ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ УКРАИНЫ
СИСТЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Состав, содержание, порядок разработки, согласования
и утверждения генеральных планов городских населенных пунктов
ДБН Б.1-3-97
Вводится впервые
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Генеральный план города, поселка является основным планировочным документом, который устанавливает в интересах населения ис учетом государственных заданий направления и границы территориального развития населенного пункта, функциональное назначение истроительное зонирование территории, содержит принципиальные решения по размещению обЪектов общегородского или общепоселкового значения, организации улично-дорожной сети и дорожного движения, инженерного оборудования, инженерной подготовки и благоустройства,защиты территории от опасных природных и техногенных процессов,охраны природы и историко-культурного наследия, очередности освоения территории.
Генеральный план города, поселка (дальше - генеральный план)является основным видом градостроительной документации по планировке территории населенного пункта, предназначенным для обоснования(разработки и реализации) долгосрочной политики органа местногосамоуправления в вопросах использования и застройки территории.
1.2 Городские и поселковые советы, их исполнительные органы, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации обеспечивают разработку и утверждение генеральных плановнаселенных пунктов и руководствуются ими при:
- составлении программ социально-экономического развитиясоответствующих территорий и охраны природы;
- осуществлении функционального распределения земель и определении целевого назначения земельных участков;
- выборе, изЪятии, передаче в собственность, предоставлении впользование, покупке, продаже земель;
- решении вопросов изменения использования и застройки земельных участков физическими и юридическими лицами;
- установлении условий использования и застройки земельныхучастков;
- размещении всех видов строительства и предварительном согласовании места их расположения, выдаче разрешения настроительство (застройку) и другие виды использованияземельных участков;
- экономической оценке территорий и денежной оценке земель,определении ставок земельного налога, стартовой ценыземельных участков в случае их продажи на конкурсной основе;
- установлении и изменении границ населенных пунктов и другихтерриторий, красных линий улиц;
- определении территорий приоритетного развития и финансового обеспечения этого развития (установления налоговыхльгот, дотаций и субвенций из государственного, областного,районного бюджетов);
- координации разработки программ развитияотраслей экономики;
- составлении реестров территорий с особыми условиями развития местного значения;
- проектировании социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
- определении территорий общих интересов соответствующихтерриториальных общин (пригородных территорий, использование которых связано с развитием проектируемого населенногопункта), в том числе резервировании территорий для дальнейшего развития населенных пунктов.
1.3 Материалы генерального плана используются как исходныеданные при разработке прочей планировочной документации и проектовзастройки, местных правил использования и застройки территории населенного пункта, инвестиционных программ и проектов, программ социально-экономического развития, схем определения земель населенных пунктов для приватизации, планов земельно-хозяйственного устройства населенного пункта, специальных проектов, схем и программохраны окружающей природной среды и здоровья населения, памятниковистории и культуры, инженерной защиты и подготовки территории,комплексных схем транспорта, проектов и схем организации дорожногодвижения, систем управления дорожным движением, схем развития систем инженерного оборудования и отраслей городского хозяйства, выполнении денежной оценки земель, создании градостроительного и земельного кадастров и другие.
1.4 Генеральный план должен соответствовать требованиям:
- Конституции Украины, законов Украины, указов ПрезидентаУкраины и постановлений Кабинета Министров Украины,санитарного законодательства, государственных нормативных
документов, которые регламентируют строительные, экологические и другие аспекты градостроительства;
- правил, норм и стандартов безопасности и организации дорожного движения;
- уполномоченных на это законодательством органов государственной исполнительной власти об учете государственных интересов при планировке территорий;
- по согласованию частных, общественных и государственных интересов;
- по обеспечению устойчивого развития населенного пункта;
- по охране окружающей среды и эффективного использования ресурсов;
- по сохранению историко-культурного наследия.
1.5 Генеральный план является комплексным планировочным документом. Его положения базируются на анализе и прогнозировании демографических, социально-экономических, природно-географических, инженерно-технических, экологических, санитарно-гигиенических, историко-культурных факторов и ориентированы исключительно на решениевопросов планировки территории населенного пункта.Материалы генерального плана решают основные, принципиальныевопросы планирования территорий и не могут быть использованы вместо
специальных проектов, схем и программ развития отраслей экономики,охраны окружающей среды и здоровья населения, памятников истории икультуры, инженерной защиты и подготовки территории, развития систем транспорта, безопасности и организации дорожного движения, ин-
женерного оборудования и других. При составлении указанной документации должны учитываться предложения соответствующих разделов генерального плана.
1.6 В зависимости от обЪема и сложности градостроительныхпроблем генеральный план выполняется в одну или две стадии (концепция развития города, поселка и собственно генеральный план). Приодностадийном проектировании концепция выполняется как составная
часть (раздел) генерального плана для предварительного рассмотрения и согласования принципиальных предложений по планированию территории.
Генеральные планы крупнейших городов (см. таблицу 1.1 ДБН360-92* "Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений") рекомендуется выполнять во взаимосвязи с генеральными планами населенных пунктов, расположенных на пригородных территориях (территориях общих интересов соответствующих тер-
териториальных общин).
1.7 Непрерывность планировки использования территорий населенного пункта обеспечивается своевременной разработкой нового иликорректировкой действующего генерального плана при достижении расчетных показателей, исчерпании территориальных ресурсов, возникновении принципиальных изменений масштабов, направлений и характера
развития населенного пункта.
2 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА, ПОСЕЛКА
2.1 Концепция развития города, поселка (далее - концепция)является стадией разработки генерального плана, предназначеннойдля определения основных проблем, приоритетов и масштабов планировочного развития населенного пункта и рекомендаций относительно их
решения и дальнейшей разработки генерального плана. Концепция какотдельный документ, как правило, разрабатывается для крупных(табл. 1.1 ДБН 360-92*) и крупнейших городов, а также по требованию заказчика для городов со сложными проблемами градостроительного развития или значительными объемами инвестиций.
2.2 Задачами концепции являются:
- определение гигиенических, экологических, экономических,демографических, социальных, ресурсных, инженерных,транспортных проблем и ограничений развития населенного пункта;
- разработка планировочной модели города;
- определение на вариантной основе приоритетных видов экономической деятельности, основных расчетных показателей(численности населения, жилищной обеспеченности и др.) инаправлений территориального развития населенного пункта для дальнейшей разработки генерального плана;
- определение перечня необходимых исследований, проектных разработок и субподрядных организаций;
- определение организационных, управленческих, проектных, инженерно-технических и других мероприятий по обеспечению предлагаемого градостроительного развития.
2.3 Аналитические материалы концепции базируются на комплексенаучных и предпроектных исследований. В материалах концепции отображаются варианты территориального развития населенного пункта сосравнительной стоимостной оценкой мероприятий по их реализации,
предложения по установлению определенных функциональных зон илиградостроительных мероприятий с учетом эколого-градостроительнойситуации и природно-ресурсного потенциала.
На основании анализа приоритетности видов экономической деятельности и расчетной численности населения разрабатывается модель планировочного развития населенного пункта, внегородского расселения, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры на
долгосрочную перспективу и даются рекомендации с необходимым технико-экономическим обоснованием относительно наиболее приемлемоговарианта планировочного развития, который целесообразно взять заоснову для разработки генерального плана населенного пункта на ус-
тановленный расчетный период.Срок прогнозирования, принятый в концепции, не имеет директи-
вного значения.
В зависимости от особенностей градостроительного развития отдельные проблемные вопросы могут рассматриваться в концепции более детально при условии соблюдения комплексности градостроительного планирования.
2.4 Утвержденная концепция является основой для разработкигенерального плана населенного пункта, проекта городской черты,целевых градостроительных программ, технико-экономических обоснований, схем развития систем магистралей городского и внешнего транспорта, организации дорожного движения и его безопасности, инженерного оборудования, инженерной защиты территории, социальной инфраструктуры, для разработки природоохранных, санитарных и противоэпидемических мероприятий и др.
2.5 Состав текстовых и графических материалов концепции, ихмасштаб устанавливается заданием на разработку.В состав графических материалов концепции (как отдельной
стадии) включают план современного использования территории населенного пункта и пригородных территорий с графическим определением планировочных факторов, схемы эколого-градостроительного обоснования и вариантов планировочного развития, схему рекомендуемого
планировочного развития города в системе расселения с определением территорий общих интересов органов местного самоуправления. Этичертежи используются как графические материалы генерального плана,если срок между утверждением концепции и началом его разработки непревышает одного года. Если концепция разрабатывается в составе
генерального плана, то в его графических материалах подаются варианты планировочного развития населенного пункта.
На схемах планировочного развития для каждого из вариантовпредлагается принципиальная планировочная модель населенного пункта и прилегающих территорий, организации улично-дорожной сети,транспортных связей, размещение главных инженерных сооружений, оп-
ределяется зона общих интересов территориальных общин.
2.6 Концепция утверждается органом местного самоуправления впорядке, приведенном в разделе 5.На утверждение вносятся основные положения концепции в составе схемы планировочного развития населенного пункта и текстовойчасти.
2.6.1 Текстовая часть должна включать рекомендации, касающиеся:
а) предложенного варианта планировочного развития;
б) установления территорий общих интересов органов местного самоуправления;
в) основных расчетных показателей для дальнейшей разработки генерального плана (численности населения, жилищной обеспеченности и др.);
г) перечня необходимых исследований и проектных разработок;
д) организационных, управленческих, проектных, инженерно-технических, а также природоохранных и санитарно-гигиенических планировочных мероприятий по обеспечению предлагаемого градостроительного развития.
3 ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА, ПОСЕЛКА
3.1 Генеральный план состоит из аналитической части, обоснований и предложений. Аналитическая часть генерального плана содержит комплекснуюоценку современного состояния территории населенного пункта и актуальных проблем его градостроительного развития.
Задачами обоснований и предложений генерального плана являются:
- конкретизация государственной политики и решений по планировке территории государственных органов власти в соответствии с местными условиями;
- конкретизация принципиальных решений проектов районной планировки в соответствии с местными условиями, государственными и общественными интересами;
- обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения;
- прогнозирование потребности в территориях для размещения жилья, общественного обслуживания, производства, рекреационных и оздоровительных учреждений, транспорта и коммуникаций, инженерного оборудования, озеленения и благоустройства, коммунального хозяйства, обеспечения охраны окружающей среды и культурного наследия и определение способов удовлетворения этих потребностей;
- определение территорий общих интересов территориальных общин, в т.ч. резервных территорий для развития населенногопункта;
- обоснование и определение границы населенного пункта;
- формирование эффективной планировочной структуры населенного пункта;
- определение приоритетных и допустимых видов использования и застройки территории и их взаиморазмещение;
- установление ограничений на определенные виды использования территории в соответствии с требованиями законодательства, строительных, санитарных, экологических и других государственных норм;
- определение принципов организации улично-дорожной сети, системы транспорта, источников водо- и энергоснабжения, принципов канализования, санитарной очистки, инженерной подготовки территории и других вопросов;
- определение территорий приоритетного развития на первую очередь реализации генерального плана.
3.2 Предложения генерального плана разрабатываются на долгосрочный период планировочного развития населенного пункта -15-20лет (расчетный период генерального плана). Его продолжительностьуточняется в зависимости от конкретных градостроительных условий в
концепции развития населенного пункта. Техникоэкономические расчеты генерального плана выполняются на этот период, а также на первую очередь его реализации (до 5 лет). В расчетном периоде могутбыть выделены другие этапы.Технико-экономические расчеты генерального плана являютсяориентировочными.Для определения перспектив формирования населенного пункта вгенеральном плане приводится краткий прогноз градостроительногоразвития на отдаленное время (за пределами расчетного периода).
3.3 При разработке генерального плана используются такие утвержденные документы:
- схемы планировки территории Украины, Автономной Республики Крым, областей, административных районов и их групп;
- концепция развития населенного пункта;
- программы развития видов экономической деятельности, прогнозы развития региона и населенного пункта (социально-экономические, демографические, экологические и другие);
- документация по планировке территории населенного пункта, его отдельных районов, зон и территорий;
- информация градостроительного и других кадастров, банков данных;
- специализированные схемы, проекты и программы развития инфраструктуры населенного пункта и ее элементов, обеспечения безопасности и организации дорожного движения, охраны окружающей среды и здоровья населения, сохранения памятников истории и культуры, другие материалы.
3.4 Генеральный план включает текстовые и графические материалы.
К текстовым материалам относятся:
а) книга генерального плана;
б) брошюра с основными положениями генерального план.
Графическими материалами являются планы и карты аналитического и проектного содержания, выполненные в установленном масштабе.Текстовые и графические материалы по договоренности с заказчиком могут выполняться с применением компьютерной технологии.
3.5 Изложение информации в книге генерального плана должнобыть сжатым. Во вступлении приводятся сведения об организациях,которые являются заказчиком и разработчиком генерального плана иего отдельных разделов, источниках исходных данных, топогеодезиче-
ской основе.
3.5.1 В аналитической части приводится проблемно ориентированная информация о современном состоянии градостроительного развития населенного пункта и использовании его территории.
Она содержит такие данные:
а) природно-климатические и инженерно-строительные характеристики территории, данные о водных, рекреационных, минеральных и других ресурсах, которые имеют существенное
значение для развития населенного пункта;
б) экономико-географические и социально-демографические предпосылки развития, функционально-планировочные связи с другими населенными пунктами, административный статус населенного пункта, его историко-культурное наследие;
в) сведения о состоянии окружающей природной среды (характеристика ареалов и источников загрязнения, размещение санитарно-защитных зон, зон охраны курортов, наличие и размещение водоохранных зон, прибрежных защитных полос водоемов и водотоков в границах населенного пункта и др.);
г) сведения о состоянии здоровья населення (анализ демографических показателей и заболеваемости населения по данным государственной статистической отчетности и специальных
научных исследований влияния состояния окружающей природной среды на здоровье населения), полнота выполнения санитарных и противоэпидемических мероприятий;
д) оценку эффективности использования земель населенного пункта (плотность и характер застройки, развитие планировочной структуры, наличие территориальных ресурсов) и возможностей градостроительного освоения территорий, прилегающих к населенному пункту (пригодность для жилищно-гражданского и другого строительства, потенциальная селитебная емкость, оценочные данные, сведения об основных землевладельцах и пользователях);
е) сведения о состоянии застройки и общественного обслуживания;
ж) сведения о структуре, объемах жилого фонда и жилищной обеспеченности;
з) сведения о занятости и доходах населения, развитии хозяйственного комплекса;
и) характеристику инженерно-транспортной инфраструктуры населенного пункта, классификацию магистральных улиц, дорог и их пересечений, плотность улично-дорожной сети (с выделением этого показателя для каждой категории магистральных улиц отдельно).
Приводится комплексная оценка планировочных ограничений, имеющих существенное влияние на планирование разных видов использования территорий.
На основании анализа современного состояния населенного пункта, реализации предыдущего генерального плана проводится оценкаконфликтных ситуаций и кризисных явлений градостроительного развития населенного пункта.
Для крупных и крупнейших городов информация приводится поэлементам планировочной структуры и населенному пункту в целом.
3.5.2 В обоснованиях и предложениях генерального плана содержатся:
а) социально-демографическая характеристика населения;
б) приоритетные виды экономической деятельности в населенном пункте, исходя из требований содействия росту количества рабочих мест и учета ресурсных ограничений, местных и региональных условий, государственных и отраслевых программ;
в) общие обЪемы жилищного строительства и строительства объектов общественного обслуживания, расчет потребности в территориях;
г) характеристика площадок для размещения нового жилищного строительства на свободных территориях в границах и заграницами населенного пункта, а также районах реконструкции по емкости, этажности и плотности застройки;
д) сводные данные о потребностях в территориях под все виды строительства;
е) эколого-градостроительная характеристика запланированного градостроительного развития и планировочные мероприятия по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия
населения (определение санитарнозащитных зон с учетом прогрессивных технологий,экологически безопасных предприятий, вынос из санитарно-защитных зон жилого фонда или
закрытие предприятий и др.);
ж) эколого-градостроительная характеристика запланированного территориального развития населенного пункта с учетом стоимости земель или имущественных комплексов на прилегающих территориях, компенсационных и других затрат, связанных со сменой функционального использования или включением в городскую черту;
з) предложения по изменению границы населенного пункта, а также резервированию пригородных территорий для дальнейшего развития населенного пункта, выделению пригородной зоны как территории общих интересов соответствующих территориальных общин;
и) прогнозируемая площадь населенного пункта и основных функциональных зон;
к) функциональное зонирование территории и совершенствование архитектурно-планировочной структуры;
л) предложения по формированию архитектурно-пространственной композиции, размещению архитектурных ансамблей;
м) главные направления развития социальной сферы по основным видам обслуживания (по гарантированным государством минимальным нормативам обеспеченности, устанавливаемым
Кабинетом Министров Украины);
н) расчет площади территорий зеленых насаждений общего пользования и специального назначения, необходимой по действующим нормам;
о) классификация магистральных улиц, дорог и их пересечений, определение направлений строительства (реконструкции) магистральных улиц, плотность улично-дорожной сети
(с выделением этого показателя для каждой категории магистральных улиц отдельно);
п) характеристика расчетной провозной способности и организация системы городского транспорта по видам и данные о развитии внешнего транспорта;
р) характеристика инженерного оборудования по видам (водоснабжение, водоотведение, газо-, электро-, теплоснабжение) и принципы их развития с учетом опережающих темпов их строительства по отношению к жилой застройке;
с) инженерные и экологические мероприятия по освоению территорий, в т.ч. пригородных, под застройку или другие виды использования;
т) расчет количества пожарных депо и обЪемов их первоочередного строительства;
у) данные об объемах бытовых и промышленных отходов, объекты их утилизации, а также скотомогильники;
ф) границы территории приоритетного развития на этапе первой очереди реализации генерального плана;
х) проектные, организационные и инженернотехнические мероприятия по улучшению экологического состояния территорий (в том числе пригородных), подготовке их под застройку;
ц) мероприятия по реализации положений генерального плана, в т.ч. перечень необходимых решений местных органов самоуправления, научных, проектных, изыскательских работ,обоснования получения дотаций и субвенций из государственного, областного, районного бюджетов и привлечения других источников инвестирования.
3.5.3 Книга завершается стоимостной оценкой основных мероприятий по реализации генерального плана (первой очереди строительства), в том числе компенсационных и других затрат, связанных свключением территорий в границы населенного пункта и их новым функциональным назначением (по ценам на год разработки генеральногоплана), показателями характеристики населения, современного и прогнозируемого использования территории населенного пункта.
3.6 Все текстовые материалы генерального плана подаются в систематизированном и сжатом изложении с использованием табличныхформ. В книге прилагаются задания на разработку, документы рассмотрения генерального плана.
По специальному заданию разрабатывается отдельный раздел, касающийся прогнозирования и предотвращения возможных чрезвычайныхситуаций природного или антропогенного характера на территорияхзастройки, в том числе определение территорий для временного отселения на случай чрезвычайных ситуаций, аварий или стихийных бедствий.
Разрабатывается раздел по гражданской обороне населення поспециальному заданию местных органов гражданской обороны в соответствии с "Инструкцией о составе, порядке разработки, согласованияи утверждения раздела инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в схемах и проектах районной планировки, проектахпланировки и застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов" ВСН ГО 38-83.
3.7 Основные положения генерального плана, которые подаютсяна утверждение, оформляют в виде брошюры со сжатым изложением таких вопросов:
а) территориальное развитие населенного пункта для расселенияпрогнозируемой численности населения;
б) изменение границ населенного пункта;
в) площадки размещения строительства на пригородных территориях;
г) территории общих интересов соответствующих общин, в т.ч. резервные территории для развития населенного пункта;
д) планировочная структура, функциональное зонирование;
е) территории приоритетного развития на первую очередь реализации генерального плана;
ж) основные организационные, экономические, инженерно-технические, а также природоохранные, санитарные и противо эпидемические планировочные мероприятия по обеспечению запланированного территориального развития населенного пункта.
3.8 Графические материалы генерального плана выполняются всоставе, приведенном в таблице 1.
Таблиця 1
Наименование графических материалов |
Масштаб изображения в зависимости от численности населения населенного пункта, прогнозируемой генпланом (тыс.чел.) |
||
250 и больше |
от 50 до 250 |
50 и меньше |
|
План существующего населенного пункта (опорный план) |
1:10000 |
1:10000 |
1:5000 |
Схема планировочных ограничений |
1:10000 |
1:10000 |
1:5000 |
Схема размещения населенного пункта в системе расселения (с пригороджной и зеленой зонами)
|
1:100000 |
1:50000 |
1:25000 |
Основной чертеж генерального плана |
1:10000 |
1:10000 |
1:5000 |
Примечание 1.В зависимости от особенностей населенных пунктов (природных, историкокультурных, инженерно-геологических, планировочных и др.) в составе генерального плана выполняются дополнительные материалы, а именно: историко-архитектурный и историког-
радостроительный планы; схемы магистралей городского и внешнеготранспорта, инженерного оборудования, мероприятий по инженернойподготовке территорий; схема планировочной структуры и экономико-градостроительного районирования населенного пункта и др.
Примечание 2.Для населенных пунктов с численностью населения до50 тыс. человек генеральный план может выполняться в масштабе ис детализацией, которые соответствуют потребностям планировки отдельных районов и зон, а именно: план красных линий, эскиз зас-
тройки и др.
Примечание 3.Дополнительные графические материалы, которыене входят в состав указанных в табл. 1, выполняются по обоснованному предложению проектировщика и желанию заказчика по отдельномуфинансированию.
3.9 План существующего населенного пункта (опорный план) неподлежит утверждению. Документ выполняется на топографической основе. На чертеже отображается современная планировочная структура,использование территорий и отдельных функциональных зон населенного пункта, в том числе:
а) территории жилой застройки (усадебной, малоэтажной, среднеэтажной, многоэтажной);
б) общественные центры и основные объекты общегородского и районного значения;
в) магистральные и жилые улицы и площади (с названиями);
г) утвержденные красные линии;
д) озелененные территории общего пользования и специальногоназначения (озеленение санитарно-защитных зон, рассадники и цветочнооранжерейные хозяйства и др.);
е) промышленные, коммунальные и складские территории;
ж) территории городского и внешнего транспорта;
з) территории специального назначения;
и) природоохранные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные территории;
к) курортные территории;
л) территории садоводческих товариществ и дачной застройки;
м) леса, лесопарки, лугопарки, водоемы, водотоки;
н) территории сельскохозяйственных предприятий;
о) сельскохозяйственные территории;
п) сооружения инженерной защиты территории;
р) главные сооружения инженерной инфраструктуры;
с) памятники истории и культуры национального и местного значения;
т) граница населенного пункта.
у) основные запроектированные объекты, земельные отводы.
3.10 Схема планировочных ограничений выполняется на топографической основе. На чертеже изображаются территории, для которыхзаконодательством и государственными нормами установлены соответствующие ограничения на их использование:
а) сейсмические зоны и зоны разрушения земной поверхности, оползней, затопления и подтопления, тектонических разломов и других опасных природных и антропогенных процессов;
б) зоны загазованности, запыленности, сверхнормативного шума, электромагнитных излучений, радиационного загрязнения;
в) площади залегания полезных ископаемых;
г) санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, кладбищ, крематориев и других коммунальных обЪектов;
д) зоны ограничений застройки в районах аэропортов из условий безопасности полетов;
е) округа и зоны санитарной охраны курорта;
ж) зоны санитарной охраны источников водоснабжения, водоочистных сооружений;
з) защитные зоны карьеров, отвалов, трубопроводов и других объектов;
и) водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водоемов и водотоков;
к) охранные зоны природных заповедников, памятников природы, архитектуры, истории, культуры и зоны регулирования застройки, охраняемых ландшафтов;
л) особо ценные продуктивные земли (в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Украины).
При наличии сложных инженерно-геологических условий схема дополняется инженерно-геологическими и гидрогеологическими картами,разработанными специальными учреждениями, а при сейсмичности 7 иболее баллов - картой сейсмического микрорайонирования.
3.11 Схема размещения населенного пункта в системе расселения(с пригородной и зеленой зонами) отображает существующее состояниеи проектные предложения для территорий общих интересов соответствующих территориальных общин ( пригородных территорий, использование которых связано с развитием проектируемого населенного пун-
которых связано с развитием проектируемого населенного пункта).
На чертеже показывают:
а) административно-территориальное деление территорий;
б) использование территорий за границами населенного пункта (сельскохозяйственных, промышленных, коммунально-складских, рекреационных, жилой и дачной застройки, садоводче ских товариществ, заповедников, заказников, лесов, водоемов с прибрежными водоохранными полосами) и их принадлежность основным землевладельцам (землепользователям) в соответствии с планом земельно-хозяйственного устройства или планами внутрихозяйственного устройства, другими землеустроительными документами и материалами;
в) размещение за границей населенного пункта основных сооружений транспорта, водопровода, канализации, энергоснабжения, связи и других значительных обЪектов коммунального хозяйства, которые обслуживают этот населенный пункт;
г) существующие и перспективные внешние автомобильные дороги, транспортные развязки в одном и разных уровнях;
д) территории охранных, санитарно-защитных зон и других планировочных ограничений, изложенных в 3.9;
е) размещение памятников истории и культуры;
ж) резервные территории для развития населенного пункта.
3.12 На основном чертеже генерального плана показывают существующее состояние и предложения по архитектурно-планировочной организации и функциональному зонированию, использованию и застройкетерриторий населенного пункта, а именно:
а) граница населенного пункта (городская черта);
б) магистральные, жилые улицы и площади в красных линиях (с названиями) и транспортные развязки в одном и разных уровнях;
в) территории жилой застройки (усадебной, малоэтажной, среднеэтажной, многоэтажной);
г) территории общественной застройки и общественные центры общегородского и районного значения;
д) озелененные территории общего пользования и специального назначения;
е) промышленные, коммунальные и складские территории и их деление в соответствии с санитарной классификацией предприятий;
ж) территории городского и внешнего транспорта;
з) территории специального назначения;
и) природоохранные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурные территории;
к) курортные территории;
л) территории садоводческих товариществ и дачной застройки;
м) территории сельскохозяйственных предприятий;
н) леса, лесопарки, лугопарки, водоемы, водотоки;
о) территории, на которых запланировано осуществление общих и специальных мероприятий по инженерной подготовке и защите территорий, природоохранных мероприятий и размещение
соответствующих сооружений и устройств;
п) территории, предусмотренные для размещения головных сооружений инженерной инфраструктуры;
р) территории приоритетного развития на первую очередь реализации;
с) резервные территории для развития населенного пункта за его границами.
3.13 Отдельные схемы инженерной подготовки и улучшения экологического состояния территории, развития магистралей, городскогои внешнего транспорта, схемы развития рекреационных зон и озеленения, инженерного оборудования, определения территорий для временного отселения на случай чрезвычайных ситуаций, аварий или стихийных бедствий, прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций природного или антропогенного характера на территориях застройки идр. выполняются на топографической основе. Выполнение этих схемрекомендуется для крупных и крупнейших городов, а также для городских населенных пунктов с соответствующими сложными проблемамиградостроительного развития.
3.13.1 На схеме инженерной подготовки и улучшения экологического состояния территорий приводят инженерно-технические мероприятия по защите территории населенного пункта от опасных природных иантропогенных процессов, зонирование промышленных и коммунальных
территорий по санитарной классификации производств, планируемыесанитарно-защитные и охранные зоны, участки территорий, которыетребуют значительного обЪема подсыпки или срезки грунтов, дренажа,выторфовки, городские гидротехнические сооружения, участки русел
рек и других водоемов, которые подлежат регулированию, очистке,углублению дна, заключению в трубы, водоохранные зоны и прибрежныезащитные полосы водоемов; мероприятия по рекультивации нарушенныхтерриторий.
3.13.2 На схеме магистралей, городского и внешнего транспортауказывают: классификацию улично-дорожной сети, основные обекты илинии городского и внешнего транспорта, трассы и сооружения внеуличного рельсового общественного транспорта; размещение депо метро, трамвайных, автобусных и троллейбусных парков, территории га-
ражей и стоянок легковых и грузовых автомобилей. Приводят мероприятия по усовершенствованию улично-дорожной сети и системы пассажирского транспорта, основные запроектированные объекты. Для больших, крупных и крупнейших городов к схеме прилагаются диаграммымашино- и пассажиропотоков между отдельными районами города.
3.13.3 На схемах инженерного оборудования отображаются существующие и планируемые головные инженерные сооружения и источники,магистральные сети водо-, тепло-, электро-, газоснабжения, ливневая канализация, очистные сооружения канализации и места выпуска
очищенрых сточных вод, высоковольтные линии электропередачи, основные обекты связи, электронные и слаботочные устройства.
3.13.4 На плане красных линий показывают длину линий, координаты узлов и углы поворота красных линий и привязки их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям.
3.14 Аналитические графические материалы (в случае необходимости - дополнительные инженерные чертежи) выполняют на топографической основе или копии опорного плана. Предложения генеральногоплана отражают на топографической основе, которая не содержит специальной информации, предусмотренной Сводом сведений, составляющихгосударственную тайну Украины (ССГТ) согласно действующему законодательству и нормативным требованиям к картографическим и топогеодезическим материалам.
4 ПРОЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ПЕРВОЙОЧЕРЕДИ СТРОИТЕЛЬСТВА
4.1 Проект размещения первой очереди строительства (дальше -проект) является видом планировочной градостроительной документации, предназначенной для согласования инвестиционной деятельностис генеральным планом. Проект может высполняться в составе генерального плана или как отдельный документ, согласованный с ним.
Разработка проекта как отдельного документа рекомендуется длягородов с численностью населения более 100 тыс.чел., а также длядругих городов с активной инвестиционной деятельностью.
Проект разрабатывается на период, продолжительность которогоустанавливается в задании на проектирование исходя из инвестиционных условий в городе, особенностей строительного цикла, опытареализации предыдущего аналогичного проекта и генерального плана
(ориентировочно пять лет).
4.2 В проекте устанавливаются:
а) участки размещения строительства и реконструкции по функциональному назначению с соответствующими характеристиками (тип застройки, этажность, сведения о заказчике,основные данные об инженерной подготовке и инженерном оборудовании, ориентировочная стоимость строительства и др.
б) участки строительства (реконструкции) улично-дорожной сети, пересечений в одном и разных уровнях, объектов, которые удовлетворяют потребности эксплуатации, хранения иобслуживания автомобильного транспорта;
в) очередность всех видов строительства в зависимости от определенных генеральным планом заданий комплексного пропорционального развития города, состояния его инженерно-
транспортной и строительной инфраструктуры, предложенийи намерений инвесторов и др.;
г) экономические, организационные, проектные и другие мероприятия по инженерной подготовке, инженерному оборудованиютерриторий, их благоустройству, а также природоохранные, санитарно-гигиенические планировочные мероприятия и др.
4.3 Проект является основанием для:
- составления и согласования заданий для планировочной и проектно-сметной документации и др.;
- обоснования предложений для внесения изменений в генеральный план в случае разработки проекта как отдельного документа.
- разработки планов и схем приватизации;
4.4 Проект состоит из текстовых и графических материалов.
4.4.1 К графическим материалам относится схема размещениястроительства на территории населенного пункта.
Для отражения значительных объемов разных видов строительствамогут разрабатываться отдельные чертежи произвольного масштаба(при условии отдельного финансирования).
4.4.2 К текстовым материалам относятся:
- пояснительная записка;
- основные положения проекта размещения строительства (дляутверждения).
4.5 Схема размещения строительства на территории населенногопункта выполняется на основном чертеже генерального плана.
На чертеже, сопровождаемом с экспликацией, указывают:
а) районы, микрорайоны, кварталы, отдельные площадки для размещения жилищно-гражданского и других видов строительства;
б) территории, на которых законодательством и государственными нормами установлены ограничения на их использование;
в) типы жилой застройки;
г) магистральные инженерные сети и основные сооружения;
д) данные об объемах и сроках строительства.
4.6 Пояснительная записка содержит:
а) сжатый анализ фактического размещения строительства в сравнении с предусмотренным в генеральном плане города и проекте размещения первой очереди строительства в городе
за предыдущий период;
б) нормативные показатели планирования размещения строительства, установленные генеральным планом или утвержденной концепцией;
в) прогноз размещения жилищного и других видов строительства;
г) прогноз выбытия коммунального жилого фонда;
д) обоснования и предложения относительно мероприятий по подготовке площадок строительства и их стоимость;
е) природоохранные и санитарно-гигиенические планировочные мероприятия;
ж) обоснования и предложения по развитию общегородской инженерно-транспортной инфраструктуры;
з) обоснования и предложения по координации проектных и организационных мероприятий;
и) основные технико-экономические показатели проекта.
4.7 Основные положения проекта размещения строительства вносятся для утверждения органу местного самоуправления и содержат:
а) перечень основных площадок строительства с определением ориентировочных объемов, очередности и типов застройки;
б) перечень мероприятий по освобождению участков под строительство, развитию улично-дорожной сети, городского транспорта, обеспечению инженерной защиты и подготовки
территорий, их инженерного оборудования и стоимость этих мероприятий;
в) перечень проектных и организационных мероприятий с определением ответственных организаций.
4.8 Для городов с наиболее активной инвестиционной деятельностью в составе проекта или как отдельный проект составляется и утверждается "Программа строительства в городе на трехлетний период".
Программа содержит:
а) ориентировочные объемы жилищно-гражданского строительства;
б) адресное размещение объектов строительства (для которыхесть заявки заказчиков или инвесторов и тех, которыенеобходимы для комплексной застройки микрорайонов и жилых
кварталов) с распределением по годам и по видам строительства, заказчикам, подрядным организациям (при наличии решений об их закреплении) и объемам;
в) перечень мероприятий, которые приведены в 4.6, с определением ответственных организаций и ежегодных объемов строительства;
г) ежегодные капиталовложения с определением источников финансирования;
д) ситуационные планы участков строительства.
Программа строительства в городе на трехлетний период ежегодно корректируется с соответствующим продолжением проектного периода на один год.
5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, КОРРЕКТИРОВКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
5.1 Организация разработки, корректировки, согласования и утверждения градостроительной документации по планировке территориигородского населенного пункта осуществляется исполнительными органами поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской
городскими государственными администрациями.
5.2 Необходимость разработки генерального плана или корректировки его отдельных разделов, другой указанной градостроительнойдокументации по планировке территории населенного пункта обосновывается соответствующими органами градостроительства и архитектуры, органами государственного санитарно-эпидемического надзора,
другими органами государственного надзора согласно компетенции.
Решение о разработке градостроительной документации по планировке территории населенного пункта или корректировке ее отдельных разделов принимает соответствующий поселковый, городской совет.
Согласно этому решению исполнительный орган соответствующегосовета, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в установленный строк:
- определяют заказчика и разработчика документации (подрядчика, генерального проектировщика), устанавливают сроки ееразработки и источники финансирования, решают другие договорные вопросы;
- обращаются в областную государственную администрацию, правительство Автономной Республики Крым (для городов областного значения), Кабинет Министров Украины (для городов
Киева и Севастополя) для получения государственных требований по разработке генерального плана;
- оповещают через местные органы массовой информации (официальную газету, радио, телевидение) о начале разработкигенерального плана и определяют место и сроки подачи предложений физическими и юридическими лицами.
5.3 Исполнительный орган местных советов, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации обеспечивают участие в разработке генерального плана, другой градостроительной документации по планировке территории населенного пункта своих структурных подразделений, а областные государственные администрации
обеспечивают участие в разработке соответствующих органов государственного надзора.
5.4 Заказчиком градостроительной документации по планировкетерриторий населенного пункта, как правило, является соответствующее управление (отдел) градостроительства и архитектуры.
Заказчиком осуществляется:
- заключение договора на разработку документации;
- разработка и утверждение задания на проектирование, выдачаисходных данных, в том числе требований к размещению объектов национального и регионального значения, которые предусмотрены соответствующими решениями правительства,схемами планирования территорий областей и районов (для городов Киева и Севастополя - генеральной схемой планировки территории Украины);
- финансирование выполнения работ;
- контроль за выполнением работ;
- установление перечня согласовывающих организаций (в задании на проектирование);
- организация экспертизы, согласования, рассмотрения и утверждения завершенного проекта.
5.4.1 Документация, которая разработана в полном соответствии с требованиями действующих норм и правил (что должно бытьподтверждено соответствующей записью главного инженера или главного архитектора проекта), согласованию с органами государственногонадзора не подлежит.
5.4.2 Документация, которая разработана с обоснованными отступлениями от действующих норм и правил, подлежит согласованию вчасти этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, которые их утвердили.
5.5 Подрядчиком на разработку градостроительной документациипо планировке территорий населенного пункта (генеральным проектировщиком) является проектная организация, которая имеет лицензиюна выполнение таких видов работ.
5.5.1 Подрядчиком осуществляется:
- составление договора на проведение проектных работ;
- участие в составлении задания на разработку и получение исходных данных (по соглашению с заказчиком) в соответствиис п.п. 3.5 и 6.2 этого документа, а также действующих нормативных и методических документов, которые регламентируют проведение этого вида работ;
- утверждение главного архитектора или главного инженера проекта, состава авторского коллектива;
- разработка, внесение на рассмотрение градостроительной документации и ее защита в согласовывающих организациях с участием заказчика.
5.5.2 Подрядчик может выступать заказчиком на проведение другими научно-исследовательскими и проектными организациями необходимых исследований и разработку отдельных разделов градостроительной документации.
5.5.3 Подрядчик несет ответственность за своевременную разработку документации, ее комплектность и соответствие законодательству, государственным, региональным и местным нормам, стандартам иправилам.
5.5.4 При отводе земельных участков для текущего строительства на территории населенного пункта соответствующие материалывносятся на оперативное рассмотрение подрядчику для подготовки выводов заказчику и учета в проектных предложениях.
5.5.5 Юридические отношения между заказчиком и подрядчикомрегулируются договором на разработку документации и заданием напроектирование.
5.6 В зависимости от условий финансирования генеральный планможет выполняться в один или несколько этапов, на которых осуществляется:
- сбор исходных данных, составление задания на разработку;
- разработка плана существующего населенного пункта (опорныйплан), историко-архитектурного и историко-градостроительного опорных планов, схемы планировочных ограничений, пояснительной записки (характеристика современного состояния),концепции генерального плана (при разработке этого разделав составе генерального плана);
- разработка основного чертежа генерального плана, пояснительной записки (обоснований и предложений);
- внесение основных положений генерального плана для публикации, общественного обсуждения, рассмотрения и утверждения.
Общий срок исполнения генерального плана устанавливается взадании.
5.7 При внесений заказчиком изменений в ранее выданное задание или исходные данные, вследствие чего возникает необходимостьосуществления дополнительного объема проектных или научно-исследовательских работ или доработка работ, уже выполненных на время
внесения изменений, их финансирование проводится по отдельному договору.
5.8 Заказчик и подрядчик имеют право остановить выполнениеработ с обязательным оформлением двусторонних актов и проведениемсоответствующих взаиморасчетов, которые осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Украины.
Размеры неустойки и порядок ее выплаты при односторонней остановке работ устанавливается договором.
5.9 Контрольный экземпляр градостроительной документации сохраняется в архиве разработчика.
Экземпляры текстовых и графических материалов этой документации согласно перечню, указанному в задании на разработку, в количестве трех экземпляров передаются подрядчиком органам градостроительства и архитектуры. Необходимость выполнения дополнительных
экземпляров устанавливается в договоре.Документация хранится в порядке, установленном специальными требованиями к оформлению и доступу к указанным материалам.
5.10 При осуществлении согласования, рассмотрения и утверждения планировочной градостроительной документации подрядчик и заказчик принимают меры по неразглашению специальной информации, предусмотренной Сводом сведений, которые составляют государственную тайну Украины (ССГТ) согласно действующему законодательству и
нормативным требованиям к картографическим материалам и топогеодезическим материалам и информации, имеющей коммерческую ценностьдля заказчика, других инвесторов.
5.11 Заказчик в срок до 30 дней после завершения разработки:
- направляет генеральные планы для предварительного рассмотрения и подготовки выводов для их утверждения областнымгосударственным администрациям, правительству Автономной
Республики Крым, Кабинету Министров Украины (городов Киеваи Севастополя) для учета государственных и региональныхинтересов, местным органам власти вне существующих границ
населенного пункта в части, которая касается расширениятерритории этого населенного пункта или размещения напригородных территориях объектов межселенного значения;
- направляет отдельные разделы генерального плана для согласования соответствующим управлениям (отделам) исполнительных органов местных советов или местных государственных
администраций, а также местным органам государственного пожарного надзора, ГАИ МВД Украины, штабам гражданскойобороны и чрезвычайных ситуаций согласно компетенции и
заданию на проектирование; генеральные планы населенных пунктов, которые расположены на площадях залегания полезных ископаемых, для согласования органами государственного горного надзора;
- представляет для осуществления государственной экспертизыконцепции и генеральные планы городов Киева и Севастополя,областных центров, исторических и курортных городов общегосударственного значения специально уполномоченному государственному органу по делам градостроительства и архитектуры,другим министерствам, которые осуществляют государственнуюэкспертизу по вопросам, относящимся к их компетенции, согласно действующему законодательству;
- представляет генеральные планы и проекты размещения строительства в городах областного и районного значения вобластные (районные) органы государственного надзора для проведения государственной экспертизы в соответствии сдействующим законодательством;
- письменно сообщает о дате и месте общественного обсуждениягенерального плана исполнительные органы местного самоуправления соседних административно-территориальных единиц,интересы которых непосредственно затрагиваются генеральнымпланом;
- оповещает через средства массовой информации о дате и местеобщественного обсуждения генерального плана, а также о порядке ознакомления с ним, подачи замечаний, предложений
и протестов;
- готовит выводы и принимает решения об учете выводов общественного обсуждения, экспертиз и согласований в генераль ном плане.
5.12 Министерства и ведомства, областные органы государственного надзора проводят экспертизу отдельных разделов градостроительной документации в соответствии с законодательством в сроки до45 календарных дней с продлением при необходимости до 60 календарных дней.
Управления (отделы) исполнительных органов местных советовили местных государственных администраций, а также местные органыгосударственного пожарного надзора, ГАИ МВД Украины, штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, прочие ведомства дают заключения о согласовании градостроительной документации в сроки до
30 дней. Документация считается согласованной, если замечания иотрицательные заключения не выданы в месячный срок с момента еепредставления.
Оповещение осуществляется не позже 15 дней до общественногообсуждения. Подача замечаний, предложений и аппеляций осуществляется в течение 30 дней после завершения общественного обсуждениягенерального плана, а их рассмотрение и подготовка выводов - в те-
чение следующих 30 дней.
Лица, виновные в нарушении порядка и срока проведения экспертизы или осуществления оповещения и подготовки выводов, привлекаются соответственно к дисциплинарной, административной, другой ответственности согласно действующему законодательству.
5.13 Исполнительный орган местного совета, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации:
- принимают решение о представлении документации на утверждение поселкового, городского совета;
- организовывают экспертизу генерального плана;
- принимают решения о внесении изменений в генеральный план по выводам соответственно районной, областной государственной администрации, правительства Автономной Республики
Крым, Кабинета Министров Украины или экспертизы;
- оповещают через средства массовой информации о дате рассмотрения документации на сессии поселкового, городского совета;
- представляют заинтересованным юридическим и физическим лицам по их обращению копию решения об отказе в удовлетворении их замечаний и протестов, и уведомляют их о возможности
обжаловать это решение в суде;
- оповещают через средства массовой информации об утверждениигенерального плана.
5.14 Генеральный план, концепция развития города, поселка,проект размещения первой очереди строительства утверждаются решением сессии поселкового, городского совета при наличии всех необходимых выводов и государственных экспертиз, проведенных согласнодействующему законодательству.
6 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
6.1 Задание на разработку градостроительной документации попланировке территории городского населенного пункта (дальше - задание) выполняется на первом (подготовительном) этапе разработки.
6.2 Задание на разработку генерального плана города, поселка
содержит такие данные:
а) название объекта;
б) основание для проектирования: решение городского, поселкового совета, приказ специально уполномоченного государственного органа по делам градостроительства и архитектуры;
в) продолжительность расчетного периода генерального плана первой очереди строительства;
г) расчетная численность населения (по данным утвержденнойконцепции) другими утвержденными программами и расчетами;
д) утвержденные местные нормативы градостроительства: потребление ресурсов (территориальных, водных, природного газаи др.), средний уровень обеспеченности жильем, детскимидошкольными и учебными заведениями, медицинскими учреждениями и др. (по данным утвержденной концепции) и требования по охране и улучшению окружающей природной среды,
обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения (по данным органов государственного санитарноэпидемического и природоохранного надзора, полученным
в установленном порядке);
е) материалы охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры, опорные историко-архитектурныйи историко-градостроительный планы (по данным управления
(отдела) культуры, управления градостроительства и архитектуры госадминистрации органа местного самоуправления);
ж) материалы оценки курортных ресурсов, медицинского зонирования (по данным институтов курортологии МОЗ, Укргеокаптажминвода, АО Укрпрофздравница, Каталога минеральных вод,
областных комитетов охраны природы, местных органов государственной санэпидслужбы);
з) особые требования к жилой, общественной, промышленной застройке (в т.ч. по ограничению этажности, структуре жилогофонда), размещению обЪектов инженерного оборудования,
инженерной защиты, организации транспорта;
и) требования по обеспечению инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
к) перечень дополнительных разделов и графических материаловили дополнительные требования к содержанию отдельных разделов или графических материалов и использованию компьютерной технологии при их разработке;
л) перечень основных технико-экономических показателей;
м) перечень и количество экземпляров графических и текстовыхматериалов;
н) местные особенности порядка согласования и утверждения, вт.ч. перечень согласовывающих учреждений и организаций;
о) исходные данные в составе, приведенном в 6.3.
6.3 Исходные данные включают:
а) материалы градостроительного и земельного кадастров, дежурных планов населенных пунктов, денежной оценки земель,балансовой стоимости имущественных комплексов по данным
статистической отчетности;
б) топогеодезическую подоснову в масштабах 1:100000, 1:50000,1:25000, 1:10000, 1:5000, 1:2000 (табл. 1.) в зависимостиот проектной численности населения города, поселка (представляется главным архитектором города областного подчинения, района);
в) планы земельно-хозяйственного устройства и планы внутрихозяйственного землеустройства в масштабах, соответствующихтопогеодезической основе (по данным местного отдела(управления) земельных ресурсов);
г) материалы инженерных, геологических и гидрогеологическихизысканий и сведения о наличии полезных ископаемых и подземных вод (по данным Укргеоинформа, территориальных государственных геологических предприятий Госкомгеологии);
д) перечень ранее выполненных проектно-изыскательских, планировочных и других работ, которые следует учитывать припроектировании (представляется главным архитектором города
областного значения, района);
е) характеристику населения (по данным обл-, рай-, горстатуправлений и обл-, райгосадминистраций, исполнительных аппаратов органов местного самоуправления), баланс трудовыхресурсов;
ж) данные о состоянии здоровья населения (анализ демографических показателей и показателей заболеваемости населения)по данным государственной статистической отчетности и специальных научных исследований о влиянии состоянияокружающей природной среды на здоровье населения;
з) материалы оценки современного и прогнозного санитарно-гигиенического состояния земель, водного и воздушногобассейнов, уровней шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения (по полученным в установленном порядке данным территориальных органов и учреждений государственной санэпидслужбы и органов охраны природы, паспортов
предприятий);
и) материалы наблюдений за режимом и неблагоприятными гидрометеорологическими явлениями: лавинами, селями, уровнемповерхностных вод (по данным Укргеометцентра, штаба
гражданской обороны);
к) характеристику опасных зон отвалов породы горнодобывающих предприятий, угольных шахт, зон катастрофического затопления, затопления паводковыми водами, районов, где ожидается образование провалов и оползней (по данным Госкомгеологии, Госкомгидромета, согласованными с МЧС Украины);
л) данные о существующей на время разработки генерального плана и прогнозируемой отраслевой структуре хозяйственного комплекса населенного пункта по численности занятыхв абсолютном и относительном выражении, о существующем ипрогнозируемом уровне безработицы (по данным обл-, райгосадминистраций, исполнительных аппаратов органов местногосамоуправления, программ социально-экономического развития, концепции, других источников);
м) данные о количестве мест хранения автомашин жителей населенного пункта по составу парка и видам хранения (легковые, грузовые, автобусы; открытые стоянки, гаражи,многоэтажные гаражи), уровень автомобилизации, безопасности и организации дорожного движения (по данным госавтоинспекции, обл-, рай-, горстатуправлений);
н) характеристику жилого фонда, объектов обслуживания, промышленности, коммунального хозяйства, улично-дорожной сетии транспорта и др., строительной базы (по данным обл-,рай-, горстатуправлений, других отделов (управлений) госадминистраций, исполнительных аппаратов органов местногосамоуправления, анкетного опроса предприятий и организаций);
о) данные о современном состоянии и проектном развитии системинженерного оборудования и улично-дорожной сети (по данным местных отраслевых схем и проектов, которые выдают ся специализированными организациями).
6.4 По желанию заказчика и при согласии подрядчика в составезадания на разработку генерального плана может быть представлен (выполненный подрядчиком по отдельному заказу) опорный план и схема планировочных ограничений.
Заказчик может по взаимному соглашению и при дополнительномфинансировании поручить подрядчику, другим организациям подготовку исходных данных и составление задания.
6.5 При разработке генерального плана в случаях, предусмотренных примечаниями к табл. 1, к исходным данным добавляются данныеинвентаризации жилого фонда, предприятий культурно-бытового обслуживания, промышленных обЪектов, коммунальных предприятий.
6.6 Задание на разработку проекта размещения первой очередистроительства и (или) программы размещения строительства в городена трехлетний период включает исходные данные, перечень которыхприведен в 6.2, а также следующие дополнительные данные:
а) обЪемы жилищно-гражданского и коммунального строительства,которые необходимо разместить в городе на планируемый срок(по данным плановых органов, других подразделений);
б) данные об отводе земельных участков под обЪекты строительства в графических схемах с привязкой к существующим ули цам или к системе координат (по данным местного отдела
(управления) земельных ресурсов);
в) характеристику земельных участков в границах населенногопункта и на прилегающих территориях, где планируетсястроительство, по формам собственности, площади земельных
участков, стоимоcти изъятия (выкупа) и компенсации убытков, связанных с их изъятием;
г) планы приватизации и предоставления в аренду земельныхучастков;
д) сведения о проведенных земельных аукционах, конкурсах и др. (по данным местного отдела (управления) земельных ресурсов);
е) заявки инвесторов в местные органы управления о передаче всобственность, предоставлении в пользование земельных участков под все виды строительства;
ж) заявки инвесторов в местные органы управления о предоставлении разрешения на все виды строительства;
з) обращения населения с заявлениями о предоставлении земельных участков для усадебного, дачного, гаражного и другого строительства (по данным местного отдела (управления)
земельных ресурсов, плановых органов, управления градостроительства и архитектуры и других подразделений);
и) количество и состав семей, состоящих на квартирном учете;
к) современное состояние проектирования, инженерной подготовки, инженерного оборудования площадок, намеченных подстроительство;
л) реализация предыдущего проекта размещения первой очередистроительства (по данным плановых органов местного управ ления (отдела) градостроительства и архитектуры).
6.7 Материалы задания на разработку генерального плана, проекта размещения первой очереди строительства оформляются в виде единого документа, который утверждается заказчиком (председателем,заместителем председателя органа местного самоуправления) и разрабатывается заказчиком вместе с генпроектировщиком с привлечением
других необходимых организаций за отдельную оплату.
Приложение I (рекомендуемое)
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Пояснительная записка завершается основными технико-экономическими показателями (табл. 1). В концепции развития населенногопункта приводится более укрупненный перечень показателей, а в проекте размещения первой очереди строительства - более детальный.
Все показатели представляются на год разработки генеральногоплана и на расчетный период. По заданию на проектирование по отдельным показателям выделяется первая очередь, устанавливается долгосрочная перспектива.
Таблица 1
Технико-экономические показатели
Показатели |
Единица измерения |
1. Население, всего на территории, подчиненной городскому (поселковому) совету в т.ч. только города (поселка) |
тыс.чел. |
2. Территория |
га |
а) в городской черте, всего |
|
в т.ч. - жилая застройка, всего |
|
в т.ч. усадебная |
|
малоэтажная |
|
среднеэтажная |
|
многоэтажная |
|
- общественная застройка |
|
- зеленые насаждения общего пользования |
|
- промышленная |
|
- коммунально-складская |
|
- внешнего транспорта |
|
- улично-дорожной сети |
|
- спецназначения |
|
- сельскохозяйственного использования |
га |
в т.ч. пашня и многолетние насаждения |
|
- дач и садоводческих кооперативов |
|
- территории, для которых необходимы инженерные мероприятия |
|
б) за чертой населенного пункта для городскихнужд, всего |
|
в т.ч.... |
|
Жилой фонд, всего |
тыс. м2/кол-во квартир |
в т.ч. непригодный |
|
Распределение жилого фонда по видам застройки: |
|
Усадебная |
|
малоэтажная |
|
среднеэтажная |
|
многоэтажная |
|
Средняя обеспеченность населения общей площадью |
м2/чел |
Выбытие жилого фонда, всего |
тыс.м2 |
непригодного |
|
пригодного в связи с реконструкцией |
|
3. Новое жилищное строительство, всего |
тыс. м2/кол-во квартир |
усадебное |
|
малоэтажное |
|
среднеэтажное |
|
многоэтажное |
|
4. Сфера обслуживания в т.ч. |
|
Детские дошкольные учреждения, всего |
тыс. мест |
на 1000 чел. населения |
мест |
Общеобразовательные школы, всего |
тыс. мест |
на 1000 чел. населения |
мест |
Больницы, всего |
тыс.коек |
на 1000 чел. населения |
коек |
Поликлиники, всего |
тыс.посещений за смену |
на 1000 чел. населения |
посещений за смену |
Пожарные депо, всего |
пожарных автомобилей |
на 1000 чел. населения |
пожарных автомобилей |
5. Городской транспорт и магистрали общегородского значення |
км двойного пути |
Протяженность линий городского транспорта, всего |
|
в том числе: |
|
Метрополитен |
|
скоростной трамвай |
|
троллейбус |
|
трамвай |
|
автобус |
|
Протяженность улиц и магистралей, всего |
км |
в том числе магистралей общегородского значения |
км |
Плотность уличной сети, всего |
км/км2 |
в том числе магистралей общегородского значения |
|
Уровень автомобилизации |
машин на 1000 чел. |
Количество мест хранения автомашин граждан населенного пункта по составу парка и видам хранения |
машино-мест |
легковых автомобилей, всего |
|
в т.ч. по видам хранения |
|
- открытые стоянки |
|
- одноэтажные гаражи |
|
- многоэтажные гаражи |
|
6. Инженерное оборудование: |
|
Водоснабжение |
тыс.м3/в сутки |
Суммарный отпуск воды |
|
Мощность главных сооружений водопровода |
|
Используемые источники водоснабжения |
|
Канализация |
млн.м3/в сутки |
Общее поступление сточных вод |
тыс.м3/в сутки |
Суммарная мощность очистных сооружений |
тыс.м3/в сутки |
Обеспеченность жилого фонда канализацией |
% |
Электроснабжение |
|
Суммарное потребление электроэнергии |
млн.кВт/ч в год |
Источники погашения электронагрузок |
млн.кВт. |
Теплоснабжение |
|
Мощность централизованных источников тепла, всего |
МВт (Гкал/сутки) |
Подача тепла, всего |
|
Газоснабжение |
|
Потребление газа, всего |
млн.м3/год |
Источники газоснабжения |
|
Санитарная очистка территории |
|
Объемы бытового мусора, всего |
тыс.м3/год |
в т.ч. подлежит вывозу |
|
Мусороперерабатывающие заводы, мощность |
единиц/тыс.м3/год |
Усовершенствованные свалки |
единиц/га |
7. Специальная инженерная подготовка территории |
|
Защита территории от затопления |
|
площадь |
га |
протяженность защитных сооружений |
км |
Намыв и подсыпка |
млн.м3 |
Берегоукрепление |
км |
Снижение уровня грунтовых вод в границах городской застройки |
га |
Противоэрозионные, противооползневые и противокарстовые мероприятия |
га |
Освоение других территорий со сложными грунтовыми условиями |
|
в т.ч. просадочные грунты |
га |
- с сейсмичностью 7 баллов и выше |
|
8. Охрана окружающей природной среды |
|
Санитарно-защитные зоны, всего |
га |
в т.ч. озелененные |
|