Сегодня в нашей рубрике - воспоминания о том, как восстанавливали родовое поместье великого писателя Николая Васильевича Гоголя
«Впервые я попал в село Васильевку (сейчас – Гоголево - прим. ред.), на родину Николая Васильевича Гоголя, в 1944 году, когда по заданию облисполкома поехал посмотреть, что можно сделать на месте уничтоженной в войну мемориальной усадьбы писателя.
Помню, вышли мы из машины посреди пустого холма. Вокруг – пустыня, и, вдруг, откуда ни возьмись, откуда-то из-под земли появляются люди. Все село жило в землянках. Не осталось там ни одной хаты. Тогда мы ограничились установкой памятного знака на месте гоголевских пенат.
Потом … село потихоньку восстанавливалось. А на холме, где стоял дом Гоголей и располагался их парк - рос один только репейник, пруд и дух над водой. Дух Гоголя.
Пожалуй, именно картина полного запустения Гоголевского имения подвигла меня предложить студентам курсовую работу: «Восстановление Гоголевской усадьбы». При жизни у Николая Васильевича Гоголя не было постоянного жилья. И после смерти не было музея ни в Петербурге, ни в Москве. Год за годом писались курсовые работы. Потом пошли дипломы, и оказалось, что не все так безвозвратно утеряно.
Кроме фотографий и рисунков фасадов домов нашлись многочисленные описания и усадьбы, и внутренности зданий, особенно, флигеля - где, по преданию, он писал второй том «Мертвых душ». Сохранились описания от многочисленных посетителей этих мест, в том числе видных деятелей русской культуры, потому что гоголевская усадьба стала в прошлом веке (уже позапрошлом – прим. ред.) местом паломничества.
А больше всего, «помог» сам Николай Васильевич Гоголь. Он любил свое родовое поместье и часто, в письмах матери, давал подробные инструкции по поводу того, что и как там сделать. Какие окна, какие колонны на фасаде, какие ламбрекены вешать. Шлет он матери «перспективу Невского проспекта» (набор прекрасных литографий) и одновременно указание: в какой комнате, на какой стене и как развесить. В Таллинне, случайно, в букинистическом магазине обнаружился альбом фотографий «Родина Гоголя», выпущенный в начале века полтавским фотографом-художником Хмелевским. В общем, справились!
В итоге, появились энтузиасты: идея восстановления Гоголевского имения кроме меня увлекла полтавского художника Виктора Батурина. Третьим - стал тогдашний заместитель начальника областного управления культуры Дмитрий Павлович Кальной. На многие годы для нас троих это стало делом нашей жизни. В Полтаве нас поддержали. Но нужны были деньги, экспонаты, помощники... Историю наших трехлетних приключений в московских и киевских инстанциях, контактов с писателями, музейщиками и черт-те с кем еще в столицах и не столицах, мистических (в стиле Гоголя) совпадений и фантастических везений я напишу когда-нибудь отдельно. Кончилось все тем, что музей стоит!»
Прим. ред. – Потрачено много сил, времени и нервов, работало огромное количество специалистов и энтузиастов, но и музей великого писателя был восстановлен. А в наше время, много лет длится, так называемая, реставрация Музея Тараса Шевченко в Киеве, на одноименном бульваре, угрохали массу денег, а в эксплуатацию он официально так и не принят. ГАСК не позволяет: музейные работники – народ бедный, не могут контролерам заплатить.
Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua