Кадры встречи украинских солдат снял бывший тележурналист, а теперь - заместитель командира роты одного из подразделений украинской армии.
"Россия начала свою агрессию восемь лет назад. Но это было там, далеко. Я тогда ездил туда просто на съемки как журналист. Мы снимали сюжеты, делали фильмы. А когда война уже была непосредственно у меня дома, в моем городе, когда ракеты летели на мой город, на соседние дома, я отправил жену в другой, более безопасный город, дал ей денег, а сам пошел на фронт", - рассказал военнослужащий ВСУ "Фокус".
Чтобы занять Великую Александровку, украинским войскам пришлось пройти несколько километров так называемой "серой зоны" и переправиться через реку Ингулец. Все окрестные мосты были разрушены еще весной. Вместе с "Фокусом" и его сверстниками Великую Александровку штурмовали и те, кто свой первый боевой опыт приобрел еще в начале 1980-х гг. в рядах советского контингента в Афганистане.
"Путешествовали по Афганистану с товарищем. Так что с первых дней путешествуем. Да, путешествовали. Думали, что была у нас одна война, а теперь столкнулись с другой войной. Не хотелось, но приходится. Хотя мы и в возрасте, но ничего, за нами молодежь не угонится, так что все хорошо, мужики, все хорошо! Освободим страну, все будет прекрасно, мы победим!", - рассказали военнослужащие ВСУ "Турист" и "Зуб".
Местная школа в течение полугода служила казармой для российских войск.
"Это школьный подвал, бомбоубежище. Тут у них был штаб, тут они пытали людей, которых приводили сюда. Орки, одним словом - что я могу сказать?" - рассказал Денис.
Пыточных подвалов в Великой и Малой Александровке было несколько. Сюда было очень легко попасть, но чтобы выбраться отсюда, нужно было во весь голос прокричать "Слава России!" И люди кричали. От боли.
За неделю до отступления из Великой Александровки российские власти провели в Херсонской области референдум о присоединении региона к России.
"Референдум был у них. У людей никто ничего не спрашивал, ну как обычно. Они сами себе написали, что хотели", - пояснил Денис.
"Делали, что хотели" - типичный ответ местных жителей на вопрос о том, как вели себя российские войска.
"Они не спрашивали, а просто насильно все забрали. Ну вы поняли. В основном машины забирали", - рассказал Михаил.
Большинство таких машин, как и других трофеев, закончили свой путь неподалеку от Великой Александровки, в соседнем карьере.
"Мы только видим, сколько было стянуто из людских домов, награбленное, и что осталось. Ну, например, четыре газовые плиты, из них две сгорели, две побитые. Четыре холодильника - нет, обманываю, два холодильника и три нержавеющие мойки", - перечислил работник известкового карьера Юрий.
"Здесь были позиции орков, россиян, российской армии. Здесь была их база боеприпасов, которую наши разбили. И получается, людям нужно запускаться работать, и соответственно нужно все убрать, чтобы было безопасно для гражданских работать", - пояснил сапер Аркадий.
Военный медик с позывным "Гаечка" еще четыре месяца назад была гражданским юристом. После гибели отца, кадрового офицера, она пошла добровольцем на фронт.
"Мой отец погиб от пулевых ранений. Он несколько дней был в госпитале, ему оказывали медицинскую помощь. Я тоже хочу помогать другим. Я никому не хочу мстить", - говорит военный медик ВСУ "Гаечка".
- Как вы думаете, когда закончится эта война?
"Она никогда не закончится, пока существует Российская Федерация".


