ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 03 вересня 2015 13:10

Почему рынок стройматериалов является почти фикцией

Автор

Почему рынок стройматериалов является почти фикцией

Консалтинговые компании, порой, получают заказы на исследование рынка стройматериалов и, приступив к работе, сталкиваются с серьезными проблемами.

Оценочные данные самих производителей (по емкости рынка, темпам роста, доходности бизнеса и т.д.) зачастую не совпадают. Большинство цифр не опирается на серьезную аналитику. 

По мнению экспертов, строители и производители стройматериалов особо не утруждают себя изучением отрасли, только очень крупные игроки периодически заказывают профессиональные маркетинговые исследования

Что же касается государственной статистики, то она, далеко, неполно отражает состояние рынка. Во-первых, под отчетность попадает лишь часть компаний, во-вторых, сама система классификации стройматериалов устаревает очень быстро, с появлением новых материалов. 

К сегменту стеновых материалов, например, относятся кирпич, ячеистые бетоны и др. Однако рынок газо- и пенобетона нужно рассматривать отдельно. Еще более показательна ситуация со сборными ЖБИ. При оценке рынка учитывают как производство товарной продукции (включая трубы, колодцы и т.д.), так и мощности домостроительных комбинатов. В результате, ни те, ни другие фирмы не могут опираться на эту статистику. 

До недавнего времени, наблюдалось полное отсутствие масштабных и комплексных работ, которые дали бы цельную картину отрасли.

Причин этому – несколько:

1. Государственная статистика хромает, а производители пока не готовы обмениваться данными.

Потребность в таких исследованиях давно назрела. Причем, сами предприятия-изготовители нуждаются в точной оценке рынка, чтобы корректировать текущую работу и формировать долгосрочные бизнес-планы. 

Существует множество методов оценки. Самый простой способ — так называемое кабинетное исследование, когда специалисты анализируют данные из разных свободных источников. По этому пути идут многие компании. Но, чтобы получить максимально достоверные сведения, нужно поработать «в поле». 

Рынок стройматериалов — один из самых сложных для оценки. Здесь есть много товарных заменителей. Чтобы просчитать объемы потребления и сделать долгосрочный прогноз, нужно представлять, какие именно материалы и технологии предпочтут проектировщики.

Тяжелее всего прогнозировать сферу инфраструктурного строительства. В то же время именно на этот сегмент приходится 30-40% потребления основных стройматериалов (щебня, песка, металла, бетона). 

Говорить о дефиците стройматериалов, как таковом, не приходится. Случаев, когда объект не сдали вовремя из-за их отсутствия, не было. Необходимо также оценивать плановый объем инвестиций в отрасль

2. На рынке стройматериалов, бесспорно, существует некоторый объективный информационный вакуум. Маркетинговые исследования, проводимые строителями и поставщиками стройматериалов, - неполноценны и ориентированы на узкие сегменты. 

Профессиональные отчеты, опирающиеся на данные разных участников рынка и открытые источники, содержат более точную информацию, но и она отражает только общие границы рынка, а не его конкретные количественные характеристики. 

Каждый производитель пытается либо приукрасить свой бизнес, либо приуменьшить его объемы, чтобы не привлекать внимание. 

3. Далеко не все производители готовы раскрывать информацию. Нужен постоянный мониторинг ситуации в отрасли.

4. В советское время существовали целые институты, которые аккумулировали информацию в сфере производства стройматериалов по всем регионам. И тогда получалась объективная цельная картина. Сегодня таких данных нет. В итоге в некоторых отраслях существует дефицит, в других — переизбыток продукции. Не владея информацией о рынке, многие производители дублируют другу друга. В целом приходится констатировать дисбаланс спроса и предложения. 

5. Крупные предприятия склонны завышать объемы своего выпуска, чтобы произвести должное впечатление на инвесторов, а мелкие — занижать, избегая ответственности перед налоговыми органами. 

Особенно сложно оценивать отрасли, в которых задействовано множество мелких фирм: производство пенобетона, оконных блоков, межкомнатных дверей, паркета и т.д. Погрешность статистических данных составляет от 50 до 300%. 

Трудно проводить оценку и тех промышленных предприятий, продукция которых имеет разные сферы применения. Например, ламинированные древесные плиты могут использоваться не только в качестве напольного покрытия, но и для отделки стен. И таких примеров очень много. 

Что же касается количественных показателей — нужны глубинные расчеты, изучение эластичности спроса по цене, выяснение количества заявок от строительных организаций, отклоненных цементными заводами, а также выявление тех частных застройщиков, чьи проекты были заморожены из-за роста цен. Все это очень трудоемкие инструменты. 

Среднесрочный прогноз развития промышленности стройматериалов сделать можно. Конечно, будут погрешности, но в целом для принятия инвестиционных решений по ряду строительных материалов (цементу, бетону, ячеистому бетону, листовому стеклу, кровельным материалам и др.) таких цифр вполне достаточно.

Измаил Заславский

 
Прочитано 1319 разів

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. Вам необхідно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: