ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



ДБН Д.1.1-1-2000. Правила определения стоимости строительства (с дополнениями и изменениями по состоянию на 19.03.2009 г.)

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

Скачать ДБН Д.1.1-1-2000. Правила определения стоимости строительства (с дополнениями и изменениями по состоянию на 19.03.2009 г.)

Настоящие строительные нормы устанавливают основные правила определения стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и соору­жений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства**и носят обязательный характер при опре­делении стоимости строек (объектов), строительство которых осуще­ствляется с привлечением бюджетных средств или средств предприя­тий, учреждений и организаций государственной собственности.

(выражение «расширение» во всех падежах исключено в соответствии с п. 1

Изменений № 6, утв. приказом Минрегионстроя Украины от 19.03.2009 № 114)

По стройкам (объектам), строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования, данные нормы носят рекомен­дательный характер, и их применение обусловливается контрактом.

Правила распространяются на подрядный, хозяйственный и смешанный способы осуществления строительства.

Настоящие нормы могут применяться для определения стоимости ремонтно-строительных работ, которые осуществляются на стройках (объектах) промышленного и другого назначения, с учетом соответствующих отраслевых и технологических особенностей. Решения по этому вопросу принимаются соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласо­ванию с Госстроем.



** Новое строительство, расширение, реконструкция и техническое пере­оснащение предприятий, зданий и сооружений, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрация памятников архитектуры и градостроительства в дальнейшем именуется «строительство».

Раздел 1

Система ценообразования в строительстве

Положения данного раздела устанавливают:

-основные задачи сметного нормирования и правила ценообра­зования в строительстве;

-виды сметных нормативных документов*;

-требования к сметным нормативам;

-систему ценообразования в строительстве;

-порядок разработки, согласования и утверждения сметных нор­мативов.

Система ценообразования в строительстве содержит сметные нормативы, правила определения стоимости строительства и состав­ления инвесторской сметной документации.

Сметные нормативы- это обобщенное название комплекса сметных норм, которые объединяются в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими необходимые требова­ния, они служат для определения стоимости строительства.

Инвесторская сметная документация- это совокупность смет (сметных расчетов), ведомостей сметной стоимости пусковых комплек­сов, очередей строительства, сводок затрат, пояснительных записок к ним и ведомостей ресурсов, составленных на стадии разработки проектной документации.

Документы, детализирующие основные правила и положения, содержащиеся в сметных нормативах класса «Д» в соответствии с «Классификацией нормативных документов Украины в области строительства», могут выпускаться как вспомогательные, в виде инструкций, методических указаний, пособий и других материалов, которые также используются при определении стоимости строительства.



* Сметные нормативные документы в дальнейшем именуются «сметные нормативы».

1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ

 И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.1.1Основной задачей сметного нормирования и ценообразова­ния в строительстве является:

-обеспечение посредством системы ценообразования в строи­тельстве определения стоимости строительства на всех стадиях ин­вестирования;

-повышение эффективности капитальных вложений, обеспече­ние экономии финансовых и других ресурсов, внедрение достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в строительном производстве, применение новых материалов, изделий и конструкций, организационных мероприятий и т. п.

1.2 ВИДЫ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

1.2.1Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

-общегосударственные строительные сметные нормативы;

-ведомственные сметные нормативы;

-сметные нормативы для отдельных строек;

-индивидуальные сметные нормы.

В соответствии с ДБН А.1.1-1-93 “Система стандартизации и нормирования в строительстве. Основные положения” сметные нормативы относятся к классу “Д”.

1.2.2Общегосударственные строительные сметные нормативы обяза­тельны для применения всеми организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности при определении стоимости строек (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций госу­дарственной собственности.

1.2.3К ведомственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, которые разрабатываются в обосно­ванных случаях, когда по принятой для специализированного строи­тельства технологии и организации работ затраты трудовых и мате­риально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосу­дарственных нормах. Данные нормативы применяются в той отрасли, для которой они разработаны.

Ведомственные сметные нормативы обязательны для организа­ций, учреждений и предприятий министерства или другого централь­ного органа исполнительной власти, утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий, которые входят в сфе­ру управления других министерств и органов исполни­тельнойвласти, эти нормативы могут быть обязательными при условии принятия ими соответствующего решения.

Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общегосударственным или дублировать их.

1.2.4Для отдельных строек в обоснованных случаях, когда по принятой для этих строек технологии и организации работ затраты трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосударственных нормах, могут разрабатываться ресурсные элементные сметные нормы на стройку. Решение о раз­работке таких норм принимается застройщиком по согласованию с Госстроем Украины.

1.2.5Индивидуальные ресурсные элементные сметные нормы разрабатываются в составе инвесторской сметной документации на отдельные конструкции и работы, предусмотренные в проекте (рабочем проекте), при отсутствии соответ­ствующих норм в действующих сборниках ресурсных элементных смет­ных норм. Данные нормы утверждаются в составе проекта (рабочего про­екта) с обязательным проведением соответствующей экспертизы и применяются только для стройки (объекта) по данному проекту.

Разработка указанных норм осуществляется на основании «Методических рекомендаций по разработке ресурсных элементных сметных норм», одобренных решением Научно-технического совета Госстроя Украины от 12.04.2002 № 21.

      (пункт 1.2.5 с изменениями, внесенными в соответствии с Изменением № 2)

1.2.6Все сметные нормативы по степени укрупнения подразде­ляются на элементные и укрупненные.

1.2.6.1К элементным сметным нормативам относятся:

-ресурсные элементные сметные нормы на строительные ра­боты (РЭСН) (ДБН Д.2.2-99);

-ресурсные элементные сметные нормы на монтаж оборудова­ния (РЭСНМО) (ДБН Д.2.3-99);

-ресурсные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (РЭСНр) (ДБН Д.2.4-2000);

-ресурсные элементные сметные нормы на реставрационно-восстановительные работы (РЭСНрв) (ДБН Д.2.5-2001);

-ресурсные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (РЭСНпн) (ДБН Д.2.6-2000);

-ресурсные сметные нормы эксплуатации строительных машин и механизмов (РСНЭМ) (ДБНД.2.7-2000).

1.2.6.2К укрупненным сметным нормативам относятся укрупнен­ные ресурсные сметные нормы (УРСН):

-на здания и сооружения в целом;

-на части зданий и сооружений, конструкции и виды работ.

1.3 ТРЕБОВАНИЯ К СМЕТНЫМ НОРМАТИВАМ

1.3.1Сметные нормативы должны соответствовать только требо­ваниям, которые имеют прямое отношение к определению стоимости строительства. Они должны:

-соответствовать основным задачам сметного нормирования и ценообразования в строительстве, обеспечивая достоверное опреде­ление стоимости строительства;

-быть технически и экономически обоснованными, обеспечивая оптимальные затраты необходимых ресурсов, рациональное исполь­зование окружающей среды;

-учитывать достижения строительной техники и передовой опыт, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве;

-иметь максимальную простоту и удобство в применении, да­вать возможность широкого использования электронно-вычислитель­ной техники и других средств автоматизации.

1.3.2Исходными данными для разработки сметных нормативов являются:

-наиболее рациональные технические решения в проектах;

-технология строительного производства и строительные ма­шины и механизмы, соответствующие последним достижением науч­но-технического прогресса;

-действующие стандарты на материалы, изделия и конструк­ции, а также оборудование.

1.3.3Действие сметных нормативов сохраняется в течение пе­риода между переходами на новые сметные нормы. Переход на но­вые сметные нормы обусловливается изменениями в сфере органи­зации строительства, экономической политики государства и сопро­вождается переработкой всей системы сметных нормативов.

1.3.4Сметной нормой называется совокупность ресурсов (трудо­затрат, времени работы строительных машин и механизмов, затрат материалов, изделий и конструкций), установленная на принятый из­меритель строительных или монтажных работ, а также конструкций, выраженная, как правило, в натуральных (физических) величинах или в относительной форме (в виде коэффициентов).

Состав и количество ресурсов в сметных нормах должны соот­ветствовать последним достижениям в области технологии и органи­зации строительного производства, современному уровню техничес­кого оснащения строительных и монтажных организаций, отражать накопленный в строительстве опыт, а также прогрессивные проект­ные решения, материалы, изделия и конструкции.

Главная функция сметных норм- определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующе­го вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

1.3.4.1В сметных нормах учтен полный комплекс операций, не­обходимых для выполнения определенного вида работ в усреднен­ных условиях.

1.3.4.2Сметные нормы предназначены для:

-определения состава и количества ресурсов при осуществле­нии строительства;

-определения прямых затрат в стоимости строительства;

-расчетов за объемы выполненных работ;

-разработки укрупненных ресурсных показателей по конструк­тивным элементам и видам работ на функциональную единицу изме­рения.

Сметные нормативы могут также использоваться при разработке текущих единичных расценок, определении продолжительности ра­бот, составлении технологической документации (ПОС, ППР и т.п.), установлении норм списания материалов.

1.3.4.3В необходимых случаях сметные нормативы могут быть использованы для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений ка­питальных вложений.

1.3.5Сметными нормами предусмотрено выполнение работ в обычных условиях, не усложненных внешними факторами*. При вы­полнении работ в осложненных условиях, например, загазованность, расположение вблизи действующего оборудования, ограниченные условия складирования материалов и т.п.,- к сметным нормам при­меняются коэффициенты, приведенные в общих положениях соот­ветствующих нормативов.

Коэффициенты к нормативным показателям, приведенные в от­дельных сборниках сметных норм, не применяются к нормам других сборников сметных норм за исключением случаев, обусловленных в технических частях соответствующих сборников.

1.3.6Параметры отдельных величин (длина, диаметр, площадь и т.п.), приведенные в таблицах сметных норм с характеристикой «до», следует исчислять, включая указанный предел.

1.3.7В сметных нормах приводится средний разряд работы, ис­пользуемый при определении заработной платы рабочих-строите­лей и монтажников, а также звена рабочих, занятых на работах по доставке, монтажу, демонтажу и на управлении, обслуживании и ремонте (в дальнейшем «управление и обслуживание») строитель­ных машин и механизмов.



* Под обычными условиями выполнения работ подразумевается выполне­ние работ, складирование и внутрипостроечная транспортировка необ­ходимых материалов, изделий и конструкций без влияния специфичес­ких факторов и условий, усложняющих работу.

1.4 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.4.1Система ценообразования в строительстве базируется на нормативно-расчетных показателях и текущих ценах трудовых и ма­териально-технических ресурсов.

Нормативными показателями являются ресурсные элементные сметные нормы. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты в стоимости строительства.

Остальные затраты, которые учитываются в стоимости строи­тельства, определяются не по нормам, а расчетно.

К таким затратам относятся:

-общепроизводственные расходы;

-средства на возведение и разборку титульных временных зда­ний и сооружений или приспособление и использование существую­щих и вновь построенных зданий и сооружений постоянного типа;

-дополнительные затраты при выполнении строительно-мон­тажных работ в зимний период;

- дополнительные затраты при выполнении строительно-мон­тажных работ в летний период под открытым небом при температуре наружного воздуха более + 27 ºС;

-другие затраты заказчика и подрядных строительно-монтаж­ных организаций, связанные с осуществлением строительства;

-затраты на содержание службы заказчика*и авторский надзор;

-подготовка эксплуатационных кадров;

-проектные и изыскательские роботы;

-сметная прибыль;

-средства на покрытие административных расходов строительно-монтажных организаций **

- средства на покрытие риска всех участников строительства;

-средства на покрытие дополнительных затрат, связанных с инфляционными процессами.

 

1.4.2Ресурсные элементные сметные нормы являются первич­ными сметными нормативами, предназначенными для определения нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения различных видов строительных, монтажных, ремонтных и реставра­ционных работ, прямых затрат в стоимости строительства, а также для разработки текущих единичных расценок.

Нормы дифференцированно отражают в своем составе показа­тели трудозатрат, времени работы строительных машин и механиз­мов, а также расход материалов, изделий и конструкций.

Правила применения РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн и РСНЭМ при определении:

-трудовых и материально-технических ресурсов- приведены в технических частях к нормам и Указаниях по применению норм;

-прямых затрат в стоимости строительства- приведены в Раз­деле3.

 

1.4.3Сметные нормы трудоемкости работ, выполняемых рабо­чими-строителями, монтажниками, и средние разряды работ, приве­денные в РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн, расчетные показатели трудоемкости по перевозке грунта и строительного мусора и расчетная трудоемкость строительно-монтажных работ, которые выполняются за счет общепроизводственных расходов, и текущая сто­имость человеко-часа соответствующего разряда являются норма­тивно-расчетной базой для определения сметной заработной платы рабочих-строителей, монтажников и работников, заработная плата которых учитывается в общепроизводственных расходах.

Правила определения сметной заработной платы рабочих-стро­ителей и монтажников изложены в Разделе3.

 

1.4.4Нормативно-расчетной базой для определения прямых затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов, в том числе заработной платы рабочих, занятых на управлении и обслужи­вании этих машин, являются:

-сметные нормы времени работы строительных машин и меха­низмов, приведенные в ресурсных элементных сметных нормах;

-сметные нормы ресурсов, необходимых для их работы, приве­денные в ресурсных сметных нормах эксплуатации строительных машин и механизмов;

-текущие цены машино-часа, которые рассчитываются на осно­вании ресурсных сметных норм эксплуатации строительных машин и механизмов.

Правила определения стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов изложены в Разделе3.

1.4.5Сметные нормы затрат строительных материалов, изделий и конструкций, приведенные в РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, и текущие цены на них являются нормативно-расчетной базой для оп­ределения прямых затрат на материальные ресурсы.

Правила определения стоимости материальных ресурсов изло­жены в Разделе3.

 

1.4.6Нормативно-расчетной базой для определения общей сметной трудоемкости строительства является сумма сметной нормативной трудоемкости работ, приведенной в РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр,   РЭСНрв,    РЭСНпн и    РСНЭМ, которая    учиты­вает   трудозатраты  рабочих-строителей, монтажников и рабочих, заня­тых на управлении и обслуживании строительных машин и механиз­мов*, расчетной трудоемкости при перевозке грунта и строительного мусора, которая учитывает трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслуживании автотранспортных средств, и расчетных трудозатрат работников, заработная плата которых предусматривается в общепроизводственных расходах, средствах на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений, средствах на сезонные (зимние и летние) удорожания стоимости строительно-монтажных работ.

Нормативная сметная трудоемкость предусматривает выполнение работ в обычных условиях при плюсовой температуре наружного воздуха, но не более +270 С в летний период под открытым небом, и умеренном ветре (скоростью  до 10 м/с).

(пункт 1.4.6 с изменениями, внесенными в соответствии с Изменением № 2)

 

1.4.7Нормативно-расчетной базой для определения прямых затрат могут также служить текущие единичные расценки на строитель­ные, монтажные, ремонтно-строительные, реставрационно-восстановительные  и пусконаладочные  работы, составленные на основе РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн, и РСНЭМ, а также текущих цен на материа­лы, изделия и конструкции, машино-часа строительных машин и меха­низмов и текущей стоимости человеко-часа соответствующего разряда.

 

1.4.8Нормы, применяемые для определения прямых затрат, предусматривают расход  ресурсов при выполнении строительно-монтажных работ в условиях плюсовой  температуры наружного воздуха, но не более +27 0С в летний период под открытым небом, и умеренного ветра.

Правила расчета дополнительных затрат, связанных с выполнением строительных и монтажных работ при температуре наружного воздуха ниже нуля и сильном ветре (скоростью более10 м/с), или в летний период под открытым небом более +27 0Спри­ведены в Разделе3.

 

1.4.9В сметной документации на строительство стоимость обо­рудования указывается отдельно относительно стоимости строитель­ных и монтажных работ. В Разделе3 приведены правила определе­ния сметной стоимости оборудования и порядок включения в инвесторскую сметную документацию строек средств, необходимых для приобретения оборудования.

1.4.10Основные правила и положения по определению сметной стоимости строительства, которыми необходимо руководствоваться при составлении инвесторской сметной документации, а также прин­ципы определения цены предложения претендента на выполнение работ и уточнения стоимостных показателей при проведении расче­тов за объемы выполненных работ приведены в Разделе3.



* В настоящих ДБН под понятием «служба заказчика» следует понимать: управления (отделы) капитального строительства местных органов испол­нительной власти, соответствующие подразделения предприятий и орга­низаций, созданные для исполнения функций заказчика строительства.

** В стоимости стройки (объекта) учитываются только те административные расходы строительно-монтажных организаций, которые относятся к строительно-монтажным работам.

* Нормативные трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслужи­вании строительных машин и механизмов, определяются на основании РСНЭМ как сумма затрат труда машинистов и рабочих, занятых на ре­монте, техническом обслуживании и перебазировке строительных машин и механизмов.

1.5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

1.5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

 

1.5.1Разработка, согласование и утверждение сметных нормативов осуществляется:

-по общегосударственным

-Госстроем Украины;

-по ведомственным и отдельным стройкам

- соответствующими министер­ствами и другими центральными органами исполнительной влас­ти с экспертизой и согласованием Госстроя Украины;

-по индивидуальным

-согласно положениям п.1.2.5.

 

1.5.2 Проекты сметных нормативов, которые готовятся к утверж­дению, рассматриваются в следующем порядке.

1.5.2.1 Рассмотрение проектов сметных нормативов производит­ся с участием ответственных представителей организаций-составите­лей этих нормативов.

1.5.2.2  Проекты  ведомственных  сметных  нормативов  и сметных нормативов для

отдельных строек утверждаются и рассматриваются в порядке, установленном органами, которые их утверждают.

1.5.3 Сметные нормативы должны утверждаться решением (по­становлением, приказом и т.п.) органа, который их утверждает.

1.5.4 Порядок разработки, построения, изложения и оформления ресурсных элементных сметных нормативов (общегосударственных, ведомственных, для отдельных строек, индивидуальных) и дополнений к ним должен соответствовать требованиям Государственной системы стандартизации Украины (ДСТУ1.5-93) и ДБН А.1.1-2-93 «Порядок разработки, требования к построению, изложению и офор­млению нормативных документов».

 

1.5.5 Информация об утвержденных Госстроем Украины сметных нормативах и о внесенных в них изменениях, а также о дополнениях к сборникам сметных нормативов осуществляется Госстроем Украины путем ежегодного опубликования Перечня действующих нормативных сметных документов, утвержденных Госстроем Украины.


Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: