Настоящие строительные нормы устанавливают основные правила определения стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроительства**и носят обязательный характер при определении стоимости строек (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.
(выражение «расширение» во всех падежах исключено в соответствии с п. 1
Изменений № 6, утв. приказом Минрегионстроя Украины от 19.03.2009 № 114)
По стройкам (объектам), строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования, данные нормы носят рекомендательный характер, и их применение обусловливается контрактом.
Правила распространяются на подрядный, хозяйственный и смешанный способы осуществления строительства.
Настоящие нормы могут применяться для определения стоимости ремонтно-строительных работ, которые осуществляются на стройках (объектах) промышленного и другого назначения, с учетом соответствующих отраслевых и технологических особенностей. Решения по этому вопросу принимаются соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с Госстроем.
** Новое строительство,
Раздел 1
Система ценообразования в строительстве
Положения данного раздела устанавливают:
-основные задачи сметного нормирования и правила ценообразования в строительстве;
-виды сметных нормативных документов*;
-требования к сметным нормативам;
-систему ценообразования в строительстве;
-порядок разработки, согласования и утверждения сметных нормативов.
Система ценообразования в строительстве содержит сметные нормативы, правила определения стоимости строительства и составления инвесторской сметной документации.
Сметные нормативы- это обобщенное название комплекса сметных норм, которые объединяются в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими необходимые требования, они служат для определения стоимости строительства.
Инвесторская сметная документация- это совокупность смет (сметных расчетов), ведомостей сметной стоимости пусковых комплексов, очередей строительства, сводок затрат, пояснительных записок к ним и ведомостей ресурсов, составленных на стадии разработки проектной документации.
Документы, детализирующие основные правила и положения, содержащиеся в сметных нормативах класса «Д» в соответствии с «Классификацией нормативных документов Украины в области строительства», могут выпускаться как вспомогательные, в виде инструкций, методических указаний, пособий и других материалов, которые также используются при определении стоимости строительства.
1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ
И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.1.1Основной задачей сметного нормирования и ценообразования в строительстве является:
-обеспечение посредством системы ценообразования в строительстве определения стоимости строительства на всех стадиях инвестирования;
-повышение эффективности капитальных вложений, обеспечение экономии финансовых и других ресурсов, внедрение достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в строительном производстве, применение новых материалов, изделий и конструкций, организационных мероприятий и т. п.
1.2 ВИДЫ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2.1Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
-общегосударственные строительные сметные нормативы;
-ведомственные сметные нормативы;
-сметные нормативы для отдельных строек;
-индивидуальные сметные нормы.
В соответствии с ДБН А.1.1-1-93 “Система стандартизации и нормирования в строительстве. Основные положения” сметные нормативы относятся к классу “Д”.
1.2.2Общегосударственные строительные сметные нормативы обязательны для применения всеми организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности при определении стоимости строек (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.
1.2.3К ведомственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, которые разрабатываются в обоснованных случаях, когда по принятой для специализированного строительства технологии и организации работ затраты трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосударственных нормах. Данные нормативы применяются в той отрасли, для которой они разработаны.
Ведомственные сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства или другого центрального органа исполнительной власти, утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий, которые входят в сферу управления других министерств и органов исполнительнойвласти, эти нормативы могут быть обязательными при условии принятия ими соответствующего решения.
Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общегосударственным или дублировать их.
1.2.4Для отдельных строек в обоснованных случаях, когда по принятой для этих строек технологии и организации работ затраты трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосударственных нормах, могут разрабатываться ресурсные элементные сметные нормы на стройку. Решение о разработке таких норм принимается застройщиком по согласованию с Госстроем Украины.
1.2.5Индивидуальные ресурсные элементные сметные нормы разрабатываются в составе инвесторской сметной документации на отдельные конструкции и работы, предусмотренные в проекте (рабочем проекте), при отсутствии соответствующих норм в действующих сборниках ресурсных элементных сметных норм. Данные нормы утверждаются в составе проекта (рабочего проекта) с обязательным проведением соответствующей экспертизы и применяются только для стройки (объекта) по данному проекту.
Разработка указанных норм осуществляется на основании «Методических рекомендаций по разработке ресурсных элементных сметных норм», одобренных решением Научно-технического совета Госстроя Украины от 12.04.2002 № 21.
(пункт 1.2.5 с изменениями, внесенными в соответствии с Изменением № 2)
1.2.6Все сметные нормативы по степени укрупнения подразделяются на элементные и укрупненные.
1.2.6.1К элементным сметным нормативам относятся:
-ресурсные элементные сметные нормы на строительные работы (РЭСН) (ДБН Д.2.2-99);
-ресурсные элементные сметные нормы на монтаж оборудования (РЭСНМО) (ДБН Д.2.3-99);
-ресурсные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (РЭСНр) (ДБН Д.2.4-2000);
-ресурсные элементные сметные нормы на реставрационно-восстановительные работы (РЭСНрв) (ДБН Д.2.5-2001);
-ресурсные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (РЭСНпн) (ДБН Д.2.6-2000);
-ресурсные сметные нормы эксплуатации строительных машин и механизмов (РСНЭМ) (ДБНД.2.7-2000).
1.2.6.2К укрупненным сметным нормативам относятся укрупненные ресурсные сметные нормы (УРСН):
-на здания и сооружения в целом;
-на части зданий и сооружений, конструкции и виды работ.
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К СМЕТНЫМ НОРМАТИВАМ
1.3.1Сметные нормативы должны соответствовать только требованиям, которые имеют прямое отношение к определению стоимости строительства. Они должны:
-соответствовать основным задачам сметного нормирования и ценообразования в строительстве, обеспечивая достоверное определение стоимости строительства;
-быть технически и экономически обоснованными, обеспечивая оптимальные затраты необходимых ресурсов, рациональное использование окружающей среды;
-учитывать достижения строительной техники и передовой опыт, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве;
-иметь максимальную простоту и удобство в применении, давать возможность широкого использования электронно-вычислительной техники и других средств автоматизации.
1.3.2Исходными данными для разработки сметных нормативов являются:
-наиболее рациональные технические решения в проектах;
-технология строительного производства и строительные машины и механизмы, соответствующие последним достижением научно-технического прогресса;
-действующие стандарты на материалы, изделия и конструкции, а также оборудование.
1.3.3Действие сметных нормативов сохраняется в течение периода между переходами на новые сметные нормы. Переход на новые сметные нормы обусловливается изменениями в сфере организации строительства, экономической политики государства и сопровождается переработкой всей системы сметных нормативов.
1.3.4Сметной нормой называется совокупность ресурсов (трудозатрат, времени работы строительных машин и механизмов, затрат материалов, изделий и конструкций), установленная на принятый измеритель строительных или монтажных работ, а также конструкций, выраженная, как правило, в натуральных (физических) величинах или в относительной форме (в виде коэффициентов).
Состав и количество ресурсов в сметных нормах должны соответствовать последним достижениям в области технологии и организации строительного производства, современному уровню технического оснащения строительных и монтажных организаций, отражать накопленный в строительстве опыт, а также прогрессивные проектные решения, материалы, изделия и конструкции.
Главная функция сметных норм- определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
1.3.4.1В сметных нормах учтен полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в усредненных условиях.
1.3.4.2Сметные нормы предназначены для:
-определения состава и количества ресурсов при осуществлении строительства;
-определения прямых затрат в стоимости строительства;
-расчетов за объемы выполненных работ;
-разработки укрупненных ресурсных показателей по конструктивным элементам и видам работ на функциональную единицу измерения.
Сметные нормативы могут также использоваться при разработке текущих единичных расценок, определении продолжительности работ, составлении технологической документации (ПОС, ППР и т.п.), установлении норм списания материалов.
1.3.4.3В необходимых случаях сметные нормативы могут быть использованы для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений капитальных вложений.
1.3.5Сметными нормами предусмотрено выполнение работ в обычных условиях, не усложненных внешними факторами*. При выполнении работ в осложненных условиях, например, загазованность, расположение вблизи действующего оборудования, ограниченные условия складирования материалов и т.п.,- к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в общих положениях соответствующих нормативов.
Коэффициенты к нормативным показателям, приведенные в отдельных сборниках сметных норм, не применяются к нормам других сборников сметных норм за исключением случаев, обусловленных в технических частях соответствующих сборников.
1.3.6Параметры отдельных величин (длина, диаметр, площадь и т.п.), приведенные в таблицах сметных норм с характеристикой «до», следует исчислять, включая указанный предел.
1.3.7В сметных нормах приводится средний разряд работы, используемый при определении заработной платы рабочих-строителей и монтажников, а также звена рабочих, занятых на работах по доставке, монтажу, демонтажу и на управлении, обслуживании и ремонте (в дальнейшем «управление и обслуживание») строительных машин и механизмов.
* Под обычными условиями выполнения работ подразумевается выполнение работ, складирование и внутрипостроечная транспортировка необходимых материалов, изделий и конструкций без влияния специфических факторов и условий, усложняющих работу.
1.4 СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1.4.1Система ценообразования в строительстве базируется на нормативно-расчетных показателях и текущих ценах трудовых и материально-технических ресурсов.
Нормативными показателями являются ресурсные элементные сметные нормы. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты в стоимости строительства.
Остальные затраты, которые учитываются в стоимости строительства, определяются не по нормам, а расчетно.
К таким затратам относятся:
-общепроизводственные расходы;
-средства на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений или приспособление и использование существующих и вновь построенных зданий и сооружений постоянного типа;
-дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в зимний период;
- дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в летний период под открытым небом при температуре наружного воздуха более + 27 ºС;
-другие затраты заказчика и подрядных строительно-монтажных организаций, связанные с осуществлением строительства;
-затраты на содержание службы заказчика*и авторский надзор;
-подготовка эксплуатационных кадров;
-проектные и изыскательские роботы;
-сметная прибыль;
-средства на покрытие административных расходов строительно-монтажных организаций **
- средства на покрытие риска всех участников строительства;
-средства на покрытие дополнительных затрат, связанных с инфляционными процессами.
1.4.2Ресурсные элементные сметные нормы являются первичными сметными нормативами, предназначенными для определения нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения различных видов строительных, монтажных, ремонтных и реставрационных работ, прямых затрат в стоимости строительства, а также для разработки текущих единичных расценок.
Нормы дифференцированно отражают в своем составе показатели трудозатрат, времени работы строительных машин и механизмов, а также расход материалов, изделий и конструкций.
Правила применения РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн и РСНЭМ при определении:
-трудовых и материально-технических ресурсов- приведены в технических частях к нормам и Указаниях по применению норм;
-прямых затрат в стоимости строительства- приведены в Разделе3.
1.4.3Сметные нормы трудоемкости работ, выполняемых рабочими-строителями, монтажниками, и средние разряды работ, приведенные в РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн, расчетные показатели трудоемкости по перевозке грунта и строительного мусора и расчетная трудоемкость строительно-монтажных работ, которые выполняются за счет общепроизводственных расходов, и текущая стоимость человеко-часа соответствующего разряда являются нормативно-расчетной базой для определения сметной заработной платы рабочих-строителей, монтажников и работников, заработная плата которых учитывается в общепроизводственных расходах.
Правила определения сметной заработной платы рабочих-строителей и монтажников изложены в Разделе3.
1.4.4Нормативно-расчетной базой для определения прямых затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов, в том числе заработной платы рабочих, занятых на управлении и обслуживании этих машин, являются:
-сметные нормы времени работы строительных машин и механизмов, приведенные в ресурсных элементных сметных нормах;
-сметные нормы ресурсов, необходимых для их работы, приведенные в ресурсных сметных нормах эксплуатации строительных машин и механизмов;
-текущие цены машино-часа, которые рассчитываются на основании ресурсных сметных норм эксплуатации строительных машин и механизмов.
Правила определения стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов изложены в Разделе3.
1.4.5Сметные нормы затрат строительных материалов, изделий и конструкций, приведенные в РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, и текущие цены на них являются нормативно-расчетной базой для определения прямых затрат на материальные ресурсы.
Правила определения стоимости материальных ресурсов изложены в Разделе3.
1.4.6Нормативно-расчетной базой для определения общей сметной трудоемкости строительства является сумма сметной нормативной трудоемкости работ, приведенной в РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн и РСНЭМ, которая учитывает трудозатраты рабочих-строителей, монтажников и рабочих, занятых на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов*, расчетной трудоемкости при перевозке грунта и строительного мусора, которая учитывает трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслуживании автотранспортных средств, и расчетных трудозатрат работников, заработная плата которых предусматривается в общепроизводственных расходах, средствах на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений, средствах на сезонные (зимние и летние) удорожания стоимости строительно-монтажных работ.
Нормативная сметная трудоемкость предусматривает выполнение работ в обычных условиях при плюсовой температуре наружного воздуха, но не более +270 С в летний период под открытым небом, и умеренном ветре (скоростью до 10 м/с).
(пункт 1.4.6 с изменениями, внесенными в соответствии с Изменением № 2)
1.4.7Нормативно-расчетной базой для определения прямых затрат могут также служить текущие единичные расценки на строительные, монтажные, ремонтно-строительные, реставрационно-восстановительные и пусконаладочные работы, составленные на основе РЭСН, РЭСНМО, РЭСНр, РЭСНрв, РЭСНпн, и РСНЭМ, а также текущих цен на материалы, изделия и конструкции, машино-часа строительных машин и механизмов и текущей стоимости человеко-часа соответствующего разряда.
1.4.8Нормы, применяемые для определения прямых затрат, предусматривают расход ресурсов при выполнении строительно-монтажных работ в условиях плюсовой температуры наружного воздуха, но не более +27 0С в летний период под открытым небом, и умеренного ветра.
Правила расчета дополнительных затрат, связанных с выполнением строительных и монтажных работ при температуре наружного воздуха ниже нуля и сильном ветре (скоростью более10 м/с), или в летний период под открытым небом более +27 0Сприведены в Разделе3.
1.4.9В сметной документации на строительство стоимость оборудования указывается отдельно относительно стоимости строительных и монтажных работ. В Разделе3 приведены правила определения сметной стоимости оборудования и порядок включения в инвесторскую сметную документацию строек средств, необходимых для приобретения оборудования.
1.4.10Основные правила и положения по определению сметной стоимости строительства, которыми необходимо руководствоваться при составлении инвесторской сметной документации, а также принципы определения цены предложения претендента на выполнение работ и уточнения стоимостных показателей при проведении расчетов за объемы выполненных работ приведены в Разделе3.
* В настоящих ДБН под понятием «служба заказчика» следует понимать: управления (отделы) капитального строительства местных органов исполнительной власти, соответствующие подразделения предприятий и организаций, созданные для исполнения функций заказчика строительства.
** В стоимости стройки (объекта) учитываются только те административные расходы строительно-монтажных организаций, которые относятся к строительно-монтажным работам.
* Нормативные трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов, определяются на основании РСНЭМ как сумма затрат труда машинистов и рабочих, занятых на ремонте, техническом обслуживании и перебазировке строительных машин и механизмов.
1.5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
1.5 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
1.5.1Разработка, согласование и утверждение сметных нормативов осуществляется:
-по общегосударственным |
-Госстроем Украины; |
-по ведомственным и отдельным стройкам |
- соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти с экспертизой и согласованием Госстроя Украины; |
-по индивидуальным |
-согласно положениям п.1.2.5. |
1.5.2 Проекты сметных нормативов, которые готовятся к утверждению, рассматриваются в следующем порядке.
1.5.2.1 Рассмотрение проектов сметных нормативов производится с участием ответственных представителей организаций-составителей этих нормативов.
1.5.2.2 Проекты ведомственных сметных нормативов и сметных нормативов для
отдельных строек утверждаются и рассматриваются в порядке, установленном органами, которые их утверждают.
1.5.3 Сметные нормативы должны утверждаться решением (постановлением, приказом и т.п.) органа, который их утверждает.
1.5.4 Порядок разработки, построения, изложения и оформления ресурсных элементных сметных нормативов (общегосударственных, ведомственных, для отдельных строек, индивидуальных) и дополнений к ним должен соответствовать требованиям Государственной системы стандартизации Украины (ДСТУ1.5-93) и ДБН А.1.1-2-93 «Порядок разработки, требования к построению, изложению и оформлению нормативных документов».
1.5.5 Информация об утвержденных Госстроем Украины сметных нормативах и о внесенных в них изменениях, а также о дополнениях к сборникам сметных нормативов осуществляется Госстроем Украины путем ежегодного опубликования Перечня действующих нормативных сметных документов, утвержденных Госстроем Украины.