ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



ГОСТ 20444-85. Транспортные потоки Методы измерения шумовой характеристики

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

 

ГОСТ 20444-85

 

Группа Т34

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР

 

 

Шум

 

Транспортные потоки

 

Методы измерения шумовой характеристики

 

Noise. Traffic flows. Methods of noise

characteristic measurement

 

 

ОКП 57 6200

     Дата введения 1986-01-01

 

 

РАЗРАБОТАН     

 

Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

 

Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя

 

Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС

 

Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Минздрава РСФСР

 

Московским начуно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома

 

Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме

 

Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

 

РАЗРАБОТЧИКИ

 

Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С.   Зотов;  Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков,   канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский

 

ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

 

Директор В.А. Дроздов

 

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. N 59

 

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г.

 

 

Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

 

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

 

 

    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки  фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.

 

1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука , дБА.

 

    

2. АППАРАТУРА

 

 

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.

 

Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.

 

2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения  шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.

 

2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

 

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

 

    

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

 

 

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.

 

3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность  проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.

 

3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.

 

3.4. Измерение не должно проводиться во время  выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для  защиты измерительного микрофона от ветра.

 

3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

 

    

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

 

 

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5 0,2) м от оси  ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,50,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не   ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.

 

В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,50,1) м от уровня земли.

 

4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (250,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,50,1) м от уровня земли.

 

В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5  0,1) м от уровня земли.

 

4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.

 

4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики  - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.

 

4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать  проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.

 

4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.

 

4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.

 

4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета. 

 

4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука , дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.

 

4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

 

4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.

 

4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

 

   

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИЗМЕРЕНИЯ

 

 

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.

 

5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.

 

5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи, при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.

 

5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Обязательное

 

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ

ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

 

 

1. Место  проведения измерения.

 

2. Дата и время проведения измерения.

 

3. Продолжительность проведения измерения.

 

4. Аппаратура.

 

5. Эквивалентный уровень звука.

 

6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

 

7. Форма 2 для расчета  эквивалентного уровня звука  транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

 

8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

 

9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.

 

10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.

 

11. Схематический ситуационный план участка.

 

12. Поперечный разрез участка.

 

13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.

 

14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.

 

15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.

 

16. Название организации, проводившей измерение.

 

17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

 

 

Форма 1

 

 

#G0Уровни звука, дБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2

 

 

#G0

 

Интервалы уровней звука, дБА

 

 

 

Отметка отсчетов уровней звука в интервале

 

 

 

Число отсчетов уровней звука  в интервале

 

Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

 

 

 

Частные индексы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

От 18 до 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 23 « 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 28 « 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 33 « 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 38 « 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 43 « 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 48 « 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 53 « 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 58 « 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 63 « 67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 68 « 72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 73 « 77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 78 « 82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 83 « 87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 88 « 92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 93 « 97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 98 « 102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарное число отсчетов уровней звука ...    Суммарный индекс ...

 

 

...дБА. Эквивалентный уровень звука  ...дБА.

 

Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.

 

 

Форма 3

 

 

 

#G0Направ- ление движе- ния

 

 

 

 

Виды

транспортных средств

 

Сум- марное числотранс- порт- ных средств

 

 

Интен- сив- ность дви-

жения, ед./ч

 

 

Трамваи

 

 

 

Легковые автомобили

 

Грузовые автомобили, автомобили- тягочи и автопоезда

 

 

 

Автобусы

 

 

 

Троллей- бусы

 

Мотоциклы, мото- роллеры, мопеды и мото- велосипеды

 

Чис- ло

 

Доля, %

 

Чис- ло

 

Доля, %

 

Чис- ло

 

Доля, %

 

Чис- ло

 

Доля, %

 

Чис- ло

 

Доля, %

 

Чис- ло

 

интен- сив- ность движе - ния, тр./ч

 

А-Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б-А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В обоих направ- лениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

 

1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.

 

2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.

 

3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.

 

4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/ , где  - продолжительность измерения, мин.

 

5. Направление А-Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.

 

 

 

Форма 4

 

#G0Уровень звука

, дБА

 

Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном

, с

 

Длина трамвая

, м

 

Скорость движения трамвая

, м/с

 

Время действия уровня звука

 дБА, , с

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

     Примечания:

    

     1. Скорость движения трамвая , м/с, следует определять по формуле

         

где - длина трамвая, м;

 

- время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.

 

2. Время действия уровня звука  дБА, , с, следует определять по номограмме.

 

 

 

Форма 5

 

#G0Тип поезда

 

Уровень звука

, дБА

 

Время проезда поезда перед измерительным микрофоном

, с

 

Время проезда головной частью поезда участка железнодо- рожного  пути длиной 50 м

, с

 

Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодо-

рожного пути длиной 50 м

, с

 

Скорость движения поезда

, м/с

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

Примечание. Скорость движения поезда , м/с следует определять по формуле

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Рекомендуемое

 

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,

В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,

ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

 

 

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

 

1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.

 

2. Измерительные уровни звука (форма 1 приложения  1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.

 

3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.

 

4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней  звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.

 

 

 


Таблица 1

 

 

#G0Доля числа

 

Интервалы уровней звука, дБА

 

отсчетов в данном интервале уровней звука в суммар

 

 

От 18 до 22

 

 

От 23 до 27

 

 

От 28 до 32

 

 

От 33 до 37

 

 

От 38 до 42

 

 

От 43 до 47

 

 

От 48 до 52

 

 

От 53 до 57

 

 

От 58 до 62

 

 

От 63 до 67

 

ном числе отсчетов, %

 

 

Частные индексы

 

0,1

 

0

 

0

 

0

 

0

 

1

 

3

 

10

 

32

 

100

 

316

 

0,2

 

0

 

0

 

0

 

1

 

2

 

6

 

20

 

63

 

200

 

632

 

0,3

 

0

 

0

 

0

 

1

 

3

 

9

 

30

 

95

 

300

 

949

 

0,4

 

0

 

0

 

0

 

1

 

4

 

13

 

40

 

126

 

400

 

1265

 

0,5

 

0

 

0

 

1

 

2

 

5

 

16

 

50

 

158

 

500

 

1581

 

0,6

 

0

 

0

 

1

 

2

 

6

 

19

 

60

 

190

 

600

 

1897

 

0,7

 

0

 

0

 

1

 

2

 

7

 

22

 

70

 

221

 

700

 

2213

 

0,8

 

0

 

0

 

1

 

3

 

8

 

25

 

80

 

253

 

800

 

2530

 

0,9

 

0

 

0

 

1

 

3

 

9

 

28

 

90

 

285

 

900

 

2846

 

1,0

 

0

 

0

 

1

 

3

 

10

 

32

 

100

 

316

 

1000

 

3162

 

1,3

 

0

 

0

 

1

 

4

 

13

 

41

 

130

 

411

 

1300

 

4111

 

1,7

 

0

 

1

 

2

 

5

 

17

 

54

 

170

 

538

 

1700

 

5375

 

2,0

 

0

 

1

 

2

 

6

 

20

 

63

 

200

 

632

 

2000

 

6324

 

3

 

0

 

1

 

3

 

9

 

30

 

95

 

300

 

949

 

3000

 

9486

 

4

 

0

 

1

 

4

 

13

 

40

 

126

 

400

 

1265

 

4000

 

12648

 

5

 

1

 

2

 

5

 

16

 

50

 

158

 

500

 

1581

 

5000

 

15810

 

6

 

1

 

2

 

6

 

19

 

60

 

190

 

600

 

1897

 

6000

 

18972

 

7

 

1

 

2

 

7

 

22

 

70

 

221

 

700

 

2213

 

7000

 

22134

 

8

 

1

 

3

 

8

 

25

 

80

 

253

 

800

 

2530

 

8000

 

25296

 

9

 

1

 

3

 

9

 

28

 

90

 

285

 

900

 

2846

 

9000

 

28458

 

10

 

1

 

3

 

10

 

32

 

100

 

316

 

1000

 

3162

 

10000

 

31620

 

12

 

1

 

4

 

12

 

38

 

120

 

379

 

1200

 

3794

 

12000

 

37944

 

14

 

1

 

4

 

14

 

44

 

140

 

443

 

1400

 

4427

 

14000

 

44268

 

16

 

2

 

5

 

16

 

51

 

160

 

506

 

1600

 

5059

 

16000

 

50592

 

18

 

2

 

6

 

18

 

57

 

180

 

569

 

1800

 

5692

 

18000

 

56976

 

20

 

2

 

6

 

20

 

63

 

200

 

632

 

2000

 

6324

 

20000

 

63240

 

25

 

3

 

8

 

25

 

79

 

250

 

791

 

2500

 

7905

 

25000

 

79050

 

30

 

3

 

9

 

30

 

95

 

300

 

949

 

3000

 

9486

 

30000

 

94860

 

35

 

4

 

11

 

35

 

111

 

350

 

1107

 

3500

 

11067

 

35000

 

110670

 

40

 

4

 

13

 

40

 

126

 

400

 

1265

 

4000

 

12648

 

40000

 

126480

 

45

 

5

 

14

 

45

 

142

 

450

 

1423

 

4500

 

14229

 

45000

 

142290

 

50

 

5

 

16

 

50

 

158

 

500

 

1581

 

5000

 

15810

 

50000

 

158100

 

60

 

6

 

19

 

60

 

190

 

600

 

1897

 

6000

 

18972

 

60000

 

189720

 

70

 

7

 

22

 

70

 

221

 

700

 

2213

 

7000

 

22134

 

70000

 

221340

 

80

 

8

 

25

 

80

 

253

 

800

 

2530

 

8000

 

25296

 

80000

 

252960

 

90

 

9

 

28

 

90

 

285

 

900

 

2846

 

9000

 

28458

 

90000

 

284580

 

100

 

10

 

32

 

100

 

316

 

1000

 

3162

 

10000

 

31620

 

100000

 

316200

 

 

 

Продолжение табл. 1

 

 

#G0Доля числа

 

Интервалы уровней звука, дБА

 

отсчетов  в данном интервале уровней звука в

 

 

От 68

до 72

 

 

От 73

до 77

 

 

От 78

до 82

 

 

От 83

до 87

 

 

От 88

до 92

 

 

От 93

 до 97

 

 

От 98

до 102

 

суммарном числе отсчетов, %

 

 

Частные индексы

 

0,1

 

1000

 

3162

 

10000

 

31620

 

100000

 

316200

 

1000000

 

0,2

 

2000

 

6324

 

20000

 

63240

 

200000

 

632400

 

2000000

 

0,3

 

3000

 

9486

 

30000

 

94860

 

300000

 

948600

 

3000000

 

0,4

 

4000

 

12648

 

40000

 

126480

 

400000

 

1264800

 

4000000

 

0,5

 

5000

 

15810

 

50000

 

158100

 

500000

 

1581000

 

5000000

 

0,6

 

6000

 

18972

 

60000

 

189720

 

600000

 

1897200

 

6000000

 

0,7

 

7000

 

22134

 

70000

 

221340

 

700000

 

2213400

 

7000000

 

0,8

 

8000

 

25296

 

80000

 

252960

 

800000

 

2529600

 

8000000

 

0,9

 

9000

 

28458

 

90000

 

284580

 

900000

 

2845800

 

9000000

 

1,0

 

10000

 

31620

 

100000

 

316200

 

1000000

 

3162000

 

10000000

 

1,3

 

13000

 

41106

 

130000

 

411060

 

1300000

 

4110600

 

13000000

 

1,7

 

17000

 

53754

 

170000

 

537540

 

1700000

 

5375400

 

17000000

 

2,0

 

20000

 

63240

 

200000

 

632400

 

2000000

 

6324000

 

20000000

 

3

 

30000

 

94860

 

300000

 

948600

 

3000000

 

9486000

 

30000000

 

4

 

40000

 

126480

 

400000

 

1264800

 

4000000

 

12648000

 

40000000

 

5

 

50000

 

158100

 

500000

 

1581000

 

5000000

 

15810000

 

50000000

 

6

 

60000

 

189720

 

600000

 

1897200

 

6000000

 

18972000

 

60000000

 

7

 

70000

 

221340

 

700000

 

2213400

 

7000000

 

22134000

 

70000000

 

8

 

80000

 

252960

 

800000

 

2529600

 

8000000

 

25296000

 

80000000

 

9

 

90000

 

284580

 

900000

 

2845800

 

9000000

 

28458000

 

90000000

 

10

 

100000

 

316200

 

1000000

 

3162000

 

10000000

 

31620000

 

100000000

 

12

 

120000

 

379440

 

1200000

 

3794400

 

12000000

 

37944000

 

120000000

 

14

 

140000

 

442680

 

1400000

 

4426800

 

14000000

 

44268000

 

140000000

 

16

 

160000

 

505920

 

1600000

 

5059200

 

16000000

 

50592000

 

160000000

 

18

 

180000

 

569160

 

1800000

 

5691600

 

18000000

 

56916000

 

180000000

 

20

 

200000

 

632400

 

2000000

 

6324000

 

20000000

 

63240000

 

200000000

 

25

 

250000

 

790500

 

2500000

 

7905000

 

25000000

 

79050000

 

250000000

 

30

 

300000

 

948600

 

3000000

 

9486000

 

30000000

 

94860000

 

300000000

 

35

 

350000

 

1106700

 

3500000

 

11067000

 

35000000

 

110670000

 

350000000

 

40

 

400000

 

1264800

 

4000000

 

12648000

 

40000000

 

126480000

 

400000000

 

45

 

450000

 

1422900

 

4500000

 

14229000

 

45000000

 

142290000

 

450000000

 

50

 

500000

 

1581000

 

5000000

 

15810000

 

50000000

 

158100000

 

500000000

 

60

 

600000

 

1897200

 

6000000

 

18972000

 

60000000

 

189720000

 

600000000

 

70

 

700000

 

2213400

 

7000000

 

22134000

 

70000000

 

221340000

 

700000000

 

80

 

800000

 

2529600

 

8000000

 

25296000

 

80000000

 

252960000

 

800000000

 

90

 

900000

 

2845800

 

9000000

 

28458000

 

90000000

 

284580000

 

900000000

 

100

 

1000000

 

3162000

 

10000000

 

31620000

 

100000000

 

316200000

 

1000000000

 

 

5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.

 

6. Определяют величину , дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

 

    

Таблица 2

 

    

#G0Суммар-ный индекс

 

, дБА

 

Суммар-

ный индекс

 

, дБА

 

Суммар-

ный индекс

 

, дБА

 

Суммар-

ный индекс

 

, дБА

 

10

 

10

 

1585

 

32

 

251200

 

54

 

39810000

 

76

 

13

 

11

 

1995

 

33

 

316200

 

55

 

50120000

 

77

 

16

 

12

 

2512

 

34

 

398100

 

56

 

63100000

 

78

 

20

 

13

 

3162

 

35

 

501200

 

57

 

79430000

 

79

 

25

 

14

 

3981

 

36

 

631000

 

58

 

100000000

 

80

 

32

 

15

 

5012

 

37

 

794300

 

59

 

125900000

 

81

 

40

 

16

 

6310

 

38

 

1000000

 

60

 

158500000

 

82

 

50

 

17

 

7943

 

39

 

1259000

 

61

 

199500000

 

83

 

63

 

18

 

10000

 

40

 

1585000

 

62

 

251200000

 

84

 

79

 

19

 

12590

 

41

 

1995000

 

63

 

316200000

 

85

 

100

 

20

 

15850

 

42

 

2512000

 

64

 

398100000

 

86

 

126

 

21

 

19950

 

43

 

3162000

 

65

 

501200000

 

87

 

159

 

22

 

25120

 

44

 

3981000

 

66

 

631000000

 

88

 

200

 

23

 

31620

 

45

 

5012000

 

67

 

794300000

 

89

 

251

 

24

 

39810

 

46

 

6310000

 

68

 

100000000

 

90

 

316

 

25

 

50120

 

47

 

7943000

 

69

 

 

 

 

 

398

 

26

 

63100

 

48

 

10000000

 

70

 

 

 

 

 

501

 

27

 

79430

 

49

 

12590000

 

71

 

 

 

 

 

631

 

28

 

100000

 

50

 

15850000

 

72

 

 

 

 

 

794

 

29

 

125900

 

51

 

19950000

 

73

 

 

 

 

 

1000

 

30

 

158500

 

52

 

25120000

 

74

 

 

 

 

 

1259

 

31

 

199500

 

53

 

31620000

 

75

 

 

 

 

 

 

     7. Эквивалентный уровень звука , дБА, вычисляют по формуле

    

    

    

Пример расчета

 

 

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

    

    

    

Форма 1

 

 

#G0Уровни звука, дБА

 

 

59

 

63

 

65

 

64

 

66

 

65

 

67

 

67

 

69

 

71

 

74

 

75

 

73

 

71

 

68

 

69

 

71

 

70

 

73

 

74

 

72

 

68

 

67

 

65

 

63

 

63

 

65

 

67

 

68

 

70

 

71

 

72

 

74

 

72

 

70

 

69

 

67

 

67

 

65

 

64

 

64

 

66

 

67

 

67

 

69

 

70

 

70

 

72

 

73

 

75

 

73

 

71

 

71

 

69

 

69

 

68

 

66

 

68

 

69

 

71

 

71

 

70

 

68

 

67

 

65

 

66

 

65

 

63

 

64

 

66

 

67

 

66

 

69

 

70

 

71

 

71

 

70

 

69

 

68

 

68

 

66

 

67

 

65

 

66

 

68

 

70

 

71

 

70

 

72

 

74

 

75

 

73

 

72

 

70

 

68

 

69

 

71

 

70

 

71

 

68

 

69

 

71

 

70

 

72

 

74

 

76

 

74

 

75

 

77

 

75

 

76

 

74

 

73

 

71

 

73

 

70

 

69

 

71

 

73

 

75

 

74

 

76

 

77

 

77

 

75

 

76

 

74

 

73

 

71

 

70

 

72

 

69

 

68

 

70

 

73

 

71

 

74

 

75

 

77

 

75

 

76

 

73

 

72

 

69

 

66

 

68

 

67

 

66

 

65

 

63

 

62

 

63

 

64

 

61

 

62

 

60

 

61

 

63

 

65

 

64

 

67

 

68

 

70

 

73

 

71

 

72

 

74

 

74

 

75

 

74

 

71

 

70

 

68

 

70

 

69

 

67

 

63

 

62

 

64

 

67

 

66

 

68

 

69

 

71

 

71

 

73

 

74

 

72

 

70

 

73

 

76

 

75

 

73

 

70

 

68

 

66

 

67

 

69

 

67

 

65

 

63

 

65

 

64

 

65

 

67

 

66

 

67

 

69

 

72

 

73

 

74

 

76

 

75

 

77

 

79

 

77

 

75

 

76

 

73

 

71

 

69

 

66

 

64

 

63

 

65

 

63

 

64

 

63

 

65

 

67

 

70

 

71

 

70

 

72

 

71

 

73

 

75

 

74

 

76

 

77

 

76

 

74

 

71

 

70

 

71

 

69

 

67

 

68

 

66

 

65

 

64

 

62

 

64

 

68

 

69

 

72

 

74

 

75

 

77

 

80

 

76

 

73

 

71

 

69

 

67

 

68

 

65

 

67

 

69

 

68

 

70

 

71

 

70

 

72

 

72

 

69

 

67

 

64

 

63

 

61

 

60

 

63

 

66

 

65

 

67

 

70

 

73

 

74

 

77

 

75

 

72

 

70

 

71

 

69

 

70

 

68

 

67

 

65

 

62

 

61

 

 

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука , дБА.

 

Расчет производим в следующем порядке.

 

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.

 

 

2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

    

    

Форма 2

 

 

#G0

 

Интервалы уровней звука, дБА

 

 

 

 

Отметки отсчетов уровней

звука в интервале

 

 

 

Число отсчетов уровней звука в интервале

 

Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

 

 

 

 

Частные индексы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

От 18 до 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 23 « 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 28 « 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 33 « 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 38 « 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 43 « 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 48 « 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 53 « 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 58 « 62

 

//////////////////////////

 

12

 

4

 

4000

 

« 63 « 67

 

///////////////////////////////

////////////////////////////////

/////////////////////////

 

88

 

30

 

94860

 

« 68 « 72

 

///////////////////////////////////////////

///////////////////////////////////////////

/////////////////////////////////////////////

 

123

 

40

 

400000

 

« 73 « 77

 

//////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////

/////////////////////////////////////////////

 

75

 

25

 

790500

 

« 78 « 82

 

//

 

2

 

0,7

 

70000

 

« 83 « 87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 88 « 92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 93 « 97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« 98 « 102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360 =61 дБА. Эквивалентный уровень звука  =71 дБА.

 

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.

 

3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.

 

Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.

 

4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).

 

Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.

 

Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.

 

5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.

 

6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину  , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).

 

7. Вычисляем эквивалентный уровень звука , дБА, по формуле    

 

 дБА.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Рекомендуемое

 

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА

ТРАМВАЕВ

 

 

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

 

1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука , дБА, по формуле

 

где - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

 

n - число измеренных уровней звука.

 

2. Определяют среднее значение времени действия , с, уровней звука  по формуле

 

где  - время действия, с, уровней звука   (графа 6 формы 5 приложения 1).

 

3. Определяют величину поправки , дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука .

 

 

#G0Среднее значение времени действия

, с, уровней звука    

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

Поправка

, дБА

 

-30,8

 

-29,5

 

-28,6

 

-27,8

 

-27,1

 

26,5

 

 

4. Определяют величину поправки 10 , дБА, где n - число измеренных уровней звука.

 

5. Эквивалентный уровень звука , дБ, вычисляют по формуле

 

    

Пример расчета

 

 

     На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

         

    

Форма

 

 

#G0Модель трамвая

 

Уровень звука

, дБА

 

Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном

, с

 

Длина трамвая

, м

 

Скорость движения трамвая

, м/с

 

Время действия

, с, уровня звука

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

Т-2

 

88

 

1,3

 

15

 

11,5

 

4,7

 

«

 

82

 

1,2

 

15

 

12,5

 

4,3

 

»

 

88

 

2,8

 

30

 

10,7

 

7,4

 

«

 

88

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

87

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

88

 

1,5

 

15

 

10,0

 

5,4

 

«

 

88

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

86

 

2,7

 

30

 

11,1

 

7,2

 

«

 

86

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

87

 

1,3

 

15

 

11,5

 

4,7

 

«

 

88

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

86

 

1,2

 

15

 

12,5

 

4,3

 

«

 

86

 

1,3

 

15

 

11,5

 

4,7

 

«

 

87

 

2,7

 

30

 

11,1

 

7,2

 

«

 

87

 

1,5

 

15

 

10,0

 

5,4

 

«

 

86

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

85

 

1,3

 

15

 

11,5

 

4,7

 

«

 

86

 

1,4

 

15

 

10,7

 

5,0

 

«

 

87

 

2,6

 

30

 

11,5

 

6,9

 

«

 

85

 

1,2

 

15

 

12,5

 

4,3

 

 

 

 

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

 

1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

 

дБА.

 

     2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука

    

    

 с.

 

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука

         

дБА.

 

     4. Определяем величину поправки 10 . В рассматриваемом примере n=20.    

    

10 =13 дБА.

 

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

 

    

=86,6 - 28,4 + 13 + 3=74,2 дБА 74 дБА.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Рекомендуемое

 

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

 

 

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

 

 

1. Вычисляют эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле     

 

    

 

где - -й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

 

 - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;

 

 - время проезда -го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);

 

 - скорость движения -го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);

 

 - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно =25 м.

 

2. Эквивалентный уровень звука , дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов, , дБА, по формуле

 

 

или при помощи таблицы.

 

 

#G0Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

15

 

20

 

, дБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА

 

3,0

 

2,5

 

2,0

 

1,8

 

1,5

 

1,2

 

1,0

 

0,8

 

0,6

 

0,5

 

0,4

 

0,2

 

0,1

 

 

 

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:

 

вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;

 

определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;

 

производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.

 

Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д.

 

 

Пример расчета

 

 

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

 

 

Форма

 

 

#G0

Тип

 поезда

 

 

Уровень звука,

, дБА

 

Время проезда поезда перед измеритель-ным микрофоном

, с

 

Время проезда головной частью поезда участка железнодо-рожного пути длиной 50 м

, с

 

Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодо-рожного пути длиной 50 м

, с

 

 

Скорость движения поезда

, м/с

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

Электро- поезд

 

85

 

11,6

 

2,2

 

2,1

 

23,2

 

То же

 

83

 

11,9

 

2,2

 

2,2

 

22,7

 

«

 

82

 

15,5

 

2,9

 

2,9

 

17,5

 

«

 

88

 

9,3

 

2,0

 

2,1

 

24,4

 

«

 

82

 

13,4

 

2,4

 

2,6

 

20,0

 

Пассажир-

ский

 

78

 

23,1

 

2,8

 

2,8

 

17,8

 

Электро-

поезд

 

79

 

16,2

 

3,0

 

3,0

 

16,7

 

То же

 

82

 

13,1

 

2,4

 

2,4

 

20,8

 

«

 

89

 

11,0

 

2,1

 

2,0

 

24,4

 

Грузовой

 

80

 

92,0

 

3,9

 

3,6

 

13,4

 

Электро-

поезд

 

78

 

17,6

 

3,2

 

3,4

 

15,2

 

То же

 

86

 

8,9

 

1,9

 

2,0

 

25,1

 

 

    

     Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

    

     1. Вычисляем эквивалентные уровни звука , дБА, отдельных поездов по формуле    

    

     Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен

    

     

    

    

 дБА

 

 

2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

 

64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

 

3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука

 

64,2 - 64,2 =0.

 

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уроней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.

 

Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука

 

64,2 + 3=67,2.

 

Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука    

 

67,2 - 62,5=4,7 дБА.

 

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука    

 

67,2 + 1,3=68,5 дБА.

 

Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем  значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа    

 

 =71,1 дБА 71 дБА.

 

 

 

 

   


 Текст документа сверен по:    

     официальное издание

     М: Издательство стандартов, 1995

   

 

#T61440

 

#P 6 0 65535 0 00001. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. АППАРАТУРА

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

Чертеж

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (рекомендуемое). РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

#E#T61441

 

ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

#M12291 9000748Постановление Госстроя СССР#S от 25.4.85 N 59

#M12291 9041212ГОСТ#S от 25.4.85 N 20444-85

#M12291 9000050Госстрой СССР#S

    

#M12291 9000002Действующий#S

Дата начала действия: 1.1.86

 

Опубликован: Официальное издание, М: Издательство стандартов, 1995 год

Введено:  «ИМЦ» ( г. Киев, ул. М. Кривоноса, 2а; т/ф. 249-34-04 )


Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: