ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Неділя, 26 червня 2022 18:00

Что известно об ударе по вышкам в Черном море

Друг одного из пропавших без вести после украинской атаки на газодобывающие вышки в Черном море рассказал "Радио Свобода", что там находились российские военные. Журналистам также удалось подтвердить с помощью открытых источников, что как минимум на некоторых объектах этого месторождения были установлены радиолокационные станции, позволяющие вести наблюдение за всеми кораблями в этой части Черного моря.

Спутниковые снимки показывают, что 20 июня в результате украинского удара была повреждена надводная часть блок-кондуктора №1 (БК-1) компании "Черноморнефтегаз". Вопреки многочисленным сообщениям о том, что Украина поразила "буровые вышки", БК-1, строго говоря, таковой не является - это стационарная и не очень большая платформа, расположенная над группой скважин, обычно необитаемая. Тем не менее, мать одного из сотрудников компании, 45-летнего Дениса Скворцова, подтвердила "Радио Свобода", что ее сын пропал без вести на этом объекте, как и друг еще одного пропавшего, 59-летнего Станислава Калязина.
Украинские эксперты говорят, что Россия использовала инфраструктуру "Черноморнефтегаза" в военных целях, что и стало причиной удара. У БК-1 есть и потенциально важное стратегическое значение: это последний узел, соединяющий Одесское и Безымянное месторождения газового конденсата с остальной системой, и выведение его из строя может затруднить прокачку газа из всех скважин, расположенных перед ним в этой цепочке.
Официально Киев не подтвердил и не опроверг удар по газодобывающей инфраструктуре в Черном море, зато власти аннексированного Крыма не стесняются сообщать о последствиях этой атаки: по их данным, на блок-кондукторе без вести пропали 7 человек, еще более ста были эвакуированы с находящихся по соседству буровых платформ.
"Рабочих спас вагончик, такой же, как на стройке. Вагончик разорвало, а их раскидало, и они в воду попрыгали", - пишет издание "Лента новостей Крыма" со ссылкой на источник, "знакомый с деталями произошедшего".
В качестве одной из версий того, какое оружие было использовано при ударе по БК-1, эксперты называют украинские противокорабельные ракеты "Нептун". Ими же, как ранее сообщалось, мог быть поражен и ракетный крейсер "Москва". По другой версии, Украина использовала американские ракеты "Гарпун".
Одесское месторождение, фактически аннексированное Россией вместе с Крымом, состоит из трех точек бурения. На каждой из них устанавливается блок-кондуктор. На схемах месторождения они пронумерованы: БК-1, БК-2, и БК-3. БК-1 - последний в цепочке, которая подводным трубопроводом связывает месторождения Одесское и Безымянное (на нем построен БК-4) с Крымским полуостровом.
"Блок-кондуктор - это стационарное морское сооружение над поверхностью моря, которое устанавливается специально над группой скважин и с помощью которого, собственно говоря, самоподъемная буровая установка, СПБУ, осуществляет бурение необходимого количества скважин. Можно расценивать блок-кондуктор как некую опору для выполнения комплекса буровых работ и "обустройства" данного "куста" скважин. В отличие от буровой платформы, которая перемещается от одной точки к другой, блок-кондуктор - стационарное сооружение. Людей на нем обычно нет, эта платформа работает без постоянного присутствия персонала, в то время как на буровой вышке постоянно есть люди. Когда буровые работы завершены и необходимое количество скважин набурено, буровая платформа снимается и уходит на какую-то другую точку, где будет выполнять следующее задание, а блок-кондукторы остаются. Добываемый газ запускается через специальный механизм в систему промысловых подводных трубопроводов, которые уже подают добытое сырье на материк. От месторождений к полуострову ведут в общей сложности около 410 км подводных промысловых газопроводов, газовый конденсат концентрируется на суше и после соответствующей газоочистки направляется в Глебовское подземное хранилище газа, единственное на Крымском полуострове, а затем уже распределяется зимой по газовой сети", - объясняет Михаил Гончар, эксперт по энергетике, много лет проработавший в нефтегазовом комплексе Украины, а ныне президент Центра глобалистики "Стратегия XXI".
О том, что основные повреждения в результате украинского удара были нанесены именно блок-кондуктору №1, говорят и спутниковые снимки компании Planet.com. Они же показывают, что 20 июня и все предыдущие дни большие буровые платформы "Таврида" и "Крым-1" (бывшая "Независимость", а затем "Украина") находились на своих обычных местах - соответственно над БК-2 и БК-3. Каких-либо нанесенных им повреждений со спутника не видно - впрочем, речь идет о снимках не самого высокого качества.
21 июня сайт Neftegaz.ru сообщил, что пожар на БК-1 "перекинулся к скважине". Возгорание хорошо видно как на обычных спутниковых снимках, так и на сайте системы мониторинга пожаров FIRMS Американского космического агентства (NASA). На снимках, сделанных утром 22 июня, уже видны корабли, пытающиеся потушить пожар. Пожаров на буровых установках "Таврида" и "Крым-1" система FIRMS не фиксировала.
Схема месторождения была опубликована в 2012 г. украинским сайтом Nefterynok.info вскоре после покупки Украиной в Сингапуре двух новых буровых платформ (ныне носящих названия "Крым-1" и "Крым-2", именно они получили в народе название "вышки Бойко" по имени украинского министра энергетики, которого обвиняли в их приобретении по завышенной цене). На этой схеме, помимо прочего, видно, что блок-кондуктор №1 собирались оснастить жилым блоком, судя по спутниковым снимкам, этого сделано не было, но в любом случае рабочие "Черноморнефтегаза" могли временно находиться на БК-1 для его обслуживания.
Михаил Гончар утверждает, что на БК-1 могли находиться российские военные и их оборудование для контроля морского и воздушного пространства. "Лента новостей Крыма" в своем сообщении приводит фамилии, инициалы имен и годы рождения пропавших без вести на БК-1 сотрудников "Черноморнефтегаза". С помощью этих данных журналисты нашли в социальной сети "ВКонтакте" нескольких из них, в том числе Дениса Скворцова. В его профиле есть сделанные в феврале 2021 г. фотографии буровой платформы "Крым-2" (до аннексии Крыма - "Петр Годованец", одна из "вышек Бойко"), а также одного из блок-кондукторов - этот снимок дает представление о скромных размерах БК по сравнению с самоподъемной буровой установкой.
22 марта 2014 г., через неделю после "референдума о присоединении Крыма к России", Денис Скворцов сфотографировал подходящий к БК или одной из вышек малый противолодочный корабль Черноморского флота РФ "Муромец". Примерно же в это время сообщалось о захвате россиянами украинских газодобывающих вышек и платформ в Черном море.
Мать Дениса Скворцова подтвердила "Радио Свобода", что ее сын пропал без вести на блок-кондукторе №1 Одесского газоконденсатного месторождения. "Радио Свобода" также удалось поговорить с другом еще одного пропавшего на БК-1, 59-летнего Станислава Калязина.
"Те, кто выжил, подтвердили, что он был на этой платформе в момент удара", - написал этот человек журналисту "Радио Свобода".
Он также подтвердил, что на блок-кондукторе или на одной из буровых установок находились российские военные: "Я не разбираюсь в этом. Стас говорил, что два солдатика с автоматами с ними там находятся, типа охраняют. Но про эту платформу или про другую он говорил, я не знаю".
1 февраля 2017 г. украинский военно-транспортный самолет Ан-26 совершал тренировочный полет над Черным морем. В районе Одесского месторождения он был обстрелян из стрелкового оружия - экипаж не пострадал, но на корпусе самолета появилось несколько отверстий. Тогдашний министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что экипаж зафиксировал над месторождением работу радиолокационной станции в открытом режиме.
Полтора года спустя, в августе 2018 г., группа экспертов, в которую входили Михаил Гончар, а также вице-адмирал, командующий ВМС Украины в 2014-2016 гг. Сергей Гайдук, опубликовала доклад "Газовые потоки двойного назначения". В нем авторы заявили, что Россия развернула на захваченных при аннексии Крыма морских объектах "Черноморнефтегаза" средства радиоэлектронной разведки, в частности, радиолокационные станции надводного наблюдения. В докладе названы три объекта, на которых, по данным исследователей, были размещены РЛС типа "Нева": СПБУ "Таврида", морская стационарная платформа МСП-17 месторождения "Штормовое" и МСП-4 месторождения "Голицынское".
"Информация от РЛС передается по радиорелейному каналу связи, обеспечиваемому комплектом цифровых радиорелейных станций. В режиме реального времени она предоставляется Пограничному управлению ФСБ РФ по Крыму, а также попадает и в систему разведки ЧФ Южного военного округа РФ", - утверждается в докладе.
Если информация о размещении РЛС на трех этих газодобывающих платформах верна, то когда "Таврида" находится в районе Одесского месторождения (как сейчас), радиус действия локаторов позволяет России контролировать надводную обстановку практически во всей северной акватории Черного моря, а значит, и следить за передвижениями всех судов, следующих в украинские порты или из них.
Авторы доклада также заявили о размещении гидроакустических установок подводного слежения на трех объектах "Черноморнефтегаза": МСП-4, МСП-17, а также БК-2 Одесского месторождения.
"Радио Свобода" смогло по открытым данным подтвердить установку как минимум одной РЛС типа "Нева" на объектах "Черноморнефтегаза".
На это указывает опубликованный на сайте госзакупок договор, заключенный между ГУП "Черноморнефтегаз" и ЗАО "МКиС" в июне 2019 г. По этому договору крымское предприятие получило от производителя радиоэлектронных систем ряд запасных частей для радиолокационных станций, в том числе два антенных блока RSB-096-079. Эти блоки производства американской компании Furuno - приемопередатчики для морских локаторов, снабженные поворотным механизмом, на котором размещается антенна. Точно такими же оснащается "Нева-БС".
На сайте "МКиС" размещен каталог продукции, в котором радиолокационная система "Нева-БС" сфотографирована на одной из буровых установок "Черноморнефтегаза". Радар может обнаруживать крупные надводные цели на расстоянии до 55 км. В комментарии к описанию "Невы-БС" в каталоге написано: "Установлена для защиты акваторий объектов транспортной инфраструктуры и морских платформ", рядом с этой фразой размещены два логотипа - Минтранса России и "Черноморнефтегаза".
Снимок "Невы-БС" на буровой установке в каталоге не подписан, по характерным деталям можно определить, что на нем изображена одна из "старых" СПБУ "Черноморнефтегаза" - "Таврида" или "Сиваш" (всего у "Черноморнефтегаза" 4 самоподъемных буровых установки, две новые "вышки Бойко" и две старые, "Сиваш" 1979 г. постройки и "Таврида" 1995 г.). Среди клиентов "МКиС", упомянутых в каталоге, есть ФСБ РФ, "Росатом", "Русгидро", Минтранс, на сайте госзакупок можно найти контракты "МКиС" с Федеральной службой охраны, но "Черноморнефтегаз" - единственный клиент этой компании, ведущий морскую нефтегазодобычу. Это косвенно свидетельствует о том, что установка РЛС на морских объектах в Черном мотивирована не производственной необходимостью, а интересами военных или спецслужб.
Соотнеся данные доклада украинских экспертов и каталог "МКиС", можно сделать вывод, что на снимке в каталоге изображена именно платформа "Таврида". Во время украинской атаки "Таврида", как следует из спутниковых снимков, находилась в зоне Одесского месторождения у БК-2. На этом блок-кондукторе, как утверждают украинские эксперты, размещена и одна из гидроакустических систем подводного слежения. Российские СМИ утверждали, что при атаке "полностью сгорел" блок БК-1 и начался пожар на платформе "Крым-1", находящейся у кондуктора БК-3. О повреждениях оснащенной РЛС "Тавриды" или БК-2 не сообщалось, хотя источник "РИА Новости" рассказал, что и оттуда производилась эвакуация персонала.
В докладе украинских экспертов 2018 г. и открытых источниках нет данных о том, что разведывательная инфраструктура была размещена на пострадавшем при ударе БК-1 и предположительно поврежденной СПБУ "Крым-1". Михаил Гончар предполагает, что дополнительная аппаратура могла быть установлена на платформах Одесского месторождения уже после российского вторжения.
"Последние месяцы там были размещены дополнительные средства радиотехнической разведки, центр связи, пункт координации и управления силами Черноморского флота. Это вполне логично проистекает из того, что крейсер "Москва", который выполнял функцию пункт управления силами и средствами флота, принял отрицательное всплытие. Затем было решено, что стационарным объектом, который обеспечит необходимый "зонтик" ПВО, станет захваченный остров Змеиный. Но захватить - это одно, а удержать его - это другое. Поэтому стала выстраиваться новая гибридная система координации и управления силами флота, то есть к уже имеющейся инфраструктуре, расположенной ранее на этих платформах, а также на блок-кондукторах, добавили еще необходимое оборудование. Ну, и нарвались на огневой удар", - говорит Михаил Гончар.
Данных, подтверждающих постоянное размещение российских военнослужащих на буровых платформах в Черном море, нет, но бывали они там неоднократно. В марте 2014 г. объекты "Черноморнефтегаза" были "взяты под охрану" "вежливыми людьми" из российской армии - возможно, именно этот момент был запечатлен Денисом Скворцовым, выложившим в сеть фото "Муромца". Позже волонтерское сообщество InformNapalm смогло идентифицировать одного из участвовавших в захвате вышек как военнослужащего 104-го десантно-штурмового полка 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ РФ. В 2016 г. экипаж украинского пограничного корабля заметил на одном из объектов Голицынского месторождения пятерых вооруженных людей.
В 2017 г. учения на одной из "платформ Бойко" проводила береговая охрана ФСБ.
Украина уже много лет пытается оспорить использование Россией Одесского месторождения в арбитражном суде в Гааге, утверждая, что добыча газового конденсата в Черном море ведется в зоне ее экономических интересов. Судебное разбирательство ведется в закрытом режиме, в 2018 г. из-за него "Черноморнефтегаз" даже собирался прекратить добычу газа в этом районе, но в итоге этого не произошло.
По словам Михаила Гончара, объемы добычи на шельфе Черного моря были сравнительно невысокими даже до аннексии Крыма, а сейчас они упали до рекордного уровня.
"До 2014 г. там многие десятилетия добывалось немногим более миллиарда кубических метров газа в год. Потом, когда в Сингапуре были приобретены современные самоподъемные буровые установки и было проведено бурение на Одесском месторождении, добыча возросла. В 2014 г. она составила 2 млрд. куб. м. В 2015 г. должны были выйти на 3 млрд., а в 2020 г. - на 5 млрд. куб. м, по некоторым, более оптимистичным оценкам, даже до 8 млрд. Ничего этого не произошло, потому что в связи с оккупацией Крыма было невозможно продолжать инвестиции и необходимые поставки оборудования, и добыча стала падать. С уровня в 2 млрд. куб. м в год она за последние годы упала где-то до 1,5 млрд. куб. м. Для потребностей Крымского полуострова этого не хватало, и после оккупации российским правительством было решено соорудить дополнительный газопровод из Тамани в Крым через Керченский пролив. Он подает дополнительные объемы газа, необходимые, прежде всегоЮ для двух новых электростанций в Симферополе и под Севастополем - тех самых, куда в обход санкций были поставлены известные турбины "Сименс". Тем не менее, воровство газа продолжается, несмотря на разные рассмотрения судебных исков. Имеющиеся и разрабатывавшиеся ранее месторождения - Архангельское, Штормовое и так далее - уже истощены, а вот Одесское и Безымянное - как раз из разряда тех, которые уже в постсоветский период были достаточно разведаны, обустроены и где с приобретением двух современных буровых установок началось масштабное эксплуатационное бурение", - говорит эксперт.
Версию о том, что Украина нанесла удар именно по блок-кондуктору №1 из-за того, что он является последним ключевым узлом на выходе газового конденсата из Одесского и Безымянного месторождений, Михаил Гончар не считает приоритетной: "Да, при повреждении скважин газ не может попасть в систему, это так. Но сейчас сложно определить, повреждена ли она: удар-то был не по подводной части, а по надводной, трубопроводы могут быть не повреждены. Конечно, когда произошел срыв сооружения на поверхности, в какой-то степени нарушилась и целостность скважин - мы видим, что газ горит на поверхности моря. Я не думаю, что там были какие-то слишком фатальные последствия. Будет, конечно, необходим комплекс подводно-технических работ, наверное, это будет сделано, и, конечно, подача газа будет возобновлена, пусть даже не в том объеме, как было раньше. С учетом газопровода, который был сооружен из Тамани в Крым, дефицит будет покрыт газпромовскими поставками. Я думаю, что в "Газпроме" могут потирать руки от удовольствия, потому что газовый поток, пусть и скудный, с Черноморского шельфа - это была кормушка местной власти во главе с Аксеновым. "Газпром" побоялся влезать в шельфовую добычу после оккупации Крыма, поскольку это привело бы к санкциям против него".

Прочитано 324 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: