Как об этом сообщал он-лайн журнал ProfiDOM.com.ua, 9-го октября 2014 года состоялось первое заседание Клуба профессионалов строительного бизнеса.
С докладом на заседании Клуба выступил заслуженный строитель Украины, академик Академии Строительства Украины К.П.Кафиев. Ниже представляем краткое содержание его выступления.
Уважаемые коллеги! Мне сегодня выпала честь открыть первое заседание Клуба профессионалов строительного бизнеса. Инициатива, с которой выступил он-лайн журнал о строительстве ProfiDOM.com.ua, заслуживает, на мой взгляд, всяческого уважения и поддержки. Мы надеемся, что со временем, Клуб превратится в самое настоящее профессиональное объединение специалистов.
Современное состояние строительства и, прежде всего, проектного дела, вызывает нешуточную озабоченность. Принятые в последнее время законы, которые касаются проектно-строительной острасли, перекладывают всю ответсвенность за качество строительства на проектировщиков. Повторяю - за качество строительства - на проектировщиков, и, при этом, у Государственной архитектурно-строительной инспекции отбирается право проверки самого процесса строительства.
Возведение высотных зданий приняло за последнее годы характер самой настоящей эпидемии. Причины ясны – дорогая земля, колоссальные затраты на «откаты», согласования и т.д. вынуждают заказчиков, в поисках, рентабельности, «лезть вверх». Первые 40 домов строились как «экспериментальные», но результатов этих, с позволения сказать, экспериментов, никто не обобщал, выводы отсутствуют, так, что первые дома построены с отступлением от действующих на тот период норм. Кроме того, во многих случаях, прочность бетона в конструкциях каркаса – ниже проектной, что вызвано нарушениями технологии бетонирования. Контрольные кубики, характеризующие марку бетона, должны храниться во влажной среде при температуре +22 ºС, а в реальности – бетон на стройке твердеет при температуре и -10 ºС и +30 ºС.
Отмечу в скобках, что, как писал небезизвестный немецкий экономист Карл Маркс, - «нет такого преступления, на которое готовы пойти капиталисты, ради получения прибыли». Вы сами понимаете, чем это может грозить. Однако, стремление быстро построить, продать или сдать здание в аренду перевешивает все разумные доводы профессионалов.
Мне представляется, что за последние годы накопился целый клубок противоречий и проблем в нашей отрасли. И "точечные решения", увы, ничего не решают, нужен комплексный, государственный подход. Грядущая интеграция Украины в ЕС, предъявляет очень жесткие требования к отечественному проектно-строительному комплексу. И мы должны быть готовы, иначе рискуем полностью потерять все многолетние наработки и бесценный опыт нескольких поколений профессионалов.
А сейчас, если позволите, займу ваше внимание, уважаемые коллеги, темой, которая мне представляется очень актуальной. Мое выступление будет посвящено проблеме мобильных быстровозводимых зданий.
Потребности в мобильных быстровозводимых зданиях в современных условиях
История использования людьми быстровозводимых зданий уходит в далекое прошлое. Сборно-разборные дома, говоря современным языком, были у индейцев Северной Америки (вигвамы), юрты и шатры у кочевых народов Востока и т.д.
В современной истории быстровозводимым зданиям также уделялось большое внимание. Наиболее полная классификация таких сооружений дана в труде Игоря Шамсудинова «Мобильные здания». Хотя по типу и конструктивным особенностям эти здания отличались друг от друга, их объединяло одно важнейшее свойство – быстрота сборки и разборки с малым объемом несущих и ограждающих конструкций, т.е. мобильность, и что, характерно – относительная дешевизна.
Обратимся в советскую эпоху освоения Сибири, Заполярья, Дальнего Востока, т.е. во время интенсивных поисков углеводородного сырья (нефть, газ). В 50-х – 60-х годах 20-го века перед проектировщиками и архитекторами предстала важная задача - организация социально-бытовых условий для «первопроходцев» этих регионов. Так как ни индустриальная база, ни климатические условия тех районов не обеспечивали традиционное строительство.
Именно тогда появилось, т.н. «контейнерное строительство» - за время летней навигации привозились контейнеры с разнообразной «начинкой» - для работы, для жилья и досуга. Объединенные в различных сочетаниях, как кубики конструктора, эти контейнеры, в какой-то степени, обеспечивали потребности людей.
Параллельно с этим, примерно в тот же период, в Западном полушарии и в Европе наступает эпоха всеобщей автомобилизации. И автопромышленные компании, начинают выпускать «домики» на колесах, сначала, в виде прицепов, потом - как отдельные «жилые» автомобили. Так появилась вторая ветвь мобильного жилья.
С распадом СССР необходимость в контейнерном строительстве, с первого взгляда, отпала, Однако, частые паводки и подтопления в Западных районах Украины, снова поставили перед отечественными проектировщиками и строителями задачу быстровозводимое и недорогое жилье.
В 2008 году по заданию Минрегионбуда Украины, Научно-исследовательский институт строительных конструкций разработал «Технические решения индивидуальных жилых домов на основе использования железобетонных блок-комнат».
Эти блок-комнаты уже более 20 лет производятся экспериментальным конструкторским бюро Института. На базе объединенных блок-комнат построено два многоэтажных здания: жилой четырехсекционный девятиэтажный дом по адресу: ул. Соломенская, 4 и 5-ти этажный двухсекционный дом на ул. И. Клименко, 8
Номенклатура блок-комнат состоит из 3-х типоразмеров:
- 6100 х 3000 х 2830;
- 5100 х 3600 х 2800;
- 3340 х 2700 х 2790.
Комбинации из этих блоков позволяет строить индивидуальные и повторно-применяемые дома для временного или постоянного проживания.
Т.е, разработан конструктив – основа, позволяющая «сложить» любую квартиру из любого количества комнат. Сроки возведения – минимальные: индивидуальный дом, может быть сдан «под ключ» за 7-10 дней.
Собственно, строительство занимает минимум времени, большая часть идет на отделку, проведение и подключение инженерных сетей, электричества, обустройство утепления.
По рекомендациям разработчика, НИИСКа, для получения оптимального энергосберегающего эффекта, стены блок-комнат следует утеплять такими современными материалами, как ISOVER.
Кроме того, при отделке конструкций, наилучший результат показали сухие строительные смеси Ceresit, производства компании «Хенкель». Также, разработчики этих домов считают, что применение окон из профилей REHAU, VEKA или SALAMANDER дадут максимальный эффект энергосбережения и экологичности.
Городок из таких быстровозводимых домов из объемных блок-комнат, к примеру, можно было бы выстроить на территориях многочисленных бездействующих промышленных предприятий, поскольку, на этих территориях присутствует развитая инженерно-транспортная инфраструктура. Кроме того, строительство можно вести в пригородах крупных центров, а после окончания военных действий – в юго-восточных регионах.
Преимуществ такого строительства много – особенно подкупает стоимость: около 3-3,5 тыс. грн за квадратный метр площади (с подключенными инженерными сетями). Однако, предложенным конструкциям из объемных блок комнат присущ недостаток, который заключается, главным образом, в том, что, ввиду размеров самих блоков, требуется крупногабаритная тяжелая техника для их транспортировки и установки.
Однако, считают специалисты НИИСКа, если заняться этим вопросом на государственном уровне, то проблем будет не больше, чем при строительстве легких каркасных домиков.
Кроме того, грамотное размещение таких зданий сводит к минимуму инженерную подготовку территории и процессы подключения к сетям.
Непростая ситуация в стране, клубок политических и социально-экономических проблем, поэтому правительство должно очень быстро реагировать на потребности, возникшие в последние месяцы.
И чем скорее в стране будет налажена индустрия быстровозводимых, мобильных зданий всех возможных конструкций, тем быстрее снимется проблема расселения огромной массы временно перемещенных лиц.
Спасибо за внимание!
К.П. Кафиев, заслуженный строитель Украины, академик Академии Строительства Украины