Журналисты ProfiDom.com.ua в предыдущей публикации привели только основные технические характеристики нового инструмента. А сегодня мы будем подробно изучать его конструкцию.
Итак, новый отбойный молоток с бесщеточным двигателем Metabo MHEV 11 BL
Первым делом, проводим визуальный осмотр инструмента, изучаем органы управления, их расположение, удобство и лёгкость переключения режимов. В этом инструменте все органы управления расположены традиционно, разве что, благодаря применению BL-мотора, приводы сменились с механических на электрические.
Органы управления: клавиша «Пуск», на торце — кнопка включения постоянного режима работы, в основании рукоятки — кнопка «70%» (работа на пониженной мощности по материалам, чувствительным к ударному воздействию
Кнопка «Пуск» красного цвета обычно используется в случаях попеременной работы, когда инструмент находится в режиме постоянного включения и выключения. На торце рукоятки есть электронная кнопка, включающая инструмент в режим постоянной работы. Внизу ещё кнопка, которая подсвечивается светодиодом зелёного цвета в нажатом положении, — она снижает обороты двигателя на 30% от максимума и, как следствие, сокращает ударное воздействие на материал. Этот режим применяется для материалов, чувствительных к ударам. Есть также индикация питания — соответствующий светодиод постоянно горит зелёным цветом. При неисправности, начинает мигать. Переключатель режимов работы достаточно мягкий и очень чёткий.
Разборку, традиционно, начинаем с патрона: снимаем защитную резинку, затем стопорное кольцо с помощью специального съёмника. Пока что всё, как и у других качественных отбойных молотков
Переключатель режимов работы
Дополнительная рукоятка в разобранном виде
Щёток тут нет, поэтому снимать нижнюю крышку корпуса двигателя нужно после снятия основной рукоятки и задней крышки корпуса редуктора. Откручиваем пять саморезов и два винта М5, разнимаем половинки рукоятки. Очень хорошо, что сфотографировали укладку проводов, поскольку, при сборке добиться такой же аккуратности не получилось бы. Всё на своих местах, везде клипсы, разъёмы и под каждый разъём есть своё место на корпусе. Платы герметичные, залиты компаундом, кнопки, как уже было сказано, только электронные. Даже кнопка «Пуск», и та не силовая, а электронная, через плату управления возле статора. Для удобства дальнейшей разборки отсоединяем все контакты, только на кнопке «Пуск» один проводок нужно открутить. Перепутать ничего не получится, всё маркировано цветом и разными типами контактов.
Управляющая электроника расположена в основной рукоятке. Все платы герметично залиты компаундом, электрические контакты на клипсах, все кнопки электронные, не силовые
Блок электроники, преобразовывающий переменный ток в постоянный
Корпус двигателя со снятой крышкой
Ротор с очень мощными магнитами и балансировочными латунными шайбами по краям. На крыльчатке — магнитные метки датчиков Холла
Пару слов по поводу демпфирования основной рукоятки. Тут, ход демпфера необычно мягкий, даже, ось не имеет жёсткой связи с корпусом инструмента. При разборке верхнего демпфирующего элемента выяснилась его оригинальная конструкция. Там стоят четыре мягких резиновых бочонка в косых пазах — когда нажимается рукоятка, бочонки сжимаются и прокатываются по пазам. При этом, обеспечивается мягкое демпфирование и мягкая блокировка при очень сильном нажатии на основную рукоятку. Тщательно продуманное и эффективное решение.
Далее, откручиваем шесть винтов М5 крепления задней крышки корпуса, снимаем её. Перед нами главная плата управления — всё так же герметично. По всей видимости, тут реализован процесс преобразования переменного напряжения в постоянное, как у сварочных инверторов. Решение хорошо известное и очень надёжное. Дальше снимаем нижнюю крышку корпуса двигателя и видим обмотки статора и задний опорный подшипник ротора. Он полностью открыт, и это может показаться странным: а где защита? Но, на крышке есть несколько резиновых уплотнений, одно из которых полностью закрывает подшипник и открывает его только при снятии крышки.
Статор из шести катушек. Три серые отметки на белой заливке — датчики Холла
Корпус двигателя со статором, эта деталь выполняет функцию радиатора охлаждения статора
Далее, откручиваем четыре винта М5 и отсоединяем статор с корпусом двигателя. Отсоединять нужно аккуратно и с большим усилием, на роторе стоят крайне мощные постоянные магниты, по этой же причине не стоит откладывать ротор в места со стальными деталями, оторвать их будет непросто. Сам ротор выглядит, как произведение технического искусства: по краям стоят две латунные балансировочные шайбы. Дело в том, что такой ротор из-за сильных магнитов невозможно отбалансировать по стальной части, она неизбежно намагнитит гору стружки. На крыльчатке стоят магнитные метки для тех датчиков Холла, которые расположены на плате статора. Их хорошо видно по серой заливке на белом фоне другой заливки. И ещё: тут функцию охлаждения статора выполняет в основном массивный алюминиевый корпус двигателя.
Откручиваем четыре винта М5 на верхней крышке корпуса редуктора, снимаем переключатель режимов и крышку. Под ней виден механизм и тяги переключателя режимов над шатуном. В отсеке сзади стоит противовес системы снижения вибрации. Сам противовес выполнен в виде груза на шатуне и двух плоских возвратных пружин. Принцип его работы совершенно очевиден: все возникающие колебания будут передаваться на груз через возвратные пружины, и после первых колебаний он начнёт движение в противофазе с колебаниями, тем самым снижая их на корпусе. На грузе есть резиновые кольца, предотвращающие жёсткий удар груза о стенки корпуса в случае сильной амплитуды. Снять его пришлось, поскольку четыре винта М5, которые крепят основание противовеса, вкручены в крышку корпуса редуктора, где стоит ротор двигателя
Противовес системы активного подавления вибрации, демпфер основной рукоятки и тяги переключателя режимов
Шатун и коленвал пневматического ударного механизма
Снят груз противовеса системы активного подавления вибрации, видны две плоские пружины возврата и шатун
Тяги механизма переключения режимов. На внутренней поверхности ствола видны следы хона — максимально тонкой и точной обработки
Отсоединяем крышку редуктора с ротором от корпуса редуктора. Корпус полностью герметичный, крышка стоит на картоннойпрокладке. Вызвало недоумение не заглушённое отверстие отсутствующего вала привода вращения, а то, что сама полость, куда ведёт отверстие, отделена от редуктора перегородкой с прокладкой. Вторичный вал привода удара, он же коленвал консольного типа, опирается на два шариковых подшипника большого диаметра.
Для доступа к стволу, необходимо открутить винт в торце передней крышки, снять её и открутить четыре винта М6 крепления корпуса ствола к корпусу редуктора. Для отсоединения узла необходимо ещё снять коромысло привода тяг переключателя режима. Снимаем его просто вверх, придерживая одну из тяг. Поршень и шатун пластиковые, это необходимо для защиты остальных узлов редуктора при случайной поломке шатуна, чтобы его возможные обломки не разбили все вокруг — пластик просто перемелет в труху без повреждения коленвала. Как всегда, все узлы герметичны, выполнены на прокладках. Для снятия ствола и переднего опорного подшипника, необходимо снять два стопорных кольца в передней части ствола. Внутреннее кольцо без ушек, со скосами, снимается специальным съёмником.
Сальник в корпусе ствола
После этого вынимаем очень маленький штифт в торце корпуса, со стороны корпуса редуктора — штифт стоит слева и его сложно заметить из-за обильной смазки. После этого, ствол полностью вытряхивается из корпуса со всеми механизмами. Первое, на что упал взгляд, это передний опорный подшипник ствола. Во-первых, его габариты внушают уважение, а во-вторых, это фирменный японский подшипник NSK. Все подшипники в этом инструменте самого высокого качества, все — от именитых компаний производства Японии, Индонезии и Тайваня. Редкий парад щедрости для современного инструмента!
Ствол со всеми механизмами. Подшипник — японский NSK!
Механизмы в корпусе ствола имеют пластиковые детали, и тут они должны быть именно пластиковыми. Первая деталь — пластиковое кольцо — защищает стенки корпуса ствола от соприкосновения с возвратной пружиной муфты фиксацииоснастки. И в ней же направляющие вилки переключения режимов. Вторая деталь стоит между зубьями корпуса и зубьями муфты фиксации оснастки, это хорошая защита корпуса от износа о закалённую муфту. Кроме того, тут две возвратные пружины, одна — от самой муфты, вторая — от той самой пластиковой детали. Это даёт возможность при переключении режимов обеспечить предельную мягкость и чёткость, а также исключает вероятность невключения или неполного включения.
За передним опорным подшипником ствола стоит демпфер, аналогичный стоит также и в патроне, там есть ещё резиновое кольцо за опорнойшайбой возвратной пружины патрона. В этой конструкции практически исключены любые ненужные соударения металла с металлом, они только там, где формируется непосредственно удар.
Безусловно, это инструмент самого вы¬сокого уровня, с наиболее передовыми инженерными решениями, доступными в инструментальном мире на сегодняшний день. Качество исполнения, сборки, обработки дталей — выше всяких похвал. Применяемые подшипники — лучших производителей. Этот инструмент без компромиссов, с максимальными качеством и надёжностью в каждом узле.