По сведениям журналистов Строительного портала ProfiDom.com.ua - Национальной энциклопедии строительства, - об этом подробно рассказал портал Domik.ua. Министерство юстиции Украины (Минюст) опубликовало на официальной странице в сети «Фейсбук» перечень документов, необходимых для оформления права собственности на вновь построенное жилье.
«Когда все необходимые разрешительные документы уже оформлении, а строительство жилья завершено, - хозяину недвижимости необходимо позаботиться о официализация своего статуса владельца. Для этого, нужно спланировать поход к ближайшему регистратору или нотариусу, взяв с собой паспорт или идентификационный код, а также документ, подтверждающий уплату/освобождение от уплаты (в случае его наличия) административного сбора за государственную регистрацию прав», - говорится в сообщении министерства.
Какие документы нужны
Перечень документов для государственной регистрации права собственности на новый объект таков:
- технический паспорт на объект недвижимого имущества;
- письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей, если имущество приобретается в общую долевую собственность;
- договор о совместной деятельности или простого товарищества, когда строительство - результат коллективного труда;
- документ, удостоверяющий принятие дома в эксплуатацию. Обратите внимание, что этот документ не требуется, в случае его регистрации в Едином реестре разрешительных документов (до 6 июля 2020 года) или Единой государственной электронной системе в сфере строительства. Последняя сейчас находится на этапе внедрения;
- документ, подтверждающий присвоение адреса объекту недвижимого имущества.
При этом, документ о присвоении адреса не требуется в следующих случаях:
- в случае, когда адрес получен, при реализации экспериментального проекта по присвоению адресов объектам строительства и недвижимости. Соответствующая отметка должна быть указана в документе о принятии в эксплуатацию. Напомним, что экспериментальный порядок действовал с 1 июля 2019 до 31 декабря 2020 года, он предусматривал сокращение срока получения адреса до 5-ти рабочих дней;
- если регистрация проводится на индивидуальный (усадебный) жилой дом, садовый, дачный или построенный на земельном участке, право собственности на который зарегистрирован в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. Заявитель в поданном заявлении обязательно указывает сведения о кадастровом номере соответствующего земельного участка. Таким образом, регистратор может получить данные из Государственного земельного кадастра о местонахождении объекта.
Согласно статье 331 Гражданского кодекса Украины, право собственности на вновь созданное недвижимое имущество (жилые дома, здания, сооружения и т.п.) возникает с момента завершения строительства (создания имущества). Если договором или законом предусмотрено принятие недвижимого имущества в эксплуатацию, то право собственности возникает с момента принятия к эксплуатации. В случае, когда право собственности подлежит государственной регистрации, оно возникает с момента такой регистрации. До завершения строительства, лицо считается собственником материалов, оборудования и т.п., которые были использованы в процессе создания имущества.
Сроки регистрации и стоимость
Сроки проведения регистрации и размер административного сбора прописаны в Законе Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Оформление права собственности проводится до пяти рабочих дней, со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав. Административный сбор составляет 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Это, на текущий момент, - 227 грн.
За ускоренное оформление придется немного переплатить:
- в течение 2-х рабочих дней - один прожиточный минимум для трудоспособных лиц (2270 грн);
- в течение одного рабочего дня - 2 прожиточных минимумов (4540 грн);
- за два часа - 5 прожиточных минимумов (11 350) грн.
Услуги онлайн
17 мая 2021 Минюст и Министерство цифровой трансформации Украины рассказали о запуске нового сервиса - уплату административного сбора онлайн. Пилотный проект стартует в трех городах - Одессе, Хмельницком и Ровно.
«Наша общая цель - пейперлесс и удобные цифровые услуги в ««Дії»». Сегодня, большинство регистрационных услуг, например, регистрация прав на недвижимое имущество, предусматривают уплату украинцами административного сбора. Как это происходит сейчас? Человек приходит к государственному регистратору и, перед тем, как подать заявление, получает от него клочок бумаги - счет на оплату. Идет в ближайшее банка, платит и возвращается с другим бумажкой - квитанции об уплате. И после этого уже подает заявление. Вот такой бумажно-бюрократический круг. С сегодняшнего дня, мы запускаем новый удобный сервис - оплата админзбору онлайн », - отметил заместитель министра юстиции по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Сергей Орлов.
Прим. ред. – «пейперлесс» от английского слова «рaperless» - меньше бумаги. Очередной шедевр, чтобы казаться умнее, чем есть на самом деле. Неужели нельзя сказать: «наша цель – сокращение количества бумажных документов»??!! Эти новые мальчики и девочки кажутся себе такими крутыми и умными, если дорвались до теплых и «хлебных» мест.
Человеку нужно будет, при помощи смартфона и сервиса «Дія» отсканировать предоставленный государственным регистратором QR-код. После чего, будет сформирована автоматическая квитанция со всеми данными заявителя и возможностью оплаты онлайн. При этом, регистратор сможет «подтянуть» настоящую электронную квитанцию в реестр.
Также, Сергей Орлов сообщил о запуске еще одной услуги - регистрации права собственности онлайн.
«... в Государственном реестре прав на недвижимое имущество сегодня почти отсутствуют сведения об имуществе, приобретенное до 2013 года. Чтобы зарегистрировать право собственности на имущество, украинцам нужно собрать кучу справок, в том числе, обратиться в БТИ для получения справки из архива. Отныне все, что нужно сделать - это подать электронное заявление на портале «Дія» вместе со скан-копией правоустанавливающих документов. Запрос в БТИ и получения информации из архива в электронном виде происходит без участия гражданина», - заявил замминистра.