ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 05 січня 2012 20:28

Кому нужна реформа ЖКХ

реформа ЖК

Необходимость обновления Жилищного кодекса Украины назрела уже давно: ныне действующий кодекс (принятый еще УССР в 1983 г.) не отражает изменений в сфере жилья, произошедших более чем за четверть века. В итоге, в 2009 г. в Верховной Раде Украины под № 2307-д был зарегистрирован проект нового Жилищного кодекса Украины. Цель проекта – создание соответствующей правовой базы для урегулирования имущественных отношений в сфере жилья, определение прав и обязанностей его владельцев, а также определение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Жилье по-новому

Новый Жилищный кодекс предполагает значительные изменения в жизни граждан Украины. Например, больше нельзя будет приватизировать жилье государственного или коммунального жилищного фонда – бесплатно получить квартиру в собственность уже не получится. Таким правом будут обладать только те граждане, которым на момент принятия кодекса уже были переданы квартиры. Другие же граждане, независимо от времени нахождения на жилищном учете, смогут получить квартиру только на правах аренды, подписав срочный договор. Это касается и детей-сирот, и детей, лишенных родительской опеки, которым по действующему кодексу предоставляется жилье для постоянного проживания. При этом в проекте Жилищного кодекса прописан длинный перечень параметров, по которым жильцы могут быть выселены даже до окончания срока договора.

В соответствии с проектом, претенденты на расширение жилплощади обязаны будут передавать государству имеющуюся квартиру в обмен на документы о приватизации нового жилья.

Новый Жилищный кодекс вводит понятие социального жилья, получить которое могут граждане, для которых такое жилье будет единственным местом проживания, а среднемесячный доход семьи – меньше суммы опосредованной стоимости аренды квартиры и прожиточного минимума. Если доход превысит указанные критерии, – жильцов могут выселить.

Общества владельцев

Коснулся проект и обществ совладельцев многоквартирных домов. На протяжении года с момента принятия нового кодекса, владельцы (совладельцы) многоквартирных домов обязаны принять решение относительно способа управления домом. Таких способов будет три:

  • общество совладельцев многоквартирных домов,
  • общество владельцев жилья,
  • жилищно-обслуживающий кооператив.

Если в течение года жильцам не удалось выбрать форму управления домом, решение этого вопроса будет возложено на органы местного самоуправления. Они в трехмесячный срок на конкурсной основе определят исполнителя услуг по управлению жилищным хозяйством дома, а жильцы будут обязаны подписать с ним договор. Это вступает в противоречие с действующим законодательством Украины, в соответствии с которым граждане имеют право самостоятельно выбирать поставщика услуг.

После приватизации дома жильцами (а также выбора способа управления), государство берет на себя обязанность частично (!) профинансировать первый капитальный ремонт, а также финансировать мероприятия по энергосбережению. Все остальные вопросы ложатся на плечи совладельцев дома.

Выселение будет узаконено

Новый Жилищный кодекс значительно упрощает порядок выселения из приобретенного в кредит жилья в случае невозвращения кредита. В соответствии с кодексом, жильцы обязаны освободить помещение в месячный срок после получения письменного обращения банка.

Органы местного самоуправления теперь получили право, основываясь на социальной необходимости (что может стать поводом для коррупции), выводить дома из жилищного фонда, сносить их, а также проводить реконструкцию целых кварталов с полным отселением жильцов, которым должно быть предоставлено аналогичное жилье.

В случае несвоевременного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, насчитывается пеня в размере 0,1 % суммы задолженности за каждый день просрочки.

Юридические коллизии

Начиная с самой первой редакции, проект вызывал массу вопросов и возражений.

Кроме того, что он не соответствует понятию «кодекса» – единого законодательного акта, обобщающего определенную область права, так и не содержит достаточных правовых механизмов реализации задекларированных целей. В проекте присутствует ряд внутренних противоречий (например, на его основании нельзя однозначно определить кто и на каких условиях все же имеет право на приватизацию жилья после принятия Кодекса). Многие нововведения, предлагаемые в проекте, юридически не безупречны. Например, статьи о выселении/переселении граждан из занимаемого ими жилья – явное нарушение частной собственности и противоречат Конституции Украины.

Главное юридическое управление Верховной Рады Украины трижды возвращало проект на доработку. Некоторые статьи, отмеченные Главным юридическим управлением как противоречащие действующему законодательству, все равно «кочуют» из одной редакции проекта в другую. На сегодняшний день законопроект принят во втором чтении, но, тем не менее, направлен на доработку в профильный комитет.

Будет ли новая – третья – редакция Кодекса корректной с юридической точки зрения, способствовать улучшению жилищно-коммунальных условий и выражать интересы простых граждан? Поживем – увидим…

Недостатки проекта Жилищного кодекса во второй редакции

  • Многие статьи проекта Жилищного кодекса регулируют отношения, уже урегулированные Гражданским кодексом и законами Украины, что создает юридические коллизии.
  • Многие положения Кодекса, внесенные при подготовке второй редакции не прошли научную экспертизу.
  • Некоторые статьи проекта вступают в противоречие с Конституцией и законами Украины.

3 этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства

Жилищный кодекс Украины разрабатывается в рамках глобальной реформы «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава», затрагивающей практически все направления деятельности коммунального хозяйства. Реформа будет проходить в три этапа:

  1. Принятие закона о независимом регуляторе на рынке жилищно-коммунальных услуг.
  2. Передача функции регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства на центральный уровень, увеличение количества объединений совладельцев многоквартирных домов; создание рынка жилищно-коммунальных услуг и привлечение частных компаний для предоставления жилищно-коммунальных услуг и модернизации инфраструктуры.
  3. Переоснащение и повышение ресурсоэффективности жилищно-коммунального хозяйства.
Прочитано 1101 разів

Детальніше в цій категорії: Тенденции развития коттеджных городков »

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: