"Сегодня строительную деятельность регулирует 7 основных законов и отдельные положения около 50 законодательных актов. Мы хотим выйти на единый комплексный формат этого важного документа", - объяснил заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе.
Пока процесс находится на стадии подачи предложений об усовершенствовании нормативной базы. Но среди того, что подано, есть несколько важных новаций. Например, предлагается ввести страхование ответственности архитекторов и строительных подрядчиков. А также усилить роль общественности еще на этапе проектирования объектов.
Есть надежда, что в итоге могут быть внесены в законодательство такие изменения, которые введут обязательное страхование не только самих объектов, но и ответственности строителей перед гражданами, например, за некачественно построенное жилье.
"За границей архитектор обязательно страхует свою ответственность. Вместе с аттестатом или сертификатом, подтверждающим квалификацию архитектора, заказчик проекта обязательно требует страховку, сумма которой соответствует возможным потерям при сооружении или эксплуатации объекта", - рассказал UBR президент Национального союза архитекторов Украины Владимир Гусаков.
По его словам, это сразу изменит многие процессы в сфере строительства. Например, во Франции страховые компании внимательно изучают объекты уже на стадии проектирования, так как крайне заинтересованы в высоком качестве проекта (чтобы снизить свои риски выплат по страховке). Они нанимают специальных экспертов и проводят реальный анализ проектов, а не подходят формально, как это принято в Украине.
По информации ProfiDOM.com.ua, подрядчик также должен проходить процедуру индивидуального страхования руководителя стройки. Страхуют как сами объекты, так и людей, которые на них работают.
"Сейчас этого просто нет. Мы стали саморегулируемой организацией и теперь выдаем аттестат, во время получения которого специалисты платят страховой взнос. Это только начало, пока добровольно страхуются только проектировщики (архитекторы, инженеры-проектировщики и инженеры технологического надзора)", - отметил Гусаков.
Кроме того, предлагается усилить роль общественности при проектировании новых строек. Так как протесты жителей и общественных активистов против строительства АЗС, высоток в историческом центре столицы, застройки зеленых зон и т. д. приобрели массовый характер.
"Жилые дома строятся без учета детальных планов застройки территорий, ведется хаотичная застройка, что говорит о неработоспособности многих законов", - рассказал глава комитета Строительной палаты Украины Анатолий Карминский.
Поэтому надо пересмотреть ситуацию и сделать общественность полноценным участником процесса планирования и разработки документации на строительство.
Например, представители "Союза спасения Голосеево" требуют вернуть общественные слушания при сооружении конкретных домов, а не только для проектов детальных планов застройки территорий, как это происходит сейчас.
Отдельного урегулирования требует деятельность новых игроков на рынке - самоуправляемых организаций, которые имеют определенные полномочия, как, например, Союз архитекторов. Это, по мнению Владимира Гусакова, может существенно повлиять на характер взаимоотношений между участниками строительного рынка и сделать стороны более ответственным за свои действия.
Кроме названных идей, были обозначены пути реформирования законодательства для профессиональных участников рынка. Владимир Гусаков считает, что обязательного урегулирования требуют самые разные сферы. Отчуждение земли для сооружения объектов, например, транспортной инфраструктуры или социальной сферы, так как на сегодняшний день нет работающего механизма.
Необходимо также регулирование застройки территорий, так называемый зонинг. Особенно на местном уровне, так как сейчас "существует пропасть" между тем, что пишется в градостроительной документации, и тем, что строится в реальности. Нужны также правила вывода из эксплуатации устаревшего жилфонда и прочих объектов.
"У ГАСКа чрезмерные полномочия, которые доходят до абсурда. Например, инспектор может своим решением отменить некоторые ограничения, установленные строительным законодательством", - сказал Гусаков.
Будет ли это единый закон или сборник нормативов под одной обложкой наподобие КзоТа, пока решается. Как сообщил Лев Парцхаладзе, Украина заручилась технической, интеллектуальной и финансовой поддержкой немецких коллег, а именно Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии.
Он напомнил, что это не первая попытка объединить градостроительное законодательство в единый комплексный документ.
"Последний раз проект Градостроительного кодекса планировалось принять еще в 2010 г., но вместо этого в феврале 2011 г. был принят рамочный закон "О регулировании градостроительной деятельности". Считаю, сейчас самое время вернуться к разработке Градостроительного кодекса", - рассказал Парцхаладзе.
Первые предложения по будущей структуре и содержанию этого важного документа озвучил Анатолий Карминский.
Во-первых, территории только застраиваются, поэтому надо ввести термин "планирование развития территорий" и детально выписать планирование организации территорий. Вторая часть законодательства должна касаться архитектурно-строительного планирования.Наконец, третья часть - собственно строительство объектов. Тут надо ввести термин, определяющий объекты в процессе строительства.
Четвертый блок - эксплуатация объектов недвижимости, в которые после завершения стройки превращаются объекты строительства.
Пятая часть - реконструкция, капитальный ремонт и прочие виды строительных работ.
А все эти блоки должны быть объединены научно-проектной документацией. Планирование организации территорий заканчивается отведением участков под определенные нужды (типы объектов, которые можно строить на этой земле).
Научно-проектная документация должна состоять из задания на проектирование, архитектурного и строительного проектов.