров: высота 1,3 м, длина 1,6 ж. Стены внутри облицованы гра­нитом. Лестницы связывали камеру со вхо­дом и с кладовыми, расположенными к во­стоку от нее. На стенах кладовых сохрани­лась облицовка из плит известняка, укра­шенных рельефными изображениями, по­крытыми сверху зеленовато-синей глазурью. Узор воспроизводит плетенье из тростника. В одном из подземных помещений были найдены три стелы с изображениями фа­раона Джосера. На двух из них фараон представлен идущим. Он одет в набедрен­ную повязку, на голове - высокая корона Верхнего Египта, к подбородку прикрепле­на подвесная бородка. На третьей стеле Джосер изображен в момент ритуального бега, в руках у него царская плеть и фут­ляр для документов о праве наследования престола.

К кенотафу примыкает ряд сооружений, связанных с празднеством хеб-сед. В юго-западном углу южного двора стоит молель­ня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей-уреев, охранителей фараона. С востока к Южному двору примыкает прямоугольный в плане двор хеб-сед. Западную и восточную сторо­ны двора обрамляют фасады молелен богов Севера и Юга Египта. Молельни были пред­назначены для статуй богов, привозимых на праздник хеб-сед из всех главных цент­ров Египта. Перед ними царь совершал жертвоприношение. Во дворе хеб-сед были найдены большие статуи Джосера в длин­ном, облегающем фигуру так называемом хеб-седном одеянии. Фараон изображен стоящим со сложенными на груди руками.

Южный и Северный дворцы фараона Джосера оформлены одинаково: каждый из них украшен четырьмя полуколоннами и двумя пилястрами, поверху обоих фасадов тянутся фризы, состоящие из схематически переданных верхушек тростника. Этот ор­намент воспроизводит в камне тростниковые плетения, из которых сооружались ранние дворцы. От подпор ранних дворцов ведут свое происхождение полуколонны с капите­лями в виде двух крупных листьев, ниспа­дающих по обе стороны ствола, украшаю­щие Южный дворец, и полуколонны с трех­гранным стволом и капителью в виде рас­крытой метелки цветка папируса, обрам­ляющие молельню Северного дворца.

К северной стороне пирамиды примы­кает погребальный храм. Прямоугольный в плане, он со всех сторон, кроме обращен­ной к пирамиде, окружен киродором. Центр храма образуют два расположенных парал­лельно друг другу двора. Каждый из них имеет портики с четырьмя полуколоннами с каннелированными стволами. Простые прямоугольные формы храма, строгие вер­тикали колонн, теплый светло-желтый цвет известняка из Тура делают его величест­венным и красивым.

Весь ансамбль Джосера, с его грандиоз­ными, прекрасно декорированными стенами, ступенчатой пирамидой, стройным храмом, поражает ясностью, цельностью и монумен­тальностью.

Сохранилось имя зодчего этого замеча­тельного сооружения - Имхотеп. На отти­ске печати, обнаруженном в погребениях членов семьи Джосера, обозначено его имя и титул «Визирь, первый после царя, хра­нитель печати, верховный жрец Гелиополя, начальник всех работ царя Верхнего и Ниж­него Египта».

Значение памятников, созданных Имхо­тепом, понимали уже древние египтяне: они обожествили гениального зодчего, а греки отождествили его с богом врачевания Эскулапом.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 5017 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: